Интегрированный урок чтения

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Учебные материалы: ТСО, иллюстрированный зрительный ряд, творческие работы детей, цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны цветов, ватман, музыкальные произведения П. И. Чайковского.

Цели урока:

  1. Развитие монологической речи.
  2. Формирование умения работы с обязательной и дополнительной литературой.
  3. Развитие творческих способностей.
  4. Установление внутренних связей между предметами эстетического цикла.
  5. Воспитание любви к природе.
  6. Научить анализировать, понимать чувства и настроение произведений литературы и живописи.

Ход урока

I. Организационный момент.

У. Сегодня у нас необычный урок. Это урок литературы и художественного творчества. Вам надо вспомнить, что такое “живой язык природы”. Подводя итог урока, мы соберем замечательный весенний букет.

II. Постановка цели урока.

У. Сегодня мы заканчиваем тему “Весна”. Давайте вместе подумаем над тем, что такое “живой язык весны” и обобщим наши знания о природе, которые мы получили из художественных произведений.

III. Проверка домашнего задания.

У. Какие звуки можно услышать в это время года в природе?

(Дети зачитывают примеры, используя таблицу в тетради с предложениями из текстов учебника и дополнительной литературы).

Таблица. (Приложение 1)

У. Чем ещё нас может удивить и порадовать весна?
Д. Своими красками и запахами.

(Используются для ответов примеры из таблицы).

У. Я думаю, что вы на верном пути. Весна разговаривает с нами языком звуков, красок и запахов. После любого разговора у людей возникает чувство радости, грусти или удовлетворения. Мы много говорили с вами о том, что часто природа даёт людям силы, вдохновение для создания прекрасных произведений искусства.

У. Кто хочет рассказать о мгновениях весны, которые вам запомнились?

(Ученики читают свои рассказы – весенние зарисовки, сделанные дома и в классе).

Фрагменты из рассказов учащихся.

  1. Передо мной ветка черёмухи. Её белые маленькие цветы образуют кисточку, похожую на пушистый барашек, который прячется в нежной зелени. Сладкий аромат распространяется повсюду. Сразу вспоминаешь строчки: “Черёмуха душистая с весною расцвела”. Стоишь и надышаться не можешь…
  2. Весенний ручей журчит, ищет дорогу к большой луже. Я вижу в нём маленькую льдинку. Она то опускается, то поднимается на поверхность. Тогда она сверкает на солнце, как искорка. Я знаю, её скоро не станет, она умрёт, превратится в каплю воды…До свидания, льдинка!

IV. Выразительное чтение отрывка из рассказа И. Шмелёва (индивидуальная карточка для ученика).

…кап…кап…кап…кап-кап…

Засыпая, я слышу, как шуршит по железке за окошком, постукивая сонно, мягко – это весеннее, обещающее – кап – кап… Это не скучный дождь, как зарядит, бывало, на неделю: это весёлая мартовская капель. Она вызывает солнце. Теперь уж везде капель:

Под сосенкой – кап – кап…
Под ёлочкой – кап - кап…

Прилетели грачи – теперь уж пойдёт, пойдёт.

Скоро водополье хлынет. Рыбу будут ловить намётками: пескариков, налимов, - принесут целое ведро. Нынче снега большие, все говорят: возьмётся дружно – поплывёт всё Замоскворечье! Значит, зальёт и водокачку, и бани …, будем на плотиках кататься. В тревожно – радостном полусне слышу я это, всё торопящееся - кап – кап…радостное за ним стучится …, что непременно будет, и оно – то мешает спать.

…кап – кап… кап – кап… кап – кап…

У. Что услышал автор в звуках капели?
Д. Ожидание чего – то нового, надежду.
У. Какое настроение у главного героя в этом произведении? Как об этом говорится в тексте?

V. Физкультминутка.

- А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.

VI. Анализ музыкального отрывка Чайковского из цикла “Времена года”: “Апрель”.

Приложение 2. Чайковский “Времена года”. Апрель.

У. Прослушайте следующий музыкальный фрагмент и определите настроение его автора.
Д. Настроение пробуждения, чего – то нового, ожидания.
У. Что вы услышали в музыке?
Д. Звук капели, щебет птиц, журчание ручья, пробуждение природы…
У. Действительно, весной мы слышим и видим, как пробуждается от зимнего сна природа, а у людей меняется настроение. Так писал об этом Л. Н. Толстой: “Радостно, молодо, было и на небе, и на земле, и в сердце человека”.

VII. Работа с пословицей.

У. Издавна на Руси люди любили это время года, придумывали сказки, песни, пословицы, загадки о весне. Объясните пословицу:

Весна днем красна.

Д. “…красна” – красива. Весна красива разными красками: белой, серой, нежно – зелёной, голубой, желтой, красной.

VIII. Беседа по картинам.

Картины. (Приложение 3)

У. Давайте попробуем увидеть эти краски на картинах известных русских художников И. Левитана “Март” и “Большая вода”, А.И. Куинджи “Ранняя весна” . (Дети рассматривают с учителем картины, говорят о красках, о настроении, об особенностях изображения природы в произведении художников).

Учитель задает вопросы по картинам:

- Какой день изображен на картинах?
- Какие оттенки цвета снега вы можете назвать?
- Где снег темнее? Почему?
- Какого цвета небо?
- Как изображены березы на картинах?
- Какие чувства вызывает у вас каждая картина?
- Как художнику удалось передать красоту весеннего дня?
- Какая картина вам понравилась больше всего? Почему?

IX. Чтение и обсуждение творческих работ учащихся.

У. Вы сейчас говорили о разных весенних красках. Ну что же весной бывает желтого и красного цвета?
Д. Солнце, цветы.
У. Какие весенние цветы вы знаете?
Д. Подснежники, черёмуха, нарциссы, тюльпаны…
У. Очень часто цветы называют чудом природы, они удивляют своей нежностью, ароматом, чистотой, простотой.

Фотографии цветов. (Приложение 4)

(Дети зачитывают собственные рассказы, стихи о весенних цветах, а другие высказывают своё мнение об их работах).

X. Чтение с доски стихотворения из книги В. А. Корабельникова “Краски природы”.

Д.

Первоцвет весенний –
Золотой цветок.
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.
Первоцвет весенний –
Ключик от весны.
Не тебе ли снятся
Золотые сны?
Будь же осторожен,
Не сорви его,
Мягкого, душистого,
Друга моего.

У. Почему этот цветок назван “ключиком от весны”?

Какого он цвета?

Можно ли назвать автора стихотворения добрым человеком? Почему?

Ребята, давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Запомните правило:

Находясь в природе, лучше не срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

(Один из учеников читает стихотворение).

Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб резать или рвать:
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.

У. Если мы будем заботиться о природе, мы будем добрее.

Красота и добро – две родные сестры.

Как вы понимаете эти слова?

XI. Изготовление коллективного весеннего букета под руководством учителя.

Приложение 5. Музыка П. И. Чайковского. Вальс цветов.

У. Ребята, по шаблонам, лежащим на партах, вам необходимо вырезать цветы из цветной бумаги; собрать их в один букет на листе ватмана, прикрепленном на доске. Этот букет будет памятью о весне, об этом прекрасном времени года.

XII. Итог урока.

У. О каких мгновениях весны мы говорили на уроке?

Каким человеком надо быть, чтобы уловить эти мгновения?

У. Каждое мгновение неповторимо. Наша задача – не пропускать их. Только тогда мы можем сами ощутить радость, праздник земли, маленькой травинки, почувствовать ликование всей пробуждающейся природы. Именно эти мгновения помогают увидеть красоту окружающего нас мира.

Домашнее задание.

  1. Повторить стихи о весне разных авторов, подготовиться к конкурсу чтецов.
  2. Нарисовать свой весенний букет.