Цель: сформировать систему знаний в области аэрокосмического образования с учетом регионального компонента.
Задачи:
- Расширить кругозор воспитанников в области аэрокосмических знаний;
- Развить интерес к различным областям науки, техники;
- Сформировать и развить воображение, интеллектуальные и творческие качества воспитанников;
- Воспитание подрастающего поколения на основе лучших традиций и образцов достижений отечественной космонавтики, на примерах и подвигах наших славных земляков;
- Пропаганда и популяризация вклада кубанцев в развитие космонавтики и ракетно-космической техники.
Тип занятия – комбинированное.
Форма – интеллектуальная игра-викторина.
Методы – нетрадиционный.
Оборудование: плакаты, мультимедийное оборудование для показа презентации “Кубань и космонавтика”, журналы “Кубань и космонавтика”, портреты кубанских ученых и космонавтов, жетоны.
Ход занятия
I. Организационный этап (5 мин).
Задачи: эмоционально настроить воспитанников на тему занятия. Обозначить цель и определить его задачи.
Педагог: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с Вами игра - викторина “Вклад кубанцев в отечественную космонавтику”. Примечательно, что наша игра-викторина проходит в музее авиации и космонавтики, ведь ему 34 года.
Выходят ребята с монтажом:
“34 года музею!
Он с каждым годом душой молодеет,
Музей – о науке, о космосе знанья,
О нашей Земле, и о всем мирозданье!
О космонавтах, кто к нам приезжает,
О людях труда, чьи подвиги знают!
О Горбатко В.В., Севастьянове В.И. знают!
Ими гордятся в родном нашем крае,
Трещеве С.Е., и Падалке Г.И., Березовом А.Н.
И в космос позвал Байконур – космодром.
И ветераны в музей к нам приходят.
В ребячьих сердцах они отклик находят.
И пусть проходят новые вехи,
Мы все желаем музею успеха!
Пусть о музее помнят и знают,
Пусть наш музей в делах процветает!!!”
Педагог: Космос – мужество, мечта, фантастика, романтика, гордость и патриотизм. Мы с вами создаем модели космических кораблей, рисуем космос и вы познаете радость от сделанной ракеты или марсохода. Вы исследователи, открыватели мира, так пусть перед Вами открывается мир космоса через наши виртуальные экскурсии. В ходе викторины Вы узнаете о небе, о звездах, о людях, посвятивших себя космосу.
II. Основной этап (время 40 минут).
Цель: закрепить знания о деятельности ученых и космонавтах в области отечественной космонавтики, расширить кругозор.
Педагог: Сегодня мы с Вами вспомним, кто из наших кубанцев внес достойный вклад в развитие космонавтики и ракетно - космической техники. И мы отправимся с вами в увлекательный космический полет. Надеть скафандры.
Ребята: Есть надеть скафандры
(ребята делают движение руками сверху вниз).
Педагог: Включить моторы.
Ребята: Есть включить моторы
(поворачивают правую руку).
Педагог: Сделать продувку.
Ребята: Есть сделать продувку
(поднимают правую ногу и опускают).
Педагог: Включить зажигание.
Ребята: Есть включить зажигание
(поднимают левую ногу и опускают).
Педагог: Ракету на старт. Начинаем
отсчет.
Ребята хором начинают считать: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.
Педагог: Пуск!
Начинается показ презентации “Кубань и космонавтика”.
Педагог: И так, мы начинаем нашу викторину. За каждый правильный ответ Вам выдается жетон. За неправильные ответы жетоны вычитаться не будут. В конце викторины мы подведем итог и наградим самых умных.
Викторина.
- В 2011 году исполнилось 40 лет общественному движению “Кубань и космонавтика”. Кто стоял у его истоков? Кто являлся научным руководителем? (Ответ: Идея создания движения, так же как и его название “Кубань и космонавтика” принадлежит известному ученому академику АНСССР В.П. Глушко. С 1971 года его вдохновителем, научным руководителем стала профессор, доктор исторических наук Т.И. Агапова).
- Кратеры на Луне названы именами ученых и космонавтов, трех из них называют “Лунными братьями”. Назовите их. (Ответ: Кратер имени Н.Г. Чернышева – создателя ракетного топлива. Кратер имени Г.Я. Бахчиванджи – летчика-испытателя БИ-1, первого в мире самолета с жидкостным реактивным двигателем. Кратер имени Ю.В. Кондратюка – физика-теоретика).
- Когда была создана на Кубани Краснодарская региональная общественная организация “Федерация космонавтики Кубани”? (Ответ: 2 июня 2005 года была создана “Федерация космонавтики Кубани”, ставшая наследницей и продолжателем движения “Кубань и космонавтика”. Возглавил ее президент академик Э.М. Трахов).
- Назовите космонавтов Кубани. (Ответ: Горбатко В.В. – дважды Герой Советского Союза, Севастьянов В.И. - дважды Герой Советского Союза, Берцовой А.Н. - Герой Советского Союза, Падалка Г.И. и Трещев С.Е. – Герои Российской Федерации).
- Кто из космонавтов Кубани несколько раз летал в космос? (Ответ: Горбатко В.В. (3 раза), Севастьянов В.И. (3 раза), Падалка Г.И. (3 раза)).
- Кто из космонавтов Кубани совершил самый длительный в истории космонавтики полет? (Ответ: 12 мая 1982 года в космос полетел А.Н. Березовой, он 211 суток пробыл в космосе на орбитальном научно-исследовательском комплексе “Салют-7” - “Союз”. В истории космонавтики в то время это был самый длительный полет).
- Какие уникальные эксперименты проводил наш земляк, Герой России Г.И. Падалка на орбитальной станции “Мир” и МКС? (Ответ: На станции “Мир” Г.И. Падалка выращивал пшеницу (вместо 100 зерен целых 508). На Землю привез перепелят, вылупившихся в космосе. А на МКС вырастил овощи).
- Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.К. Серова (КВВАУЛ) дало путевку в космос многим российским и зарубежным космонавтам. Перечислите космонавтов-выпускников КВВАУЛ. (Ответ: Отечественные - В.М. Комаров, В.В. Горбатко, Е.В. Хрунов, Г.С. Шонин. Зарубежные – Берталан Фаркаш (ВНР), Фам Туан (Вьетнам), Абдул Ахад Моманд (Афганистан)).
- Как связаны космодромы Байконур, Плесецк и Капустин Яр с Кубанью? (Ответ: Ветераны космодромов Байконур, Плесецк и Капустин Яр живут на Кубани и активно пропагандируют достижения Отечественной космонавтики).
- Кто из космонавтов-кубанцев удостоен звания “Почетный гражданин города Краснодара”? (Ответ: в 1969 году В.В. Горбатко было присвоено звание “Почетный гражданин города Краснодара” с удостоверением №1. В 1998 году Г.И. Падалка так же был удостоен этого звания).
- Как связан первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин с Кубанью? (Ответ: В 1960 году вместе с Быковским В.Ф., Нелюбовым Г.Г., Николаевым А.Г., Поповичем П.Р., Титовым Г.С. проходил свою практику в Краснодарском аэропорту. 27.09.2001 года там была открыта мемориальная доска с барельефом Ю.А. Гагарина в год 40-летия космической эры, созданная краснодарским скульптором В.А. Ждановым. Она была установлена на доме, где в 1960 году жил первый космонавт планеты. 11.04.2011 года на улице Гагарина (с 2.04.1968 г. улица Совхозная переименована в улицу имени Ю.А. Гагарина) на здании ЗАГСа установлена мемориальная доска. Ежегодно на Кубани проходят городские и краевые Гагаринские чтения. В Сочи, где Ю.А. отдыхал с семьей, растет дерево Дружбы, первую прививку цитрусовым сделал именно он).
- Именами наших земляков-исследователей космоса названы улицы Краснодара. Перечислите улицы, и когда произошло переименование. (Ответ: 6 июня 1996 года решением городской Думы было присвоено в год 90-летия создателя ракетного топлива уроженца станицы Казанской имя Н.Г. Чернышева. Решением городской Думы одна из новых улиц города Краснодара с 18 мая 1995 года стала носить имя летчика-испытателя Г.Я. Бахчиванджи).
- Как была увековечена память кубанцев-исследователей космоса и авиации в их родных станицах? (Ответ: В станице Крыловской был создан мемориальный комплекс физику-теоретику Е.В. Кондратюку, в 1925-1926 годах он работал здесь на Крыловском элеваторе и создал свои основные труды. В станице Казанской мемориальный комплекс создателю ракетного топлива Н.Г. Чернышеву. В станице Бриньковской – летчику-испытателю Г.Я. Бахчиванджи, совершившему первый полет на первом советском реактивном самолете БИ-1).
- В каких краснодарских школах учились кубанцы исследователи космоса? (Ответ: Н.Г. Чернышев в 7 трудовой школе (ныне гимназия № 36), Г.И. Падалка в СОШ № 7, 57 поселка Пашковский г. Краснодара).
- Кому из выдающихся исследователей космоса принадлежат слова: “Космонавтика сегодня – это передний край не только научного и технического прогресса, но и политики и международных отношений. Именно поэтому мы высоко ценим и всемирно поддерживаем работу, проводимую в крае”? (Ответ: академику В.П. Глушко).
- Когда был открыт музей авиации и космонавтики гимназии № 72 имени В.П. Глушко? (Ответ: 27 октября 1977 года к 20-летию запуска первого искусственного спутника Земли).
- Назовите кубанских поэтов, композиторов, отразивших в своем творчестве космическую тематику. (Ответ: поэты - К.А. Обойщиков, В.А. Бакалдин, В.А. Домбровский, Г.С. Гоц, А.Г. Богданович, В.М. Лукашенко, В.Г. Саакова. Композиторы – А.Г. Попов, В.Д. Пономарев, В.С. Левашов).
- Где с 1957 года в городе Краснодаре через телескопы велись наблюдения за искусственными спутниками Земли? (Ответ: В Краснодарской станции, расположенной на крыше Кубанского государственного университета. Она стала одной из лучших в стране визуально-оптических станций наблюдения искусственных спутников Земли).
- Какие предприятия города Краснодара работали и работают на космонавтику? (Ответ: ОАО “Сатурн” (изготавливают аккумуляторы солнечные батареи), РИП и ЗИП (изготавливают измерительные приборы), завод “Каскад” (создание передвижных КУНГИ – закрытые машины для всех видов радиосвязи), завод “Тензоприбор” (выпускал электропневматические клапаны для авиации и ракетостроения), “Компрессорный завод” (изготовление компрессов различных видов и мощности), “завод им. М. Седина” (изготовление деталей к электронным вычислительным машинам)).
Педагог: Внимание! Внимание! Приготовиться к полету на Землю! Справа астероиды.
Ребята делают наклон налево.
Педагог: Астероиды слева.
Ребята делают наклон вправо.
Педагог: Внимание Черная дыра!
Ребята делают поворот вокруг оси.
III. Заключительный этап: (время 5 мин).
Задачи: Подвести итог игры-викторины.
Оценить деятельность каждого воспитанника.
Педагог: Наше космическое
путешествие подошло к концу, вы все сегодня себя
проявили настоящими знатоками вклада кубанцев в
отечественную космонавтику. Давайте подведем
итоги нашей викторины и наградим лучших
знатоков.
Идет награждение победителей.
Педагог: Ребята, Вы отлично справились с сегодняшним заданием. Вас можно принимать в отряд космонавтов. До новых встреч, дорогие друзья!