Цели:
- Формировать привычки доброго, внимательного отношения к людям, уважения к старшим;
- Развивать речевую культуру, умение использовать вежливые слова в различных жизненных ситуациях;
- Воспитывать потребность проявлять доброту и совершать добрые поступки по собственному побуждению.
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы. Целеполагание.
- Сегодня мы с вами собрались на праздник, который называется… Ой, слова куда-то разлетелись и появилась яркая радуга. Я догадалась! Слова в конвертиках, которые вы сейчас получите, надо расположить в порядке следования цветов радуги, и мы узнаем тему нашего праздника. (Работа в группах) Прочитайте хором, что у вас получилось:
Чтобы радость людям дарить – надо добрым и вежливым быть.
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на
нашем празднике? Чему будем учиться? В чём будем
упражняться? Что будем пытаться изменить в себе? (Ответы
детей)
- Мы будем учиться любить и уважать всех людей,
быть добрыми и совершать добрые поступки;
повторим все вежливые слова и научимся их
использовать в различных жизненных ситуациях,
которые происходят с нами каждый день, и в итоге
научимся дарить всем людям радость.
III. Проработка содержания темы.
1. Обсуждение ситуации и работа детей в группах по её изменению.
- Наш разговор мы начнём со знакомства со следующей ситуацией: (Учитель читает слова автора, а подготовленные дети инсценируют)
“Два брата, грязные и красные, перекидывая друг другу баскетбольный мяч, ворвались в квартиру и ринулись включать телевизор.
Мама убирала в кухне со стола немытую посуду. Она молча взяла сыновей за руки и отвела в ванную комнату.
- Ма! Давай скорей ужинать. Сейчас мультики по
телевизору показывать будут!
- Ужинать? Хлеба-то не купили… Миша! Сбегай-ка в
булочную!
- Миша, Миша… Всегда Миша… пусть Генка идёт!
- Хитренький! Сегодня твоя очередь!
- А твоя была очередь посуду мыть. Ты помыл? Помыл?
- Ты тоже вчера не мыл!
Хлопнула дверь…Когда мама вернулась с хлебом, братья ещё вспоминали, кто чего не сделал. На экране уже заканчивались мультики.
Мать подала отварную картошку.
- Лучше бы пюре, – капризно протянул младший.
- Или жареную. С колбасой!
Быстро поев, братья бросились к креслу перед телевизором. И началась битва за кресло.
В комнату вошла мама и. не разбираясь, кто прав, кто виноват, выключила телевизор.
- Ма, ты чего, ма? Включи! – дружно закричали братья.
Но мама усталым движением поднесла к вискам руки и заплакала”.
- Объясните, почему заплакала мама? Что бы вы изменили в этой ситуации, чтобы не огорчать маму? Обсудите это в своей команде, придумайте и, если сможете, покажите в сценке.
(Дети обсуждают в группах и инсценируют то, что придумали)
2. Сравнение с ситуацией-образцом.
- А теперь сравните с тем, как это должно быть. (Учитель читает слова автора, а подготовленные дети инсценируют)
“Два брата, грязные и раскрасневшиеся прибежали домой. Водные процедуры, такие, как мытьё рук, ушей и шеи, никогда не вызывали у братьев особого энтузиазма. Тем не менее, они добросовестно умылись.
Мама явно задерживалась.
- Картошки, что ли сварить? – подумал вслух Миша.
- Ага! Пюре с молоком, - загорелся Генка.
- Чего уж там пюре? Заказывай соломку фри. Эх ты!
Витамины где? В кожуре. А потому варим картофель в
мундирах.
- Или в шинелях, - сострил Гена.
Мама пришла в семь. Услышав щелчок замка, ребята выскочили в коридор, и Миша скомандовал:
- Взвод! Равняйсь! Смирно!
Взвод, то есть Гена, выровнялся и застыл.
- Разрешите доложить: посуда вымыта, пол подметён, картошка сварена, двоек нет. Личный состав готовится к просмотру телепередач.
Они весело поужинали, быстренько вымыли посуду. И когда начался по телевизору фильм, усадили маму в кресло, а сами устроились на полу”.
- Какая группа была ближе всех к образцу? А какая – лучше? Что вы можете сказать про отношение к маме этих детей? Какой вариант вам нравится больше? Почему? Когда дети были добрыми? А какой вариант чаще всего бывает у вас дома? Часто ли вы помогаете маме в домашних делах?
3. Составление в группах списка домашних дел.
- Посоветуйтесь и составьте в группах список
домашних дел, в которых вы можете принять
участие. Выберите одно дело и покажите жестами
другим группам. Отгадают ли они?
- А теперь сравним, у какой группы список дел
более полный. Вы замечательные помощники. Если
вы, будете помогать маме во всех этих делах, то
мамина жизнь превратится в добрую сказку.
4. Игра “Добрые и злые”.
- А вы любите сказки? Там встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, а если злой – закрываете лицо ладошками и топаете ногами. (Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Дюймовочка, Снежная Королева, Красная Шапочка, Каркабас-Барабас, гуси-лебеди, Буратино, Баба-Яга, Гена-крокодил).
- Как вы отличали доброго героя от злого героя? Какими качествами обладает добрый сказочный герой? На какого сказочного героя вы хотели бы быть похожим? Объясните, почему?
- Вы показали, что хорошо разбираетесь в сказочных героях. И поэтому к нам в гости идёт сказка (ведущая надевает русский сарафан и яркий платок с бахромой).
5. Сказка В. Берестова “Аист и соловей”
…Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему Аиста и Соловья проверить, так ли это.
Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.
Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:
- Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!
Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел Аиста за порог, постучал в дверь и сказал:
- Надо делать вот так.
- Всё ясно! – обрадовался Аист. – Это и есть
музыка! – и улетел, чтобы поскорее удивить мир
своим искусством.
Соловей на своих маленьких крылышках прилетел позже. Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.
Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил Соловья всему, что знал сам.
С тех пор скромный Соловей стал лучшим в мире певцом. (Звучит пение соловья)
А чудак Аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц:
- Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.
- Как вёл себя аист, когда пришёл к учителю? Каким тоном с ним говорил? Почему аист так и не выучился настоящей музыке? Как он её понял? Аист - глупый, нетерпеливый и самоуверенный. Он не желает долго и упорно учиться. Стук в дверь аист считает музыкой. И ничего не желает больше знать.
- А как вёл себя соловей? Почему волшебник
выучил его так, что соловей стал петь лучше всех
птиц на свете?
- Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам
урок. Какой добрый урок даёт нам эта сказка?
Вывод: с окружающими людьми надо говорить вежливо; терпеливо выслушивать взрослых, которые будут тебя учить.
- Сейчас нам тоже понадобятся вежливые слова, чтобы побывать в необычном театре. Билеты в этом театре дают только тем, кто знает такие слова.
6. Инсценировка. Эмма Мошковская “Вежливое слово”.
Театр открывается!
К началу всё готово.
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
В три часа открылась касса
Собралась народу масса.
Даже Ёжик пожилой
Притащился чуть живой!
Кассир:
Подходите, Ёжик, Ёжик!
Вам билет в каком ряду?
Ёжик:
Мне поближе, плохо вижу
Вот спасибо, ну пойду!
Овечка:
Говорит Овечка:
“Мне одно местечко!
Вот моё “Благодарю” –
Доброе словечко”.
Утка:
Кряк! Первый ряд!
Для меня и для ребят
И достала Утка “Доброе утро”
Олень:
А Олень: “Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Дайте лучшие места.
Вот моё “Пожалуйста!”
Кассир:
И вдруг, отпихнув старух,
Стариков, барсуков, бурундуков,
Вдруг ворвался Косолапый
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого.
Мишка: Касса! Выдай мне билет!
Кассир: Ваше вежливое слово?
Мишка: У меня такого нет!
Кассир:
Ах, у вас такого нет,
Не получите билет!
Мишка: Мне билет!
Кассир:
Нет и нет! Не стучите,
Не кричите,
До свидания, привет.
Ничего кассир не дал
Косолапый зарыдал
И ушёл он со слезами
И ушёл к мохнатой маме.
Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то
Развернула и стряхнула,
И чихнула, и вздохнула:
Медведица:
Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?
Изволь! Позволь…
Их давно уж съела моль!
Бедные Пожалуйста,
Что от них осталось?
Театр открывается!
К началу всё готово.
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе…
Мишка:
До свиданья! Здравствуйте!
Добро ночи и рассвета!
Замечательной зари!
И кассир даёт билеты – не один,
А целых три.
Мишка:
С новым годом! С новосельем!
Разрешите вас обнять!И кассир даёт билеты – не один,
А целых пять!
Мишка:
Поздравляю с днём рожденья!
Приглашаю вас к себе!И кассир от восхищенья постоял на голове!
И кассиру всё под силу,
Очень хочется запеть:
Очень-очень-очень-очень
Очень вежливый медведь!
Мишка: Благодарен! Извиняюсь!
Кассир: Славный парень!
Мишка: Я стараюсь!
Кассир:
Вот идёт медведица
И от счастья светится!
Здравствуйте медведица,
Знаете, медведица,
Славный мишка ваш сынишка,
Даже нам не верится.
Медведица:
Почему не верится?
Мой сыночек – молодец!
Все хором: До свидания! Конец!
- Почему Медвежонок долго не мог получить билет в театр? Когда ему это удалось? Какой вывод для себя вы сделаете после просмотра этой сценки?
- Назовите все вежливые слова, которые прозвучали в этой сценке:
Приветствие…
Прощание…
Поздравление…
Благодарность…
Извинение…
Просьба…
- Вежливых слов очень много, и вы их хорошо знаете! А сейчас мы будем учиться, правильно ими пользоваться?
7. Моделирование ситуации и использование в ней вежливых слов.
Каждая группа получает задание в конвертах. Задача детей – составить диалог по ситуации, используя вежливые слова и нужную интонацию.
Ситуация 1.
Ты пришёл в школьную библиотеку, чтобы взять книгу о животных. Как ты это сделаешь?
Ситуация 2.
Сегодня ты дежурный, и учитель послал тебя за мелом на вахту. Как ты это сделаешь?
Ситуация 3.
Учитель попросил тебя сходить в соседний класс за картой Красноярского края. Как ты это сделаешь?
IV. Подведение итогов занятия – составление правил в группах.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Вспомните, о чём мы сегодня говорили. Подумайте, какие слова необходимо каждый день использовать в речи и что нужно делать, чтобы всем людям вокруг дарить радость. Составьте правила доброты и вежливости, по которым вы всегда хотели бы жить. (Дети составляют в группах и зачитывают составленные правила).
- Вы сегодня хорошо поработали и составили замечательные правила. А что теперь с этими правилами вы будете делать?
Рефлексия.
- Что вы сегодня твёрдо решили изменить в самом себе после нашего занятия?
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет!
Говорят не зря при встрече:
“Добрый день” и “Добрый вечер!”
И не зря есть среди нас
Доброта – она от века
Украшает человека.
- Дорогие ребята! Спасибо вам за сегодняшний праздник.
Будьте всегда по отношению к другим людям добрыми, вежливыми и дарите людям только радость!
Использованная литература:
- Тематические классные часы в начальной школе. Как вести себя в школе и дома/сост. А.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Учись быть вежливым\сост. О.Г. Костылёва, И.Г. Лукина.- Москва: Чистые пруды, 2006. ( Библиотечка “Первого сентября”, серия “Начальная школа” Вып.6 (12)).
- Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы\сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. – Москва: ВАКО, 2007 (Мастерская учителя).
- Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 3класс /сост. Л.В. Управителева. – Ярославль: Академия развития; 2009.
- Вежливое слово: сказка/Эмма Мошковская. – Москва: Детская литература, 1974