Урок пропагандирует здоровый образ жизни; активизирует познавательную деятельность учащихся; заинтересовывает учащихся изучением вопросов здоровья; расширяет понятие о здоровом питании. Детям в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания по данной проблеме и получить новую информацию и мудрые советы.
Цели урока:
- познакомить детей с понятием витамины;
- воспитывать осознанное отношение учащихся к собственному здоровью;
- формировать мотивацию к ЗОЖ.
Задачи урока:
- познакомить детей с понятием “ витамины” и с витаминами А, В,С.;
- продолжить формировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержаться витамины;
- воспитывать у детей чувства коллективизма, умение работать в группе.
Ход занятия
Действующие лица: Витамины А, В, С, D. Семья: мама, папа, сын.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Думаю, что все вы, ребята, знаете, что сказать “здравствуйте” – это в первую очередь, значит пожелать человеку здоровья.
А что значит быть здоровым?
(Ответы детей).
Учитель: Вы все, конечно, правы. Быть здоровым, значит быть сильным, крепким, выносливым, ловким, стройным, красивым.
Здоровье – это главная ценность в жизни человека. Не зря в народе говорят: “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял.
Именно поэтому мы посвятили сегодняшний классный час этой величайшей ценности называется наш классный час “ Витамины и их роль в жизни человека”. (Слайд №1)
(Под музыку песни " Буратино" выбегают дети, которые представляют витамины).
Витамин А:
Рады Вас видеть сегодня, сейчас!
Все витамины приветствуют Вас!
Витамин В:
Чтоб не болеть, не скучать, не сердиться,
Будем все вместе сегодня учиться!
Витамин С:
Видите – груша, лимон, апельсины.
Главная тема у нас – ВИТАМИНЫ!
Витамин D:
Зима, за окном очень сильный мороз,
А значит, приходит авитаминоз.
Витамин А:
И каждый узнать обстановку готов,
Витамин В:
Давайте заглянем в один из домов.
Витамин С:
День выходной, настроения нет,
Витамин D:
Мама на кухне готовит обед.
Все:
Думает…
(На сцене семья: мама готовит обед, папа с газетой, сын за компьютером)
Мама:
Вот выходной, снова серое утро,
Сын, целый день, просидит у компьютера.
Да и у папы болезненный вид,
И у меня всегда что-то болит...
Папа:
Послушайте, что я узнал,
Что я в газете прочитал:
Рекламу выставки картинной,
Но, необычной, – витаминной!
Сын:
На выставку! Смотреть картины?!
Все: Узнаем все про витамины!
(Во время чтения слов ВИТАМИНЫ выходят из рамочек от картин, изображая импровизированную выставку).
Витамин D:
Мы Вам поможем сегодня узнать,
Где и какой витамин лучше взять,
Витамин С:
Что лучше есть, и напиток какой
Лучше всего нам подходит с тобой.
Витамин В:
Всё хорошо, ничего не болит!?
А – витамин, открывай алфавит!
Витамин А:
Знаете, список его очень длинный,
Ведь алфавит непростой, витаминный!
Витамин В:
А, я – витамин В!
Нужен я всем, и тебе, и тебе!
Я содержусь в очень многих продуктах.
Да, и вообще-то, нас целая группа!
Витамин С:
Я – витаминка!
Я – аскорбинка!
И называюсь я так неспроста.
Я – очень полезная кислота!
Витамин D:
Без меня жить невозможно,
Кости очень ненадежны.
Чтоб родился я на свет,
Нужен ультрафиолет!
Витамин С:
Если Вы слушали, а не зевали,
Наверняка, Вы сегодня узнали, что:
Витамин А:
А – важный витамин,
Это – каротин.
Всем на обозрение:
Нужен он для роста
И еще для зрения!
Витамин В:
Группы В,– витамины,
Содержат энзимы.
Для кожи, волос, для строения,
Для бодрости и настроения!
Витамин С:
Витамин С, –
На Вашем лице!
С ним никогда ничего не болит!
И, в результате, – прекраснейший вид!
Витамин D:
Сердце в порядке, движенье – вперед,
Мой витамин уставать не дает!
Все:
А, В, С, D, все витамины группы В,
Весь алфавит, – и ничего не болит!
Сын:
Все ягоды и фрукты эти
Растут на солнечной планете.
Мама:
Но что в них такое поспеет?
Если Планета болеет?!
Папа:
А, знаете, мы все же верим
В подход разумный к ноосфере.
Сын:
В наш умный двадцать первый век,
Все:
Здоровая планета – здоровый Человек!
Учитель: Слово “витамин” придумал американский учёный Казимир Функ. Он открыл, что вещество (“амин”), содержащееся в оболочке рисового зерна, необходимо для жизни. Соединив латинское слово вита (жизнь) с “амин”, получилось слово “витамин”. Детям младшего школьного возраста надо съедать в день 500– 600 грамм овощей и фруктов. (Слайд №2, №3).
Учитель: Чтобы нам удобнее было работать, мы разделимся на 2 команды.
Задание №1. (от каждой команды по 2 человека)Из нарезанных овощей приготовить салат, украсить и придумать оригинальное название.
Задание №2: Из набора картинок выбрать набор для щей – первой команде, для борща – 2 команде. (Слайд №4, Слайд №5)
Учитель: А теперь отгадайте загадки про овощи:
Лето целое старалась, одевалась, одевалась
А как осень подошла, нам одежки отдала.
Сотню одежонок, сложим мы в бочонок.
(Капуста.)Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок – зеленый лесок.
(Редиска.)Развалились в беспорядке на своей перине – грядке
Сто зеленых медвежат, с сосками во рту лежат
Беспрерывно сок сосут и растут, растут, растут.
(Огурцы.)Золотая голова велика, тяжела
Золотая голова отдохнуть прилегла
Голова велика, только шея тонка.
(Тыква.)
Учитель: Какой витамин содержится в этих продуктах?
1. Морковь, сливочное масло, молоко, яйцо, рыбий жир, горох, капуста, щавель, облепиха. (Витамин А.) (Слайд № 6)
Витамин А:
Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я!
2. Ржаной хлеб, салат, морковь, картофель, дрожжи. (Витамин В.) (Слайд №7)
Витамин В:
Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я!
3. Черная смородина, шиповник, апельсин, красный перец, помидор, клюква, капуста, зеленый лук. (Витамин С.) (Слайд №8).
Витамин С:
Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен я!
Учитель. Каждому человеку нужны витамины, чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, и не огорчаться и не плакать по пустякам, чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни.
Физкультминутка
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один!
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа.
А для волка кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда!
Учитель: От каждой команды по 2 человека приглашаются. Задание 1– ой команде “Запомни фрукты” .Фрукты меняют местами, дети должны отгадать прежнее место.
Задание 2-ой команде. Узнай сок. (Слайд № 9, № 10).
Учитель. Человек на 70% состоит из воды. В сутки требуется жидкости примерно 2 литра. Без еды человек может прожить 2 месяца, а без воды не больше двух – трех дней.
– Какие напитки вы знаете?
– Какой самый распространенный напиток?
– Чай. Чаю уже больше 5 тысяч лет.
А до чая на Руси пили морсы, рассолы, квас, кисели. Что вы знаете об этих напитках? (Ответы детей).
Учитель: Морс – один из древнейших русских напитков, упоминание, о котором можно найти еще в “Домострое”. Само название напитка произошло от слова “мурса”, что в переводе означало “вода с медом”. Для его приготовления на Руси издавна использовались лесные ягоды, известные не только своим неповторимым вкусом и ароматом, но и лечебными свойствами, ведь в их составе – и органические кислоты, и витамины, и минеральные соли, пектин.
К примеру, морс из брусники – полезен при простудных заболеваниях, хорошо утоляет жажду и повышает аппетит.
Из клюквы – обладает жаропонижающим действием, повышает тонус организма, аппетит. Из ежевики – нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, является общеукрепляющим и успокаивающим средством.
Из черники – полезен для глаз и хорош для детей при расстройствах желудка и кишечника.
Морсы можно готовить и из нескольких сортов ягод, а также добавить овощи (свеклу, морковь...) Существует множество рецептов морса из смеси различных ягодных, фруктовых, овощных соков, что и полезно, и очень интересно по вкусу.
Учитель. Ребята фрукты мы употребляем чаще всего в сыром виде. О чем нужно помнить,прежде чем съесть фрукты или овощи? (ответы детей). (Слайд № 11).
Учитель. Мыть овощи, фрукты и ягоды можно как под проточной водой вручную, так и при помощи дуршлагов и специальных сеток для мытья продуктов. Если вы страдаете аллергией, нелишним будет предварительно замочить импортные овощи и фрукты на час в холодной воде.
(Слайд № 12)
Игра “Узнай по запаху”
(Детям предлагаются баночки с запахом лимона, апельсина, чеснока, лука, капусты , дети определяют запахи) Учитель подводит итог.
Дети исполняют песню “Витамины” слова И. Росихиной на мотив "Буратино" из кинофильма “Приключения Буратино” музыка Д.Тухманова).( Слайд №13)
1.Ответьте на один вопрос:
Что значит авитаминоз?
Что нужно к пище добавлять,
Чтобы его нам избежать?
И, что бы нам такое съесть,
Чтоб никогда не заболеть?
Припев:
Ви – Они такие разные…
Та – Они разнообразные…
Ми – Они для жизни нужные…
Ны – Мы с ними будем дружными!
Ви – Та – Ми – Ны! Вот!2.Когда приходишь в магазин,
Не забывай про витамин:
Морковь, капусту и шпинат,
Бананы, киви, виноград,
Орехи, яблоки, лимон,
Картошку, свеклу, лук, дайкон.Припев:
3.Природа, Воздух и Вода,
Мы будем Вас беречь всегда!
Планету нашу сохраним,
От загрязненья защитим.
Ведь людям очень Вы нужны,
И для планеты так важны.
Как…Припев:
Ви – Они такие разные…
Та – Они разнообразные…
Ми – Они для жизни нужные…
Ны – Мы с ними будем дружными!
Ви – Та – Ми – Ны! Вот!
Все: VITA – это жизнь!!!
(Дети угощаются фруктами, которые приготовили родители).