Цель собрания: повышение психологической компетентности родителей в области взаимодействия с детьми на протяжении всего адаптационного периода первоклассника.
Задачи:
- Знакомство участников тренинга друг с другом.
- Создание атмосферы доброжелательности.
- Осознание причин и проявлений адаптационного периода первоклассника.
- Определение способов поддержки и помощи ребенку.
- Обобщение опыта и способов взаимодействия с детьми (собственный опыт родителей, педагога и психолога).
- Условия проведения: класс либо кабинет для тренингов со стульями (креслами) по количеству участников.
Необходимый материал: бейджики, фломастеры или маркеры, бумага формата А4 для работы в группах, рисунки детей, стикеры в виде окошек, диски с записью расслабляющей музыки, планшеты.
Участники: родители первоклассников или лица, их заменяющие (опекуны, бабушки, дедушки), классный руководитель.
Время проведения: 45-50 минут.
Формы работы: упражнения в парах, обсуждения, короткие информационные сообщения, работа в небольших группах, элементы тренинга.
Предполагаемый психологический результат: знакомство родителей друг с другом, создание хорошего микроклимата в родительском коллективе. Его черты: сплоченность, активность и доброжелательность. Осознание необходимости помощи ребенку в период адаптационного процесса.
Структура занятия:
- Знакомство.
- Основная часть.
- Заключение.
- Подведение итогов
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Знакомство.
1. Самопрезентация психолога.
Самопрезентация психолога может раскрывать следующие вопросы: фамилия, имя, отчество, образование, опыт и стаж работы, краткие личностные характеристики (хобби, увлечения) и т.д.
2. Сообщение темы и целей родительского собрания.
3. Вступительное слово.
Ваши дети вот уже несколько месяцев находятся в школе, живут по законам школьной жизни. Мы, педагоги, психологи искренне рады видеть их в нашем учебном заведении. Надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет легкой, и Вы не устанете в пути. Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребенка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы.
4. Притча.
(См. Приложение 1)
Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы мужество каждый день учиться быть настоящими родителями.
5. Создание положительного настроя.
Сейчас мы с вами должны устроиться поудобнее, чтобы ничего не мешало нашему дальнейшему общению.
Каждый день мы просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в школу, на работу. И все это происходит изо дня в день в быстром темпе современной жизни, а остановиться нет времени. Планета наша кружится, птицы поют, цветы растут, солнце всходит...
Закройте глаза, представьте: над красивым космосом, между блестящими звездочками висит теплая круглая планета. Она кружится, на ней живут люди, звери бегают, прыгают, бабочки летают. Давайте присмотримся к планете внимательнее, еще внимательнее…
Вы заметили одну удивительную вещь? Нигде-нигде на планете больше нет вот таких замечательных пап и мам. И сколько не присматривайся, нигде больше на всей планете нет вот такого очаровательного мальчика, и нет больше нигде ни одной на всей планете вот такой очаровательной девочки. Нет нигде второго такого ребенка. Вы на свете все такие единственные и неповторимые, второго такого нет нигде, сколько бы мы не искали. А теперь откройте, пожалуйста, глаза. Ваши дети подготовили вам свои портреты.
6.Анализ работ (детские рисунки “Каким я был до школы и каким я стал в школе”).
7. Знакомство группы.
Каждый родитель коротко рассказывает о себе. Можно ограничиться следующими вопросами: имя, фамилия ; место работы; две лучшие черты своего характера; имя ребенка, обучающегося в классе; его хобби.
II. Основная часть
1. Работа по группам
Задание для работы в группе (5 минут): Отметьте, какие изменения произошли в вашем ребенке при поступлении в первый класс? Например, ребенок стал более плаксивый, капризный или более самостоятельный (проявления могут быть как положительные, так и отрицательные).
По окончании отведенного времени каждая группа зачитывает результаты своей работы. Обсуждение.
2. Выступление психолога.
Ведущий подводит итог сказанному и дополняет полученную информацию .
Адаптация – это приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня.
Наиболее распространенные проблемы первого класса:
– Ребенок не может сосредоточиться и перескакивает с одного дела на другое,
– Ребенку необходимо, чтобы его контролировали. Он не в состоянии самостоятельно справиться даже с простейшим заданием.
– Ребенку не нравиться учиться. Его гораздо больше интересуют игрушки, а не книжки и прописи.
В адаптационный период дети по – разному реагируют на смену обстановки: могут быть очень шумными, рассеянными, зажатыми, робкими, плачут больше обычного; могут быть нарушения сна, аппетита, вдруг увеличивается интерес к игрушкам, играм.
Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка, его организм.
3. Задание для работы в группе (5 минут).
Определите основные пути и способы поддержки ребенка в адаптационный период? Например, как можно поддерживать оптимальный уровень работоспособности или тренировать волевые усилия, какие вы знаете пути и способы снятия напряжения и т.д.
4. Рекомендации психолога.
(См. Приложение 2).
5. Сообщение результатов психодиагностики первоклассников.
Диагностика проводится с целью определения степени адаптации учащихся при переходе дошкольного детства в первый класс.
Общие результаты психодиагностики по классу представляются в наглядной форме (в процентом соотношении в виде диаграммы).
6. Упражнение “Ассоциативный ряд” (Работа в парах) .
Уважаемы родители, все вы знаете, что школа – это учреждение, где обучается и воспитывается ваш ребенок . Сейчас предлагаю вам провести следующее упражнение в парах и подойти творчески к этому заданию. Подумайте с чем у вас ассоциируется школа, если бы она была, например. в виде транспорта то скорее всего она ассоциируется с автобусом… (Посуда… Цвет… Музыка… Геометрическая фигура… Название фильма…Транспорт… Настроение… Вкус… Погода… Время года… Цветок… Животное… Овощ… Насекомое…Фрукт… День недели… Мебель…)
Слово школа вызывает у вас множество ассоциаций, и все они разные, потому что у вас возникли разные чувства.
III. Заключение.
1.Сказка “Ветер и Солнце” (К. Ушинского)
В заключении вашему вниманию представляю сказку. (См. Приложение 3)
И не только в сказках побеждает добро над злом, но и в реальной жизни. Нам и нашим детям очень необходимы доброжелательные отношения.
2. Совместный коллаж.
Каждый на стикерах (форма окошка) напишете имя, фамилия ребенка, три хорошие черты о своем ребенке. (Под музыку родители выполняют это задание. В это время на листе ватмана, который прикреплен к доске, психолог рисует небо, солнце, траву. каркас дома с крышей и т.д. Далее родители приклеивают каждый свое окошко рядом с другим.) Получился дом, где живет одна большая семья 1А класса. Хочется чтобы она была очень дружной, потому что в ней живут и учатся (психолог зачитывает положительные черты детей, которые записали родители, например, умные, добрые и т.д.)
Для более полного ознакомления с особенностями адаптационного процесса первоклассника и способами помощи и поддержки ребенка, участникам можно порекомендовать такие сайты как:
http://www.psyhologies.ru;
http://adalin.mospsy.ru.
IV. Подведение итогов.
Рефлексия участников:
Оправдались ли ваши ожидания по отношению к собранию?
Что дало вам участие в этом собрании?
Ваши пожелания?
Литература
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образоват.центр “Педагогический поиск”, 1997 – 112 с.;
- Время адаптации.// Здоровье детей №7/2005;
- Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство “Речь”, 2005. – 256 с.;
- Климова Е. К., Помазина О. А. Шаги к мудрости “Набор психологических открыток с притчами”. – ООО “Издательство “Речь”, 2010 г.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006. – 248 с.,
- Туктарова О. Выпусти пар // “Школьный психолог” 2011 № 9 .
Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г.Лидерс и др.; под ред. Т.Ю.Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 1995.