Роль семьи в период адаптации первоклассника к школе

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Цель собрания: повышение психологической компетентности родителей в области взаимодействия с детьми на протяжении всего адаптационного периода первоклассника.

Задачи:

  • Знакомство участников тренинга друг с другом.
  • Создание атмосферы доброжелательности.
  • Осознание причин и проявлений адаптационного периода первоклассника.
  • Определение способов поддержки и помощи ребенку.
  • Обобщение опыта и способов взаимодействия с детьми (собственный опыт родителей, педагога и психолога).
  • Условия проведения: класс либо кабинет для тренингов со стульями (креслами) по количеству участников.

Необходимый материал: бейджики, фломастеры или маркеры, бумага формата А4 для работы в группах, рисунки детей, стикеры в виде окошек, диски с записью расслабляющей музыки, планшеты.

Участники: родители первоклассников или лица, их заменяющие (опекуны, бабушки, дедушки), классный руководитель.

Время проведения: 45-50 минут.

Формы работы: упражнения в парах, обсуждения, короткие информационные сообщения, работа в небольших группах, элементы тренинга.

Предполагаемый психологический результат: знакомство родителей друг с другом, создание хорошего микроклимата в родительском коллективе. Его черты: сплоченность, активность и доброжелательность. Осознание необходимости помощи ребенку в период адаптационного процесса.

Структура занятия:

  • Знакомство.
  • Основная часть.
  • Заключение.
  • Подведение итогов

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Знакомство.

1. Самопрезентация психолога.

Самопрезентация психолога может раскрывать следующие вопросы: фамилия, имя, отчество, образование, опыт и стаж работы, краткие личностные характеристики (хобби, увлечения) и т.д.

2. Сообщение темы и целей родительского собрания.

3. Вступительное слово.

Ваши дети вот уже несколько месяцев находятся в школе, живут по законам школьной жизни. Мы, педагоги, психологи искренне рады видеть их в нашем учебном заведении. Надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет легкой, и Вы не устанете в пути. Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребенка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы.

4. Притча.

(См. Приложение 1)

Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы мужество каждый день учиться быть настоящими родителями.

5. Создание положительного настроя.

Сейчас мы с вами должны устроиться поудобнее, чтобы ничего не мешало нашему дальнейшему общению.

Каждый день мы просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в школу, на работу. И все это происходит изо дня в день в быстром темпе современной жизни, а остановиться нет времени. Планета наша кружится, птицы поют, цветы растут, солнце всходит...

Закройте глаза, представьте: над красивым космосом, между блестящими звездочками висит теплая круглая планета. Она кружится, на ней живут люди, звери бегают, прыгают, бабочки летают. Давайте присмотримся к планете внимательнее, еще внимательнее…

Вы заметили одну удивительную вещь? Нигде-нигде на планете больше нет вот таких замечательных пап и мам. И сколько не присматривайся, нигде больше на всей планете нет вот такого очаровательного мальчика, и нет больше нигде ни одной на всей планете вот такой очаровательной девочки. Нет нигде второго такого ребенка. Вы на свете все такие единственные и неповторимые, второго такого нет нигде, сколько бы мы не искали. А теперь откройте, пожалуйста, глаза. Ваши дети подготовили вам свои портреты.

6.Анализ работ (детские рисунки “Каким я был до школы и каким я стал в школе”).

7. Знакомство группы.

Каждый родитель коротко рассказывает о себе. Можно ограничиться следующими вопросами: имя, фамилия ; место работы; две лучшие черты своего характера; имя ребенка, обучающегося в классе; его хобби.

II. Основная часть

1. Работа по группам

Задание для работы в группе (5 минут): Отметьте, какие изменения произошли в вашем ребенке при поступлении в первый класс? Например, ребенок стал более плаксивый, капризный или более самостоятельный (проявления могут быть как положительные, так и отрицательные).

По окончании отведенного времени каждая группа зачитывает результаты своей работы. Обсуждение.

2. Выступление психолога.

Ведущий подводит итог сказанному и дополняет полученную информацию .

Адаптация – это приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня.

  Наиболее распространенные проблемы первого класса:

– Ребенок не может сосредоточиться и перескакивает с одного дела на другое,

– Ребенку необходимо, чтобы его контролировали. Он не в состоянии самостоятельно справиться  даже с простейшим заданием.

– Ребенку не нравиться учиться. Его гораздо больше интересуют игрушки, а не книжки и прописи.

В адаптационный период дети по – разному реагируют на смену обстановки: могут быть очень шумными, рассеянными, зажатыми, робкими, плачут больше обычного;  могут быть нарушения сна, аппетита, вдруг увеличивается интерес к игрушкам, играм.

Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка, его организм.

3. Задание для работы в группе (5 минут).

Определите основные пути и способы поддержки ребенка в адаптационный период? Например, как можно поддерживать оптимальный уровень работоспособности или тренировать волевые усилия, какие вы знаете пути и способы снятия напряжения и т.д.

4. Рекомендации психолога.

(См. Приложение 2).

5. Сообщение результатов психодиагностики первоклассников.

Диагностика проводится с целью определения степени адаптации учащихся при переходе дошкольного детства в первый класс.

Общие результаты психодиагностики по классу представляются в наглядной форме (в процентом соотношении в виде диаграммы).

6. Упражнение “Ассоциативный ряд” (Работа в парах) .  

Уважаемы родители, все вы знаете, что школа – это учреждение, где обучается и воспитывается ваш ребенок . Сейчас предлагаю вам провести следующее упражнение в парах и подойти творчески к этому заданию. Подумайте с чем у вас ассоциируется школа, если бы она была, например. в виде транспорта то скорее всего она ассоциируется с автобусом… (Посуда… Цвет… Музыка… Геометрическая фигура… Название фильма…Транспорт… Настроение… Вкус… Погода… Время года… Цветок… Животное… Овощ… Насекомое…Фрукт… День недели… Мебель…)

Слово школа вызывает у вас множество ассоциаций, и все они разные, потому что у вас возникли разные чувства.

III. Заключение.

1.Сказка “Ветер и Солнце” (К. Ушинского)

В заключении вашему вниманию представляю сказку. (См. Приложение 3)

И не только в сказках побеждает добро над злом, но и в реальной жизни. Нам и нашим детям очень необходимы доброжелательные отношения.

2. Совместный коллаж.

Каждый на стикерах (форма окошка) напишете имя, фамилия ребенка, три хорошие черты о своем ребенке. (Под музыку родители выполняют это задание. В это время на листе ватмана, который прикреплен к доске, психолог рисует небо, солнце, траву. каркас дома с крышей и т.д. Далее родители приклеивают каждый свое окошко рядом с другим.) Получился дом, где живет одна большая семья 1А класса. Хочется чтобы она была очень дружной, потому что в ней живут и учатся (психолог зачитывает положительные черты детей, которые записали родители, например, умные, добрые и т.д.)

Для более полного ознакомления с особенностями адаптационного процесса первоклассника и способами помощи и поддержки ребенка, участникам можно порекомендовать такие сайты как:

http://www.psyhologies.ru;

http://adalin.mospsy.ru.

IV. Подведение итогов.

Рефлексия участников:

Оправдались ли ваши ожидания по отношению к собранию?

Что дало вам участие в этом собрании?

Ваши пожелания?

Литература

  1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образоват.центр “Педагогический поиск”, 1997 – 112 с.;
  2. Время адаптации.// Здоровье детей №7/2005;
  3. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство “Речь”, 2005. – 256 с.;
  4. Климова Е. К., Помазина О. А. Шаги к мудрости “Набор психологических открыток с притчами”. – ООО “Издательство “Речь”, 2010 г.
  5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006. – 248 с.,
  6. Туктарова О. Выпусти пар // “Школьный психолог” 2011 № 9 .

Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г.Лидерс и др.; под ред. Т.Ю.Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 1995.