Прогнозируемые результаты: второклассники узнают на какие группы можно разделить животных, научатся выделять и сравнивать признаки этих групп, будут учиться находить новую информацию в рассказах о животных.
Учебные материалы: рисунки животных и растений, книга “Великан на поляне” (авт. А.А.Плешааков, А.А.Румянцев), учебник и рабочая тетрадь А.А.Плешакова, плакаты “Рыбы”, “Птицы”, “Звери”, “Насекомые”, “Земноводные”, “Пресмыкающиеся”.
Ход урока
1. Актуализация знаний
– Отгодайте загадки.
1.Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)2.Две сестрички
Летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Красная и черная смородина)3.Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
– Ребята, как одним словом можно назвать все предметы, изображенные на рисунках? На какие группы можно разделить все растения?
– Выполняем тест. (Приложение 1)
2. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы.
– Продолжаем разгадывать загадки.
1. Пушистый матрос, лопаточкой нос.
На ножках коротеньких – красные ботики. (Утка)2. Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. (Щука)3.Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она. (Мышь)4. Прыгает пружинка –
Зеленая спика –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
– Ребята, как одним словом можно назвать все предметы, изображенные на рисунках?
– Продолжите каждую строчку животного своими рисунками животных, которые есть у каждого из вас. Почему вы прикрепили таким образом? Возникли у вас проблемы? Отличаются ли каждые строчки между собой? Что вы перечислили? (группы). По чему животных можно разделить на группы? (по признакам). О чем именно будем говорить на уроке? В конце урока проверим, все ли вы сделали правильно. Насколько я вижу, у вас есть ошибки (черепаха, змея, лягушка, крокодил могут вызвать затруднения)
3. Работа по теме урока
– Какие же группы мы выделили? Как вы уже сказали, животные делятся на группы по определенным признакам. Покажем это в таблице. 1)Перед заполнением таблицы вам необходимо прочитать текст на страницах 62-63 учебника; 2)все отличительные признаки животных каждой группы покажем на плакатах “Рыбы”, “Птицы”, “Звери”, “Насекомые”; 3)нужно разделиться на 4 варианта и раскрасить: 1– насекомых; 2– рыбы; 3– птицы; 4– звери и взаимопроверку осуществить; 4) а теперь заполняем таблицу.
Название группы |
Отличительные признаки |
– А сейчас проверим задание, которое мы выполнили в начале урока. Какие здесь у нас ошибки, что лишнее. Черепаха, змея, лягушка, крокодил – животные? Но к этим группам их не отнести, что же тогда из этого следует? (Наверное есть еще и другие группы животных). Вы правы. Наша таблица еще не закончилась, продолжим ее, когда я вас познакомлю еще с двумя группами животных. Для этого необходимо вам в классе найти две буквы. Первым нашли букву “З”. Значит познакомимся с земноводными. Найдите корень в этом слове. Эти два корня указывают на то, что животное обитает и на, и в воде. Это удивительные существа. Они могут жить в воде и на суше, могут спать пол года и ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то очень давно их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги, а из воздушного пузыря – легкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животные теряют жабры и начинают дышать легкими, как все наземные животные. Кожа у них тонкая и влажная. Периодически ее надо смачивать водой. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но также уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками. (Можно прочитать дополнительно, если будет время, рассказ “В воде тихой речки показался тритон”).
Сообщение ученика о лягушке (Приложение 2).
– Итак в группу земноводных вошли лягушки, жабы, тритоны. Исправим наше первое задание, прибавив еще одну группу. Покажем на плакате. А также запишем в нашу таблицу.
– Следующая группа начинается на букву “П” – пресмыкающиеся (рептилии). К этой группе относятся змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы. Все они пресмыкаются, то есть ползают. За что и получили свое название. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей или в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают их и не выкармливают детенышей. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. У некоторых из них роговые пластинки срослись с костями.
– Посмотрим на плакате, исправим ошибки первого задания и заполним нашу таблицу.
Сообщения учеников о змее, пингвине, пчеле, акуле, дельфине (Приложение 2).
– Выполним задания 4, 5 в рабочей тетради
4. Рефлексия учебной деятельности.
– Смогли ли мы устранить проблемы, которые возникли у нас в начале урока? Какие выводы можно сделать после изученного на уроке? Рассмотрите рисунок на странице 61. Части каких животных объединены здесь. Нарисуйте дома свое чудо-животное, стараясь включить все группы животных, которые мы рассмотрели. А также домашним заданием будет задания 2,6 в рабочей тетради.
– Ответьте на вопросы для самопроверки, после сравните их с правильными ответами на доске и поставьте себе отметку.