Цели: обучение решению задач.
Задачи:
- Закрепить умение определять главное в задаче, умение складывать и вычитать устно.
- Развивать вычислительные навыки, математическую речь.
- Формировать навыки сознательность, самостоятельности, способствовать развитию чувства коллективизма.
Методы и приемы: словесный, наглядный, сравнительный, аналитико-синтетический, практический и проблемно-поисковый.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Наглядность и оборудование: методическое пособие крокодил, текст задачи и иллюстрация к задаче.
Ход урока
– Ребята, будем решать задачу. Прочитайте задачу.
Задача. В автобусе ехало 10 ребят. На остановке из автобуса вышло 3 мальчика. На другой остановке в автобус вошли 2 (две) девочки. Сколько пассажиров поехало дальше?
– Ребята, про что задача?
Ребята: про автобус, про девочек, про мальчиков, про вышли, про вошли, про дальше, про пассажиров.
– Ребята, а что главное в задаче?
Ребята: про автобус, про 2 девочки, про 3 мальчика, про пассажиров, про остановки.
– Что мы не знаем в задаче?
Ребята: Сколько пассажиров поехало дальше?
– Ребята, кто про что будет показывать?
1 ученик: Я буду показывать про девочек.
2 ученик: про остановки.
3 ученик: про автобус.
4 ученик: про вопрос.
5 ученик: про ребят.
6 ученик: про мальчиков
– Ребята, покажите на “крокодиле” про что задача и решите ее.
Каждый находит свое место на крокодиле.
Педагог выясняет у ребят:
– Тут что (кто)? Ты про что показываешь?
– Хорошо, покажите про это (показывает на задачу).
В ходе демонстрации выясняется, что не все понимают смысл слов “вошли”, “вышли”, “пассажиры”. Проработать смысл этих слов через демонстрацию и через вопросы: “Девочки, мальчики, тети, дяди – кто это?”
Во время демонстрации ребята пользуются текстом задачи для доказательства своих действий. Если дети не делают этого, учитель побуждает их к этому своими вопросами: “Почему тут так?”
– Артур, ты про что показываешь? (Я показываю про ребят).
– Покажи на “крокодиле” где это? (Артур отсчитал 10 косточек).
– Сколько тут ребят? (Тут 10 ребят).
– Азалия, ты про что показываешь? (Я показываю про автобус).
Азалия показывает на автобус, который на другой проволоке “крокодила”, т.е. 10 ребят на одной проволоке, а автобус на другой.
Учитель вместе с ребятами начинает выяснять:
– Где ребята? Почему автобус там? Ребята там далеко, а автобус едет тут? Где про это написано? (учитель добивается, чтобы ребята поняли, что автобус с ребятами едут вместе и находятся на одной проволоке).
– Автобус с ребятами едет, едет, едет … (все демонстрации руками детей).
Миляуша: Я показываю про остановки
– А тут где про это? (учитель показывает в текст).
Миляуша читает текст задачи и находит слова “на остановке” и на “другой остановке”. Учитель фиксирует внимание ребят, задерживая руку Миляуши на этих словах.
– Покажи это на “крокодиле” (две остановки).
Возвращаем автобус на исходную позицию и проделываем все действия с автобусом и ребятами.
Ребята: Автобус едет, едет, а потом остановка.
– Что дальше?
Аня: Мальчики вышли из автобуса (показывает в тексте).
– Сколько ребят вышло из автобуса?
Аня: 3 мальчика вышло из автобуса.
Она показывает на “крокодиле”, убирает из количества ребят в автобусе 3 косточки.
– Автобус едет, едет, едет, а потом?
Марьям: Девочки вошли
– А где были девочки дома? (Да, дома).Марьям показывает на “крокодиле”, прибавляя ребятам в автобусе 2 косточки.
– Автобус едет, едет, едет… А потом?
– Артур, ты про что показываешь? (Про вопрос).
– Какой вопрос? (Ребята читают вопрос к задаче).
– Мы про это знаем?
Ребята: Да, тут 9 ребят.
– Артур, покажи, где это на “крокодиле”.
– Ребята, давайте еще раз сосчитаем, сколько пассажиров поехали дальше?
Ребята: 9 пассажиров. Они поехали в школу.
– Ребята, мы решили задачу? (да).
Запишите решение задачи в тетрадь.
- 10-3=7 (п.)
- 7+2=9 (п.)
Ответ: 9 пассажиров поехало дальше.