В 2010/11 учебном году мне, руководителю районного методического объединения учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений, посчастливилось стать слушательницей дистанционных курсов повышения квалификации «Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса». Автор – Галеева Наталья Львовна, кандидат биологических наук, почетный работник общего образования РФ, доцент кафедры управления развитием школы МПГУ.
Проект интересный, реализуется совместно Педагогическим университетом «Первое сентября» и Факультетом педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова.
Что же подвигло меня к выбору именно этой темы обучения?
Во-первых, управленческая компетенция учителя на современном этапе является непременным условием эффективной организации и успешной оптимизации процесса образования и воспитания, в том числе и коррекционного. Во-вторых, управленческая культура выступает сегодня системообразующей составляющей общей компетентности педагога любой отрасли современного образования. А в-третьих, совершенно очевидно, что в данный момент управление, практически не воспринимается учителем как ресурс собственного роста, как потенциал совершенствования коррекционно-педагогического процесса, как «инструмент» развития личности обучающегося, воспитанника.
Для того чтобы понять, чем и как может управлять современный учитель, рассмотрим логопедическое воздействие с общественно значимых позиций, с одной стороны, и с точки зрения создания условий для оптимизации процесса, с другой. Ни для кого не секрет, что учитель-логопед в условиях «трансформационного цикла» современной школы, наряду с педагогом-психологом и социальным педагогом, воспринимается как «обслуга обслуги», так как не имеет прямого отношения к образовательным программам, реализуемым учителем начальных классов, учителем-предметником, непосредственно обслуживающих этот цикл трансформации обучающегося. И администрация, и родители считают, что примерные перспективные цели коррекции речевого развития удобны для практического применения, достаточно лишь изредка обращаться к диагностическим процедурам, измеряя при этом более стабильные признаки. По их мнению, желательно составлять долгосрочные прогнозы. Для оптимизации процесса логопедического воздействия, напротив, желательны более точные цели обучения; необходимо часто обращаться к диагностическим процедурам. Важна заинтересованность родителей в процессах и промежуточных результатах работы учителя-логопеда. Учителю достаточно составления краткосрочных прогнозов, допустима меньшая объективность, чаще всего достаточно невысокой точности диагностических процедур, при этом рассматривается возможность проведения измерения ситуативно обусловленных признаков.
И административная, и родительская общественность знают, что необходимо уделять внимание условиям занятий, проводить сопоставление результатов между группами и классами. Но только логопед – практик осознаёт, что необходимо уделять особое внимание условиям занятий. А сопоставимость внутри группы, класса для него часто оказывается достаточной.
У представителей администрации и родителей, в итоге, возникает заинтересованность только в конечных результатах нашей работы, на основании которых формируется общественная оценка процессов развития и коррекции. А для учителя-логопеда даже небольшого продвижения обучающегося на пути преодоления проблем устной или письменной речи, в формировании его мотивации, определяемого, главным образом, самим учителем, радующего и окрыляющего, вселяющего в него оптимизм, вполне достаточно.
Требования, предъявляемые к общественно значимым квалификациям, сформировали однозначную общественную оценочную практику деятельности учителя-логопеда, действующую в наших детских садах и школах, которая ввиду своего несовершенства лишь в малой степени способна служить оптимизации процессов коррекционно-воспитательной работы. Учителю-логопеду, в деле отстаивания своих позиций, на помощь приходит наука управления.
«Педагогический менеджмент», по В.П. Симонову, – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приёмов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности». Объектом управления являются конструкционные и функциональные свойства образовательного процесса, условия, в которых он протекает, и его результаты.
Управленческая составляющая должна присутствовать во всей деятельности современного учителя, прослеживаться в его компетенциях: предметно-методологической, психолого-педагогической, здоровьесберегающей, коммуникативной, исследовательской, акмеологической. Ведь во всех отраслях педагогического знания и общения необходимо управлять свойствами процесса, уметь их анализировать, планировать, организовывать изменения, измерять «на выходе». Сопоставлять цели, результаты и т.д.
К тому же компетентного педагога невозможно представить без владения навыками личной эффективности, знания тайм – менеджмента (Приложение 1), стресс – менеджмента (Приложение 2), приемов конструктивного разрешения, конфликтных ситуаций, предотвращения профессионального выгорания – необходимых составляющих современной управленческой культуры учителя-логопеда, которые, в идеале, он передаёт партнёрам по педагогическому общению – администрации, коллегам – учителям, родителям обучающихся, самим обучающимся.
Сопоставляя понятия педагогического творчества и педагогического менеджмента, Н.Л. Галева выделяет следующие уровни владения управленческой компетенции в системе «учитель – обучающийся»: начальный, средний и высокий. Мы, в свою очередь, понимаем, что даже достаточно зрелый учитель-логопед с низким уровнем управленческой компетенции, подходящий к делу недостаточно творчески, планирует по чужому алгоритму коррекционную работу с определённым воспитанником, обучающимся. Если при этом не учитываются особенности познавательной деятельности, индивидуального стиля ученика, то ситуация грозит «педагогическим браком», а в случае частого повторения подобных ситуаций, и возникновением синдрома эмоционального выгорания педагога.
Если учитель-логопед овладевает средним уровнем управленческой и психолого-педагогической компетентности, творчески подходит к решению проблемы, то он будет успешно адаптировать предлагаемые кем-то инновации с учётом реального контингента и условий коррекционно-образовательного процесса. Не только для воспитанника и обучающегося, но и для педагога значимость результатов вырастет, так как будет расти уровень педагогической рефлексии, осознание собственного профессионального успеха через успех каждого обучающегося, воспитанника.
Высокий уровень владения управленческими компетенциями, развитые креативные качества позволяют учителю-логопеду чувствовать индивидуальность каждого ребёнка, видеть его ресурсы, искать прямые и обходные пути коррекции. Такой педагог не только адаптирует инновации, но и сам создаёт новые технологии, дидактические пособия и т.д. И его деятельность имеет значимость не только для конкретной системы «учитель-ученик», но и для профессионального социума в самом широком масштабе.
Чтобы понять роль управления в профессиональной деятельности современного учителя-логопеда, рассмотрим составляющие данной компетенции всё в той же области управления системой «учитель-ученик». Когнитивная составляющая данной компетенции включает в себя следующие системы знаний: об управлении как ведущей деятельности профессионала, о педагогическом экспериментировании, о способах и формах профессионального самосовершенствования, о самопрезентации, обобщении и трансляции собственного опыта.
Операционально-технологическая составляющая управленческой компетенции учителя-логопеда подразумевает умение осуществлять педагогический анализ ресурсов, структурирование программного материала, учёт особенностей контингента, возможности обустройства кабинета и т.д. От компетентного учителя – управленца требуется умение проектировать познавательные, развивающие, коррекционные цели для обучающегося и цели в управленческих формулировках – для самого себя. Не обойтись учителю-логопеду и без умения планировать коррекционно-педагогический процесс от конечной цели, грамотно спроектировать или выбрать форму и содержание промежуточной диагностики, организовать лонгитюдинальное наблюдение, проанализировать результаты своей работы, выявить недостатки, провести их коррекцию и т.д. К данной составляющей управленческой компетенции относятся способность транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество, владение приёмами анализа и обобщения собственного опыта через статьи, выступления на конференциях, семинарах, участие в профессиональных объединениях. В приоритеты самоуправления входит и умение выбрать необходимое направление и обеспечивающие его формы деятельности для профессионального роста, построения своей педагогической карьеры.
Личностная, позиционно-ценностная составляющая управленческой компетенции включает осознание значения управления как ведущей деятельности человека, опирающейся на его сознательный выбор. Учитель-логопед стремится осуществить выбор инновации для собственной профессиональной деятельности, реализовать собственный творческий потенциал, разрабатывая и апробируя новые технологии, работая над новыми пособиями. Всё это невозможно без желания учителя достичь высокой степени профессионализма, реализовать свои возможности на максимальном уровне, внести достойный вклад в общее дело образования детей. В содержание личностной составляющей управленческой компетенции входит стремление сформировать у обучающихся мотивацию учения, понимание управления собственной деятельностью, рефлексию достижений. И конечно, стремление поделиться профессиональными находками и представить собственные достижения для использования их коллегами, родителями обучающихся, педагогическим сообществом, в целом.
Члены нашего методического объединения, как мне кажется, постоянно применяют в своей деятельности управленческие приёмы в организации коррекционно-образовательного процесса в отдельно взятом районе Волгограда. Так, оказавшись в 1991 году одними из первых в стране вовлечёнными в процесс реорганизации логопедической службы, мы научились работать на логопедических пунктах ДОУ, используя принципы сочетания диагнозов клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций современной логопедии и организации работы «от общих для всех воспитанников проявлений речевых нарушений к частным». Позднее мы делились своим опытом работы на страницах всероссийских периодических изданий «Дошкольное воспитание» (№8, 1999), «Обруч» (№3 1999). Свидетельством востребованности этих публикаций является сохранившаяся переписка с логопедической общественностью из Брянской и Магаданской областей, Приморского и Ставропольского краёв, республик Калмыкия и Марий-Эл.
В течение 17 лет мы ведём количественный и качественный учёт речевых нарушений воспитанников детских садов района, делаем управленческие выводы, корректируем процесс логопедического воздействия, ищем и создаём новые технологии в работе. Наши ноу-хау: «Изменение подходов к коррекции заднеязычных звуков «К», «Г», «Х», «Особенности методики логопедической работы по коррекции произношения звука «Л», «Постановка и автоматизация переднеязычных звуков «Д» и «Т» при их замене на «Г» и «К». Мы вводим новые качественные методики диагностики речевого развития наших воспитанников, в том числе с использованием ИКТ – технологий. В последнее время в содружестве с логопедами школ проводим мониторинги по методике раннего выявления дислексии (МРВД), систематизированной методике исследования навыков чтения (СМИНЧ) и тесту оперативных единиц чтения (ТОПЕЧ). Планируем мы и мониторинг по прожективной методике «Незаконченные предложения», направленной на выявление проблемных зон в системе отношений школьника к учёбе, чтению, учителю и одноклассникам.
Совместно с администрацией постоянно совершенствуем условия, в которых протекает коррекционный процесс. Как примеры педагогической рефлексии рассматриваем наш фильм «Логопедические кабинеты ДОУ Советского района» (конец 90-х) и проект «Медиатека МО» (2006-2009). Управленческой стала наша деятельность по организации работы психолого-медико-педагогических консилиумов в детских садах и школах, работа на консультационных психолого-логопедических пунктах для неорганизованного детского населения района и города.
С 2008 года проводим мы Фестиваль презентаций «Моё педагогическое кредо». «Credo» в переводе с латыни, означает «Верую!». 15 профессионалов, обаятельных женщин поделились с коллегами тем, что заставляет их сердца стучать громче, что волнует и тревожит, без чего они не мыслят себя в профессии и в жизни. Успехов вам, наши дорогие! Пусть логопедическое светило никогда не заходит за горизонт, к которому вы уверенно шагаете ступенями «горизонтальной» карьеры. Пусть согревает вас всегда и освещает ваш нелёгкий профессиональный путь!
Традиционным стало наше районное «Логопедическое собрание». В 2010 году мы вместе с детскими психиатром, неврологом, педиатрами и психологами подняли животрепещущий вопрос «Что нас тревожит?» и доказательно ответили на него: «Ухудшение речевого развития целого поколения». В 2011 году темой Собрания стало обсуждение проблемы «Компетентный логопед: что это значит? Изменение функционала с введением ФГОС и ФГТ» (Приложение 3)
Для современного учителя-логопеда, как и для любого профессионала, работа начинается с управления той средой, в которой происходит его профессиональная деятельность. Работая, он достигает настоящего творчества, которое по сути своей не что иное, как результат успешного профессионального управления средой в нестандартной ситуации. А что может быть более нестандартным, чем проблемы наших воспитанников, ежедневно, ежечасно наблюдаемые нами, чрезмерное волнение или же безразличие их родителей, растерянность учителей и воспитателей, прессинг администрации, холодность проверок контрольно-ревизионного управления, потребительского надзора, других организаций. И решить эти проблемы под силу только востребованному компетентному учителю-управленцу. Не зря говорится: «Дорогу осилит идущий!»
6 декабря 2011 года в Волгограде состоялся финал I Регионального конкурса «Учитель-дефектолог года». На нём меня поддержали мои воспитанники, выпускники нашего детского сада, ныне обучающиеся МОУ гимназии № 15 Маша Дикарева, Дима Иваненко, Марьюшка Сергеева, Настя Туманова. Результат нашего выступления – почётное второе место. Предлагаю вашему вниманию визитную карточку «Тема с вариациями».
Звучит запись стихотворения Ольги Епифановой. (Приложение 4)
Какое счастье быть, а не казаться,
В глазах влюблённых просто отражаться,
Без умолку болтать, шутить, смеяться...
Какое счастье быть!Какое счастье жить и удивляться,
Природы проявленьям поражаться,
В звезду, травинку, радугу влюбляться...
Какое счастье жить!Какое счастье быть, а не казаться,
Однажды смело на Монблан подняться,
В лазури бухты Ангелов купаться.
Какое счастье быть!Какое счастье жить и наслаждаться
И в страны, города прекрасные влюбляться,
Частицею души навеки там остаться…
Какое счастье жить!Какое счастье быть, а не казаться,
И в детях постоянно повторяться,
Учить добру, любить их, удивляться...
Какое счастье быть!Какое счастье жить и не меняться,
В душе девчонкой юной оставаться,
По пустякам порой разволноваться,
Какое счастье жить!Какое счастье быть, а не казаться,
В делах своих достойно воплощаться,
Дарить их людям, в жизни не теряться...Какое счастье быть!
Какое счастье жить, а не метаться,
За место постоянное держаться,
Стезе своей не изменять стараться,Какое счастье жить!
Какое счастье быть, а не казаться,
Любить, творить, дарить и удивляться,
И в чьей-то памяти надолго оставаться...
Какое счастье быть!
Тема с вариациями (Приложение 5)
«Латинское слово variatio означает изменения. То народной песней – думой, то взволнованным монологом, то небольшим эпическим сказанием, то причудливой шуткой скерцо, то величественным шествием представим мы вашему вниманию тему «Учитель-логопед»…
Врач работает с болезнью, педагог с идеалами,
психолог с иллюзиями. Знаете ли вы профессию, в
которой сочетались бы милосердие медицины,
мудрость педагогики, прозорливость психологии?
Представителями этой профессии, их
воспитанниками, последователями полон сегодня
этот зал. 27 лет занимаюсь благороднейшим делом и
я – выпускница отделения логопедии,
дефектологического факультета Московского
государственного педагогического института
имени Ленина. Уважаемые члены жюри, смотрите, как
ширится, растёт, течёт, набирает обороты наша
раздольная песня «Логопедия = милосердие +
педагогика» (обращается внимание жюри на группу
болельщиков в зале, демонстрирующих баннеры
статей О. Епифановой, плакаты с обведёнными
ладошками нынешних воспитанников Ольги
Владимировны, «голосующих» за своего логопеда).
От народной песни-думы – к взволнованному
монологу. Студенткой изучала законы диалектики.
Один из них гласит о «переходе количества в
качество», другой – о развитии по спирали». Не
одномоментным, по взмаху волшебной палочки, а
долгим и кропотливым является процесс коррекции
речи. Пока количество отданных ребёнку сил
наставника не перейдёт в новое качество его
чистого, внятного, интересного говорения. Не
исключено, что проблемы появятся на новом витке
спирали развития – школьном обучении, в виде
нарушений речи письменной. И тогда всё сначала:
волнения, тревоги и … обретённая уверенность.
Всё это может длиться годами. Не понаслышке
знаю: в Ульяновске и Самаре уже нет логопедов в
школах. Говорят и о сокращениях в детских садах.
Вопрос: смогут ли родители оплачивать то
количество логопедических занятий, которое со
временем перейдёт в качество устной и письменной
речи ребёнка?
Эпическим сказанием о делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой звучит сегодня для студентов, молодых специалистов повествование о знаковой для меня встрече в середине 90-х с душой мира дефектологии заместителем редактора одноимённого журнала, Елизаветой Ивановной Чайкиной. Зелёного сукна стол, уютный свет старинной настольной лампы… Мы беседовали долго. Вернее я говорила, а она внимала. Её неожиданная оценка: «Я давно не встречала такого творческого человека» навсегда окрылила меня!
А вот и причудливая шутка скерцо. У меня 12
брошюр по логопедии. Мне всегда нравилось
наблюдать удивление в детских глазах: «Вы сами
это написали?! Для нас?!» Диалог двух девочек, одна
из которых сейчас на сцене. Вспомнит или нет? Их
мамами были куплены разные брошюры.
– А в моей книжке есть сказка «Белочка-умелочка»?
Нет? А мне так хочется прочитать её дома.
Успокаиваю:
– Вы сможете обменяться книжками.
Одна:
– Но я должна спросить у мамы.
Вторая:
– А я и спрашивать не буду. Зачем маме мои
проблемы?
В величественном шествии нашей темы с вариациями участвуют Дмитрий Андреевич Иваненко, Анастасия Владимировна Туманова, Марья Александровна Сергеева и Мария Александровна Дикарева. Наш синквейн вам, дорогие коллеги!
Дима Иваненко: Настя Туманова: Марьюшка Сергеева: Маша Дикарева: Маша Дикарева: Ольга Епифанова: |
«Логопед – думающий, чувствующий» «Милосердствует, помогает, творит» «Я его так понимаю…» «Учитель!» В августе этого года наш логопед Ольга Владимировна, за вклад в развитие образования Советского района и неравнодушие к детям была награждена премией «Общественное признание!» Друзья, это наша общая премия. Спасибо вам, вашим родителям и моим коллегам за то, что вы есть в моей жизни! А вариации нашей общей темы бесконечны! |
На конкурсе мы представили жюри и зрителям технологию «ИКТ в обследовании произносительной стороны речи», имеющую сертификат и диплом фестиваля педагогических идей «Открытый урок – 2011/12». Собравшиеся с теплом встретили выступления ребят:
- «Итальянскую польку» С.В. Рахманинова в исполнении Тумановой А., 6 А класс;
- Песню «Конь» Матвиенко, Шаганова в исполнении Дикаревой М., 5 Б класс;
- Спич «Информационные прорывы: жизнь человечества & моя личная история» Иваненко Д., 6 А;
- Стихотворение «На беседу к логопеду» М.Фадеевой в исполнении Сергеевой М., 1 Б класс.
Я с большим теплом вспоминаю тот день начала зимы. Спасибо всем! (Приложение 6)
Литература:
- Ингекамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.
- Галеева Н.Л. Мониторинг для учителя // «Первое сентября», Управление школой № 23, 2005.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.: Педагогическое Общество России, 1999.