Цель: уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола, как начальной; формировать умения обосновывать написание -тся, -ться в глаголах.
Задачи:
- Обучающие:
- формировать умение ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме;
- формировать умение правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы;
- Развивающие: обогащать лексику, развивать внимание, логическое мышление, быстроту мысли.
- Воспитательные: воспитывать взаимопомощь, дружбу, интерес к знаниям, дисциплинированность.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Добрый день! Доброго здоровья! Здравствуйте!
– Когда мы произносим эти слова, то искренне
желаем тем, с кем встречаемся, добра и здоровья.
– Сегодня у нас гости на уроке. Постараемся
работать так, чтобы нашим гостям было тепло и
уютно рядом с нами. Пожелаем им тоже крепкого
здоровья, поздоровайтесь с гостями.
Цветные полоски. Перед вами лежат цветные
полоски на столах: красная, желтая, зеленая.
Выберите ту из них, которой соответствует ваше
эмоциональное настроение именно сейчас.
II. Каллиграфическая минутка
Пп Тт
– Какую тему мы изучаем сейчас на уроках
русского языка?
– Что нам уже известно о глаголе?
– Как определить время глаголов?
– Как определить в каком числе стоит глагол?
– Как всегда начинаем наш урок со словарного
диктанта. Ваша задача – вставить пропущенные
буквы и записать в тетрадь чисто и красиво эти
буквы.
Гор…д, …ллея, здан…е, д…журить, в…кзал, з…вод, ул…ца, д…рога, ст…дион, автом…биль
– Проверим, что у вас получилось.
– Ещё раз просмотрите эти слова. Определите
какое из них лишнее? Почему? (Все слова, кроме
слова дежурить, относятся к теме город и ещё
дежурить – это глагол, а остальные слова – имена
существительные.)
III. Изложение новой темы
1. Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – одна из этих частей речи. Попробуйте угадать, о какой части речи мы сегодня будем говорить.
Интересная часть речи
В русском языке живет
Все что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит
Все расскажет нам … (глагол)
– Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
– Что такое глагол?
– Что обозначает глагол?
– На какие вопросы отвечает глагол?
– Каким членом предложения чаще всего бывает
глагол?
– Изменяется ли глагол по числам? Как определить
число глагола?
– Какие три времени имеет глагол? Как отличить
одно время от другого?
– Что узнали о глаголе прошедшего времени на
прошлом уроке?
– А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что
бы вы хотели узнать? Давайте предположим…
2. Упражнение «Кто самый внимательный?»
Читаю слова, а дети записывают только глаголы в неопределённой форме.
Треть, тереть, петь, меть, мешать, лошадь, грусть, держать, грызть, грустить, злость, гость, выносить, вынес, скатерть, сесть, сеять, кровать, ходит, ходить, крыть, косить, косят.
– Какие глаголы вы записали? (Тереть, петь,
мешать, держать, грызть, грустить, выносить,
сесть, сеять, ходить, крыть, косить.)
– Докажите, что это глаголы неопределённой
форме. (Отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО
СДЕЛАТЬ?, не указывают на время и число.)
– На что оканчиваются глаголы в неопределенной
форме?
– Имеют окончания: -ти,
-ть
– Кто попробует сделать вывод ?
3. На доске запись:
что делать? что сделает?
учи... пригоди...
– А как произносятся последние звуки в данных
глаголах? ([ца]).
– У вас не возникает никакого вопроса? Как
правильно написать концовки у этих глаголов?
Сравните данные глаголы и их вопросы.
– Какой вывод можно сделать?
– Прочитаем вывод в учебнике на стр. 62. Похож он
на наше предположение? Давайте допишем глаголы учиться,
пригодится.
IV. Закрепление новых знаний
Выполнение упражнения 21, стр. 61.
– Докажите правильность написания глаголов в
данных пословицах.
– Итак, что должны сделать, чтобы правильно
написать глаголы на -тся, -ться?
- Поставь вопрос к глаголу.
- Определи форму глагола.
- Обрати внимание на наличие Ь в вопросе.
- Запиши -тся или -ться.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление
1) Работа с учебником. Выполнение упр. 24, стр. 62-63.
– От каких глаголов можно образовать глаголы с частицей -ся?
2) Замените фразеологизмы близким по значению глаголом неопределённой формы.
а) Есть ужин. (Ужинать.)
б) Ярко блестеть, сияя переливчатым светом. (Сверкать.)
в) Становиться жёлтым. (Желтеть.)
г) Находиться в действии, в работе. (Работать.)
д) Поддаваться действию огня. Уничтожаться
огнём. (Гореть.)
е) Испытывать желание, хотеть. (Желать)
3) Исправить ошибки, списать текст; подчеркнуть глаголы, указать их время, род, число.
Луна стояло над головой. Она светило очень сильно, однако её свет струдом пробевал туман. И всюду назимле лижале белые холсты луннава света.
VII. Рефлексия
– Урок наш уже подходит к концу. Поднимите руки
те, кто может уверенно сказать, что научился
писать -тся, -ться в глаголах?
– Вы сейчас можете сами это проверить. Я вам
предлагаю короткий тест.
Вариант №1.
1. Выбери правильный ответ
Если глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, то пишется:
а) -тся
б) -ться
2. Отметь пословицу, в которой есть глагол на -тся:
а) Дело мастера боит.ся.
б) Горя боят.ся, счастья не видать.
3. Выбери и отметь глаголы:
а) трудиться
б) синица
в) переселиться
г) переносица
Вариант №2.
1. Выбери правильный ответ
Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает?, то пишется:
а) -тся
б) -ться
2. Отметь пословицу, в которой есть глагол на -ться:
а) Хорошее дело само светит..ся.
б) Лентяю и приподнят..ся лень.
3. Выбери и отметь глаголы:
а) водица
б) водиться
в) курица
г) хмуриться
(Взаимопроверка.)
VIII. Домашнее задание
Упр. 26, стр. 63.
Список используемых источников:
- http://slovo.ws/bio/rus/Mamin_Sibiryak_Dmitri_Narkisovich/552.jpg Мамин-Сибиряк
- http://audio.1c.ru/upload/iblock/475/front_al-1_300.jpg Алёнушкины сказки
- http://www.floranimal.ru/pages/animal/v/34.jpg волк
- http://2mi.org/wp-content/uploads/2010/12/1-волк.jpg волк
- http://oxot1.info/wp-content/uploads/2010/04/1.jpg заяц зимой
- http://www.bookin.org.ru/book/62158.jpg Сказка про храброго зайца (книга)
- http://www.char.ru/books/p1811475.jpg Сказка про храброго зайца (книга)
- http://stapel.dsongs.ru/diafilms/content/katalog/07-3-621.jpg Сказка про храброго зайца (книга)
- http://www.ozhegov.ru/ Толковый словарь Ожегова
- http://www.3planet.ru/nature/biology/1790-2.jpg грибы
- http://www.uralweb.ru/poster/culture/events.php?id=9995 рабочий кабинет