Неопределенная форма глагола. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола, как начальной; формировать умения обосновывать написание -тся, -ться в глаголах.

Задачи:

  • Обучающие:
    • формировать умение ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме;
    • формировать умение правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы;
  • Развивающие: обогащать лексику, развивать внимание, логическое мышление, быстроту мысли.
  • Воспитательные: воспитывать взаимопомощь, дружбу, интерес к знаниям, дисциплинированность.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Добрый день! Доброго здоровья! Здравствуйте!
– Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и здоровья.
– Сегодня у нас гости на уроке. Постараемся работать так, чтобы нашим гостям было тепло и уютно рядом с нами. Пожелаем им тоже крепкого здоровья, поздоровайтесь с гостями.
Цветные полоски. Перед вами лежат цветные полоски на столах: красная, желтая, зеленая. Выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

II. Каллиграфическая минутка

Пп Тт

– Какую тему мы изучаем сейчас на уроках русского языка?
– Что нам уже известно о глаголе?
– Как определить время глаголов?
– Как определить в каком числе стоит глагол?
– Как всегда начинаем наш урок со словарного диктанта. Ваша задача – вставить пропущенные буквы и записать в тетрадь чисто и красиво эти буквы.

Гор…д, …ллея, здан…е, д…журить, в…кзал, з…вод, ул…ца, д…рога, ст…дион, автом…биль

– Проверим, что у вас получилось.
– Ещё раз просмотрите эти слова. Определите какое из них лишнее? Почему? (Все слова, кроме слова дежурить, относятся к теме город и ещё дежурить – это глагол, а остальные слова – имена существительные.)

III. Изложение новой темы

1. Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – одна из этих частей речи. Попробуйте угадать, о какой части речи мы сегодня будем говорить.

Интересная часть речи
В русском языке живет
Все что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит
Все расскажет нам … (глагол)

– Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
– Что такое глагол?
– Что обозначает глагол?
– На какие вопросы отвечает глагол?
– Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
– Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?
– Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?
– Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?
– А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим…

2. Упражнение «Кто самый внимательный?»

Читаю слова, а дети записывают только глаголы в неопределённой форме.

Треть, тереть, петь, меть, мешать, лошадь, грусть, держать, грызть, грустить, злость, гость, выносить, вынес, скатерть, сесть, сеять, кровать, ходит, ходить, крыть, косить, косят.

– Какие глаголы вы записали?  (Тереть, петь, мешать, держать, грызть, грустить, выносить, сесть, сеять, ходить, крыть, косить.)
– Докажите, что это глаголы неопределённой форме. (Отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?, не указывают на время и число.)
– На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
Имеют окончания: -ти,  -ть
– Кто попробует сделать вывод ?

3.   На доске запись:

что делать?                         что сделает?
учи...                                       пригоди...

– А как произносятся последние звуки в данных глаголах? ([ца]).
– У вас не возникает никакого вопроса? Как правильно написать концовки у этих глаголов? Сравните данные глаголы и их вопросы.
– Какой вывод можно сделать?
– Прочитаем вывод в учебнике на стр. 62. Похож он на наше предположение? Давайте допишем глаголы учиться, пригодится.

IV. Закрепление новых знаний

Выполнение упражнения 21, стр. 61.

– Докажите правильность написания глаголов в данных пословицах.
– Итак, что должны сделать, чтобы правильно написать глаголы на -тся, -ться?

  • Поставь вопрос к глаголу.
  • Определи форму глагола.
  • Обрати внимание на наличие Ь в вопросе.
  • Запиши -тся или -ться.

V.    Физкультминутка

VI.   Закрепление

1) Работа с учебником. Выполнение упр. 24, стр. 62-63.

– От каких глаголов можно образовать глаголы с частицей -ся?

2) Замените фразеологизмы близким по значению глаголом неопределённой формы.

а) Есть ужин. (Ужинать.)
б) Ярко блестеть, сияя переливчатым светом. (Сверкать.)
в) Становиться жёлтым. (Желтеть.)
г) Находиться в действии, в работе. (Работать.)
д) Поддаваться действию огня.  Уничтожаться огнём. (Гореть.)
е) Испытывать желание, хотеть. (Желать)

3) Исправить ошибки, списать текст; подчеркнуть глаголы, указать их время, род, число.

Луна стояло над головой. Она светило очень сильно, однако её свет струдом пробевал туман. И всюду назимле лижале белые холсты луннава света.

VII. Рефлексия

– Урок наш уже подходит к концу. Поднимите руки те, кто может уверенно сказать, что научился писать -тся, -ться в глаголах?
– Вы сейчас можете сами это проверить. Я вам предлагаю короткий тест.

Вариант №1.

1. Выбери правильный ответ

Если глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, то пишется:

а) -тся
б) -ться

2. Отметь пословицу, в которой есть глагол на -тся:

а) Дело мастера боит.ся.
б) Горя боят.ся, счастья не видать.

3. Выбери и отметь глаголы:

а) трудиться
б) синица
в)  переселиться
г)   переносица

Вариант №2.

1. Выбери правильный ответ

Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает?, то пишется:

а) -тся
б) -ться

2. Отметь пословицу, в которой есть глагол на -ться:

а) Хорошее дело само светит..ся.
б) Лентяю и приподнят..ся лень.

3. Выбери и отметь глаголы:

а) водица
б) водиться
в) курица
г) хмуриться

(Взаимопроверка.)

VIII. Домашнее задание

Упр. 26, стр. 63.

Список используемых источников: