Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми

Разделы: Работа с дошкольниками


Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве – линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, не только отражая чувства, знакомые и близкие ему ,но и открывая новые, ранее неведомые.

Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все виды искусства, является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях. Эти проявления следует поощрять и находить такие стимулы, которые побуждали бы детей «сочинять». Источниками детского творчества могут быть как окружающая действительность, так и различные виды искусства, с которыми знакомят детей взрослые.

Психолого-педагогические исследования показали, что при целенаправленном обучении детям дошкольного возраста доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержания и средств выразительности (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, П.М.Теплов и др.). Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, не овладев связной образной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности.

Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предыдущие и последующие события.

Т.Г.Казакова подчеркивала роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания. Развитие речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ.

Цель: Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционной техникой рисования.

Задачи:

  • развивать умение высказываться связно и образно на тему произведения живописи;
  • учить детей составлять рассказ по картине, объяснять выбранный художественный колорит, настроение автора и переданные чувства, соотнося при этом картину с литературным произведением
  • формировать элементарных представлений о структуре текста(начало, середина, конец);
  • обучать соединению предложений разными способами связи;
  • развивать умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;
  • учить построению высказываний разных типов – описаний, повествований, рассуждений;
  • обогащать словарь;
  • закреплять изобразительные навыки детей.

Данный материал предполагает целостное воздействие на личность через восприятие искусства и действительности и строятся на следующих принципах:

  • занятия способствуют общекультурному развитию детей;
  • занятия развивают в детях способность воспринимать искусство;
  • занятия должны актуализировать включение регионального компонента художественного образования.

На занятии в комплексе решаются различные речевые задачи, причем главной задачей является формирование связной речи.
Обучение предполагает проведение фронтальных занятий (1-2 занятия в месяц).

Структура занятия.

На первом этапе основное внимание уделяется развитию умения видеть и понимать художественный образ произведений живописи, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями), а так же работа по обучению умению строить предложения разных типов .
Происходит обучение детей построению связного высказывания на темы картин разных жанров. При этом используются разнообразные методические приемы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия картине и его объяснение.

На втором этапе воспитатель читает подобранный текст, проводит заключительную беседу после чтения. Так как тексты подобраны в соответствии с лексическими темами, то его содержание перекликается и с содержанием картин. Это позволяет сформировать у детей эмоциональное отношение к прочитанному и к произведению изобразительного искусства.

Словарик-помощник позволяет детям расширять словарный запас, причем воспитатель включает новые или сложные слова в свою речь до и после занятия (во время индивидуальной работы, бесед на прогулке, в свободном общении).

Игры и этюды заменяют знакомые всем физкультминутки. Ведь во время проведения дидактических игр, разгадывания загадок, соревновательных конкурсов дети находятся в постоянном движении.

Следующий этап – разучивание стихотворения, которое подбирается также в соответствии с содержанием картины и прочитанного текста. Стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Заучивание стихотворений можно продолжить во время работы в «мастерской художника».

«В мастерской художника» – заключительный этап занятия. Разработанные задания не сложны, чтобы у детей не возникло перегрузки. Но роль этой работы велика: во-первых – развивается мелкая моторика рук, во-вторых – повышается эмоциональное восприятие занятия.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г.Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина, О.В.Недорезова, В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения. Такие как 

  • рисование по сырому;
  • контурная живопись палочками, пером;
  • восковая живопись;
  • пластилиновое рисование;
  • техника завитка, клубочка, спиральки;
  • монотипия;
  • рисование по крупе, по дереву;
  • «ладонь помощница» – натуральный трафарет;
  • кляксография;
  • рисование по точкам.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе – можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно-образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать?  Что я могу этим материалом нарисовать?)  За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику « кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника « монотипия».

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности, а также создавать психофизиологическую базу для развития речи.