Цели урока:
- актуализировать опорные знания и умения по данной теме;
- совершенствовать умение выбирать гласные в приставках пре-при;
- развивать орфографическую зоркость учащихся;
- развивать внимание, память учащихся;
- развивать умения работы с текстом.
Оборудование: слайд-презентация, карточки для работы на уроке, карточки е-и
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Стадия вызова
1. Графический диктант. Разминка
- эта приставка имеет значение «очень»;
- эта приставка пишется в словах приблизиться, причудливый;
- эта приставка имеет значение “пере-”;
- эта приставка пишется в словах прелестный, прекрасный;
- эта приставка имеет значение неполноты действия;
- эта приставка пишется в слове приставка;
- эта приставка пишется в словах премудрая, преподаватель;
- эта приставка имеет значение присоединения;
- эта приставка имеет значение “самый-самый”;
- эта приставка пишется в словах приморский, прибрежный.
Самопроверка (ответы на слайде Презентации)
Вопрос. Какую орфограмму мы сегодня
повторяем? Какую цель мы поставим перед собой?
Что нам нужно сделать, для того чтобы добиться
поставленной цели?
Записываем в тетради тему урока (слайд Презентации)
2. Актуализация знаний. Составление кластера «пре- при»
Кластер «При-пре»
3. Контроль знаний по теме
Задание: заполнить пустые графы таблицы
Приставки | Значение |
«при»- Приехать, прибыть, приплыть Приколоть, привязать, прибить Придорожный, приозёрный, приусадебный Приоткрыть, присесть, прилечь |
|
«пре»- Премилый, презабавный, прекрасный Прервать, преградить |
III.Стадия осмысления
1. Самостоятельная работа по карточкам (Технология «Интеллект»)
Уровень А
Задание. Внимательно читайте текст. По
ходу чтения вставляйте пропущенные буквы в слова
с орфограммой «Гласные в приставках пре-при»
В конце строки в свободной ячейке поставьте
столько знаков «+», сколько вы нашли слов в строке
Внимание! Все задания выполнять в процессе чтения текста, а не последовательно.
Остров Орлов на Чёрном море все
пр_ выкли считать заповедным. Повеет весенним ветром, и летят сюда пр_ лётные птицы. Они как пр_ огромные тучи и могут пр__крыть на минуту небо. Позже в птичьих домиках уже шевелятся пр__забавные пушистые комочки. Пр___меты осени заставят чаек покинуть родной остров. Но он не пустеет. Заповедник пр___влекает караваны бакланов, гусей. В пр__брежных зарослях камыша чинно расхаживают цапли. На пр__горках столбиками застыли суслики. В пр___дорожную канаву то и дело пр___бегают мышки-полёвки. Наблюдать за животными – пр__милое занятие! |
|
Уровень В
Задание. Внимательно читайте текст. По ходу чтения вставляйте пропущенные буквы в слова. В конце строки в свободной ячейке поставьте столько знаков «+», сколько слов с орфограммой «Гласные в приставках пре-при» вы нашли в строке.
Внимание! Все задания выполняйте в процессе чтения текста, а не последовательно!
В выходной день мы с друзьями на
пр___городном поезде пр___ехали в д__ревню. На пр___вокзальной площ__ди нас встретил мой старый дру___. Мы сразу же пр___няли решение пойти на реч__ку, потому что погода стояла пр___красная. Мы пр___давались воспоминаниям, л___вили рыбу, пр___одолевали трудности, когда разводили к__стёр. Пр__бывание на пр__роде пошло нам на пользу. Это был пр___восходный день! |
|
Уровень С
Задание. Внимательно читайте текст. В конце строки в свободной ячейке поставьте столько знаков «+», сколько в строке слов с орфограммой «Гласные в приставках пре-при»
Внимание! Все задания выполняйте в процессе чтения текста, а не последовательно!
Середина ноября. После дождей и
холодов день выдался прекрасный. Выглядывая из-за облаков, солнышко даже припекало. Это было похоже на прощальный привет лета. Трава над Свислочью пожелтела и привяла. Приуныла осенняя лужайка. Но что это? Над унылостью жухлой травы бело-бело светятся ромашки. Их пять. Стоят свежие, чистые-пречистые букетики. Прибежал ветерок, колыхнул цветы. Беленькие красавицы покачали головками, вроде пристыдили его: а-я-яй, какой ты преплохой, чего разошёлся, дай нам пригреться нас солнышке. И ветерок притаился, словно залюбовался припоздавшими ромашками. Частичкой лета, которую оно забросило в осень. |
|
2. Игровая пауза
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Теперь Варвара смотрит вверх
Выше всех, дальше всех,
Возвращается обратно: расслабление приятно.
Шея не напряжена, а расслаблена.
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно – расслабление приятно.
А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте...
3. Методика «Словесный мячик»
Задание. Заменить словосочетания одним словом с приставками пре-при.
Присоединить при помощи верёвки
Край при море
Чуть-чуть открыть окно
Очень милый
Приближение рыбы
Участок при усадьбе
Очень неприятный
Приближение круглого предмета
Присоединить при помощи кнопки
Не полностью сгорело
4. Работа в рабочей тетради
Задание: Вставьте в слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- пропущенные буквы.
1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.
2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…
3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.
4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.
5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.
5. Буквенный диктант
IV. Рефлексия
1. Творческий диктант
Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.
1 группа (сильные, карточки красного цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по
смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2 группа (средние, карточки зелёного цвета)
1. Заменить данные в скобках слова словами с
приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об
интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
3 группа (слабые, карточки синего цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2. Представление полученных текстов (по желанию)
3. Подведение итогов урока
«Выберите утверждение»
1. Ощущал себя Хорошо |
2. Этот урок Я запомню надолго |
4. Домашнее задание: составить словарную диктовку из 20 слов на орфограмму «Гласные в приставках пре-при» или сочинить сказку о приставках пре-при.