Задачи педагогической работы
Учить детей замечать сезонные
изменения в природе: погодные явления (дождь,
снег и т.д.), изменения во внешнем виде растений и
поведении животных (распускание листьев,
цветков, появление первоцветов, прилетают или
улетают птицы и т.д.), учить детей выделять
интересные объекты (красота капелек дождя на
листьях или деревья в инее и др.).
Помогать устанавливать
причинно-следственные связи в природе: между
явлениями природы (“с первым теплом появляются
растения, насекомые и др.”), между состоянием
объектов окружающей среды (“растениям нужны
вода, свет, почва, и т.д.”).
Инициировать проявления
эмоционально-положительного отношения к
окружающему, стремление поделиться своими
впечатлениями с взрослыми и другими детьми,
способность любоваться красотой природы.
Содержание педагогической работы
Воспитатель формирует у детей первые
представления о взаимосвязях в природе на
простейших примерах из ближайшего окружения
(“Растениям на клумбе нужны вода, свет, тепло,
почва, к ним прилетают разные насекомые –
бабочки, стрекозы, жуки, пчелы”, “В почве живут
дождевые черви, которые рыхлят землю”, “деревья
поливает дождик и они хорошо растут”), о простых
связях между погодными явлениями и их
последствиями (“Во время дождя бывает сыро,
песок становится мокрым, появляются лужи” и т.д.).
Знакомит детей с некоторыми
признаками сезонных явлений (зимой выпадает
снег, снег бывает разным (рыхлым, плотным и т.д.)
вода на морозе замерзает, поэтому можно строить
ледяные горки; весной ярче светит солнышко,
становится больше птиц, на огородах сажают овощи,
на клумбах – цветы; осенью становиться
прохладнее, с деревьев опадают желтые листья,
идут дожди, на огородах собирают урожай и т.д.) он
также организует наблюдения за сезонными
изменениями по ряду признаков (становится
холодно, желтеют листья, светит солнце, бегут
ручьи, появляются первые цветы, опадают листья и
т.д.), что способствует развитию у детей первых
обобщенных представлений о временах года.
Воспитатель совместно с детьми
отмечает результаты своих наблюдений в разных
видах деятельности (рисовании, аппликации, игре).
Воспитатель предлагает им послушать фрагменты
детских музыкальных произведений, напоминающих
шум дождя, пение птиц, слушает с ними звуки живой
природы.
Воспитывает у детей эмоциональное
отношение к природе (“Посмотрите, какие красивые
цветы выросли у нас в уголке природы”, “Давайте
польем растение, а то оно может засохнуть”).
Сентябрь |
- “Овощной салат”. Цель: закрепить знания об
овощах, их ценности и вкусовых качествах, времени
созревания плодов и сбора урожая.
- “Красивые листики”. Цель: знакомство с
сезонным явлением – листопад. Развивать
способность любоваться красотой природы.
- “Фруктовый салат”. Цель: закрепить знания о
фруктах, их ценности и вкусовых качествах,
времени созревания плодов и сбора урожая.
- “Тепло и холодно”. Цель: определить
взаимосвязь сезона и развития растений.
|
Октябрь |
- “Опыты с пожелтевшими листьями”. Цель:
объяснить детям отличительные особенности
естественного сбрасывания листьев от
насильственного их отрыва человеком.
- “Опыты с пожелтевшими листьями”. Цель:
выяснить, как влияет погода на интенсивность
листопада.
- “Опыты с опавшими листьями”. Цель: дать понятие
о необходимости воды для растений – сухие и
мокрые опавшие листья.
- “Опыт - наблюдение за пожелтевшими листьями”.
Цель: выяснить, смогут ли отдельные, не опавшие
листья продержаться до весны.
|
Ноябрь |
- “Кто улетит, кто останется”. Цель: дать понятие
о зависимости изменения в жизни животных от
изменений в неживой природе (перелетные птицы).
- “Как звери меняют шубку?”. Цель: выявить
зависимость изменений в жизни животных от
изменений в неживой природе.
- “Зимняя спячка”. Цель: познакомить со способом
приспособления некоторых животных к периоду
зимней стужи и бескормицы (строительство сухого,
безопасного укрытия для мелких животных,
впадающих в спячку).
- “Зимой деревья спят”. Цель: дать детям понятие
о том, что зимой деревья впадают в состояние
абсолютного покоя, их невозможно разбудить до
определенного времени (внесение веточки дерева).
|
Декабрь |
- “Зачем зайчику другая шубка”. Цель: выявить
зависимость изменений в жизни животных от
изменений в неживой природе.
- “Деревья и снегопад”. Цель: дать понятие о
способе приспособления растений к зимним
условиям, о пользе сбрасывания деревьями
листьев.
- “Деревья в инее”. Цель: познакомить с явлением
неживой природы – инеем, объяснить, что в отличие
от снега и льда, иней деревьям не вреден.
- “Строение дерева”. Цель: познакомить со
строением деревьев.
|
Январь |
- “Замерзшая вода”. Цель: выявить, что лед –
твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
- “Роль снега в жизни растений”. Цикл опытов.
Цель: дать детям понятие о том, что снег необходим
растениям в качестве одеяла для корней.
- “Строение почек”. Цель: познакомить детей с
почками. Выявить, что почки – это туго скрученные
листочки, которые спят до весны.
- “Узоры на окне”. Цель: познакомить детей с
явлением природы – конденсацией воды в воздухе
при охлаждении.
|
Февраль |
- “Роль снега в жизни растений”. Цель: дать
понятие о пользе снега для растений (под снегом
вода не замерзает).
- “Зимующие птицы”. Цель: познакомить с
зимующими птицами, учить детей заботиться о них в
голодные зимние месяцы.
- “Тепло и холодно”. Цель: определить
взаимосвязь сезона и развития растений; действие
терла и холода на растения.
- “Начало сокодвижения”. Цель: помочь детям
понять принцип весеннего пробуждения природы,
пользу воды и содержащихся в ней питательных
веществ для растений.
|
Март |
- “Где быстрее наступит весна?”. Цель: установить
зависимость изменений в природе от сезона.
- “Почему тает снег?”. Цель та же.
- “Где будут первые проталинки?”. Цель:
установить связь сезонных изменений с
наступлением тепла, появлением солнца.
- “Из чего птицы строят гнезда”. Цель: выявить
некоторые особенности жизни птиц весной.
|
Апрель |
- “Солнце дарит нам тепло и свет”. Цель: дать
представление о том, что солнце является
источником тепла и света, показать степень
поглощения тепла разными предметами.
- “Роль снега в жизни растений”. Цель: показать в
период таяния снега пользу талой воды для
растений.
- “Наблюдение за веткой, поставленной в
подкрашенную воду”. Цель: дать понятие о том, как
осуществляется движение воды по стеблю.
- “Голоса природы”. Наблюдение за птицами. Цель:
формировать желание заботиться о птицах; учить
называть птиц и части тела; познакомить с
поведением птиц весной
|
Май |
- “Набухание почек”. Цель: познакомить и
понаблюдать с детьми набухание почек
- “Облака и дождь”. Цель: познакомить детей с
процессом образования облаков. Объяснить, почему
весной бывают грозы и кучевые облака.
- “ Зимняя спячка”. Цель: показать на примере
построенного с детьми убежища его пользу и
целесообразность для зверей.
- “У всех деревьев цветы разные”. Цель: дать
понятие о том, что все деревья цветут по-разному и
в разное время. Это связано со способом опыления.
|
Июнь |
- “Есть у нас огород”. Цель: посадить вместе с
детьми лук, петрушку и укроп. Познакомить с
пользой этих растений для человека.
- “С водой и без воды”. Цель: выявить, какие
факторы внешней среды в данное время помогают
растениям расти.
- “Есть у нас огород”. Цель: учить детей
наблюдать за ростом растений, отмечать изменения
(дневник роста лука, петрушки, укропа).
- “Образование плодов”. Цель показать
закономерность роста и созревания плодов на
деревьях.
|
Июль |
- “Золотая радуга”. Цель: познакомить детей с
природным явлением – радугой, показать природу
ее возникновения, объяснить, почему радуга
бывает летом.
- “Образование плодов”. Цель показать
закономерность роста и созревания плодов на
деревьях.
- “Есть у нас огород”. Цель: учить детей
наблюдать за ростом растений, отмечать изменения
(дневник роста лука, петрушки, укропа).
- “Голоса природы”. Экскурсия в парк. Цель:
познакомить детей со звуками природы. Учить
чувствовать красоту и неповторимость природы.
Учить наблюдать за поведением насекомых летом.
|
Август |
- “Зачем нужны плоды”. Цель: показать, что в
каждом плоде есть семена.
- “Почему на траве бывают росы”. Цель: объяснить
причину возникновения росы.
- “Как звери меняют шубку”. Цель: выявить
зависимость изменений в жизни животных от
изменений в неживой природе.
- “На нашем участке лето”. Цель: отразить в
рисунке представления детей о сезонных
изменениях в природе.
|
Список используемой литературы
- Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас.
Экологическое воспитание дошкольников:
Учебно-методическое пособие – Ярославль:
Академия развития: 2003.
- Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П.,
Щетинина В. В.Ребенок в мире поиска: Программа по
организации поисковой деятельности детей
дошкольного возраста/ Под. ред. О. В. Дыбиной. – М.:
ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.
Неизведанное рядом: Занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина (отв.
ред.). – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Иванова А. И. Экологические наблюдения и
эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.:
ТЦ Сфера, 2005.
- Истоки: примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования. 4 изд.
перераб. и доп./ Под. ред. Парамоновой Л. А. – М.: ТЦ
Сфера , 2011.
- Идом Хелен и Кейт Вудворт. Домашняя лаборатория:
Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами/ Пер.
с англ. Г. Гигорьевой. Издательство “Махаон”, 1999.
- Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском
саду. Младшая и средняя группы: методическое
пособие / Под. ред. Г. М. Киселевой, Л.И.
Пономаревой. _ М.: ТЦ Сфера, 2009
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная
деятельность детей среднего и старшего
дошкольного возраста: Методическое пособие. –
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Хьюит С. Природа в занимательных экспериментах /
Пер. с англ. В. В. Свечнокова. – М.: ЗАО
“РОСМЕН-ПРЕСС”, 2006.