Урок обучения грамоте "Буква Д". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая (Образовательная):

  • познакомить детей с согласными звуками [д], [д'], буквой д;
  • вырабатывать навыки осознанного чтения;
  • продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений;

Развивающая:

  • способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
  • развивать произвольное внимание;

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей.

ТИП УРОКА: изучение нового материала

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный, практический, частично-поисковый.

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальные, парные, индивидуальные.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, презентация (среда POWER POINT), прописи, карточки.

Ход урока. Слайд 1

1. Организационный момент.

“Психологическая установка на работу”.Слайд 2

Улыбнемся друг другу, дети.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!

2. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

- Ребята, посмотрите на доску.Что перед вами? (Буквы).

- Разделите их на группы.(Гласные и согласные).

- Все ли буквы мы изучили ? (Нет).

- Какая же буква нам не знакома? (Буква Д).

Дать анализ этой букве.

Слайд 3(видео ролик).

Учитель: Внимание на экран. Посмотрите и послушайте. Что мы услышали ? (Рассказ).

Что заметили интересного? Повторите слова, которые вы услышали.

  • Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем учиться? (Будем учиться писать букву Д д).

3. Выделение звуков. Знакомство с буквой Д д.

Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.

Слайд 4.(Дом).

  • Что видите на картинке? Произнесите слово - дом, сделайте звукобуквенный анализ этого слова. Работа в паре. Проверка.
  • Какой первый звук услышали в этом слове? Что о нем можете сказать?

Слайд 5. (Дятел).

  • Что видите на картинке? Произнесите слово – дятел, сделайте звукобуквенный анализ этого слова. Работа в паре. Проверка.
  • Какой первый звук услышали в этом слове? Что о нем можете сказать?
  • Сравните эти два звука. Какой буквой обозначим звуки [д], [д']?

Слайд 6. (Буква Д д).

4. Физминутка. Слайд 7.

Игра "Поймай звук".

[Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки.

Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, дом.

Гимнастика для пальцев.

Пальчик – мальчик где ты был:
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

5. Прописи. Работа в прописи с. 12. Слайд 8.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я держать могу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я берусь.

Письмо элементов строчной буквы д. Слайд 9.

  • Из каких элементов состоит буква? (Овал и линия с петлей внизу).
  • В каких буквах встречались эти элементы? (а, о, у).
  • Откуда начнем писать? (Чуть выше нижней линии рабочей строки)
    • Письмо строчной буквы д на доске с объяснением учителя.
    • Прописывание буквы детьми в воздухе. Зеркальное рисование в воздухе.

(При выполнении этого упражнения деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга).

  • Самостоятельная работа в прописи.

Письмо слогов.

Письмо слогов с буквой Д, отработка соединений.

  • Чем отличаются слоги да, ды, де ?

6. Физминутка.

а) Зарядка для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий. Слайд 10-13.

б) Работа над правильностью дыхания. (Дети выполняют стоя.)

  • Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
  • Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

7. Прописи. Работа в прописи (стр. 13).

Письмо элементов заглавной буквы Д. Слайд 14.

  • Из каких элементов состоит буква? (Из наклонной с петелькой внизу и полуовала).
  • Откуда начнем писать? (Чуть ниже верхней линии дополнительной строки).
    • Письмо заглавной буквы Д на доске с объяснением учителя.
    • Прописывание буквы детьми в воздухе. Зеркальное рисование в воздухе.

(При выполнении этого упражнения деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга).

  • Самостоятельная работа в прописи.

8. Повторение.

- Посмотрите на доску.

В су ле тёт рас кедр.

Это кра вое си ре во. де

- Ребята, что это? (предложения).

- Можно ли их понять? (нет).

- Исправьте ошибки.

Слайд 15.

В лесу растёт кедр.

Это красивое дерево.

- Запишите эти предложения в прописи.

- Молодцы.

9. Итог урока. Рефлексия. Слайд 16.

  • Что нового узнали, чему научились?

Самооценка собственной деятельности на уроке.

  • Как вы сегодня поработали?
  • Что интересного было на уроке?

Слайд 17. (Песенка про алфавит).

Литература

  1. http://www.it-n.ru
  2. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
  3. Уроки обучения грамоте по прописям “Мой алфавит”.
  4. Валентина Волина “Праздник букваря”. АСТ пресс, Москва,1997.