Путешествие в город звуков
Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи:
1. Коррекционные:
закрепить навыки дифференциации звуков [С], [Ш] в слогах, словах;
развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
2. Развивающие:
упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе;
упражнять в делении слов на слоги;
закрепить понятия “звук”, “слог”, “слово”.
3. Воспитательные:
воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг к другу.
Оборудование: мольберт; картинки в названии которых есть звуки [С] и [Ш]; схемы; колокольчик; очки – невидимки; “кочки”- 4 шт., “Слоговые домики” - два комплекта.
Ход занятия
1.Организационный момент
- Ребята, хотите отправиться в путешествие? Возьмитесь за руки и скажите друг другу слова удачи.
В добрый путь, счастливого пути, ни пуха - ни пера,
- Цель нашего путешествия – город звуков. Мы побываем в гостях у согласных звуков.
На картинки посмотри,
Звуки общие - найди.
На экране картинки:
гармошка, неваляшка и матрешка
Звук [Ш] “живет” в гармошке,
Неваляшке и матрешке.
На экране картинки:
стакан, сковорода, сметана.
Звук [С] “живет” в стакане,
Сковородке и сметане.
- Вы догадались к каким звукам мы пойдем?
Мы пойдем в гости к звуку [С] и звуку [Ш]
2. Основная часть
- В пути нас ожидают интересные встречи и неожиданности, к которым нам нужно подготовиться, вспомнить все об этих звуках.
Дети садятся за столы, на которых
стоят зеркала и лежат счётные палочки
- Что можно сказать о звуке [Ш]?
Дети дают характеристику звуку [Ш]
Рассказ подкрепляется схемой:
Губы трубочкой; широкий язык “чашечкой” поднят кверху, края прижаты к верхним зубам; теплая воздушная струя. Согласный, твердый ,глухой, шипящий.
- Что можно сказать о звуке [С]?
Губы растянуты в улыбке; язык внизу, упирается в нижние зубы; воздушная струя-холодная. Согласный, твердый, глухой, свистящий.
- Чем похожи звуки [С] и [Ш]?
Согласные, твердые, глухие
- Чем они отличаются?
Игра “Кулачок – ладошка” (Дифференциация звуков)
- В страну звуков могут попасть только внимательные ребята, которые не путают звуки [С] и [Ш]. Я буду произносить звуки, а вы, если услышите звук [С] – покажите кулачок, если звук [Ш] – ладошку.
Ж, Ш, З, Ш, С, Ш , С…
СА, ШИ, ОС, УШ, ШТА, СТА, АСТ, ОШТ…
- Молодцы! Пришла пора отправиться в путь. Но у нас на пути болото, нужно пройти по кочкам по одному и не упасть. Послушайте, что же шепчет болото.
со-шо
ши-сы
шта-што
ста -шты
Игра: “Повтори не ошибись”
(воспроизведение слоговых рядов)
- Ребята, мне кажется, что мы заблудились. Как же быть? Кто же нам поможет найти город звуков?
Раздается звук колокольчика
- Что же это за звук раздается?
Игра “Где звенит?”
- Мы пойдём на звук колокольчика. Но колокольчик звонит только тогда, когда его никто не видит. Закройте глаза, а правой рукой следите за звуком.
Логопед звенит колокольчиком и меняет местоположение,
дети указывают правой рукой на звук
Звучит запись – звуки речи
- Уже слышны звуки речи, значит мы на верном пути.
На экране город звуков, на котором изображены герои из мультфильмов, в названии которых есть звуки [С] и [Ш](например, Смешарики), а на облаках изображены буквы С и Ш
- Открывайте глаза.
Город звуков нас встречает
И к себе он приглашает
- Город звуков разделяет река. Справа от реки улица Шипящая. Посмотрите на неё.
Дети смотрят на правую часть города
- Как вы думаете, почему она так называется?
Ответы детей
- Слева от реки – улица Свистящая. Кто же живёт на этой улице?
Ответы детей
- Как вы думаете, все ли жители сейчас находятся на своих улицах?
Ответы детей
- Давайте на улицу Свистящую позовём жителей, в названии которых есть звук [С].
Дети находят картинки, в названии которых есть звук [С].
- На улицу Шипящую позовём жителей, в названии которых есть звук [Ш].
Дети находят картинки, в названии которых есть звук [Ш].
- Самоделкин выстроил трехэтажный дом для друзей на улице Свистящей. Посмотрите на балконы дома. Как вы думаете, кто будет жить на первом этаже? На втором? На третьем?
Мы с ребятами шагаем,
Части слова мы считаем.
Игра: “Новоселье” (деление слов на слоги)
Дети расставляют картинки в зависимости от количества слогов в слове.
- А теперь, посмотрите на улицу Шипящую.Как вы думаете, кто из жителей в каком доме живет? Почему?
Дети расставляют картинки в зависимости
от местоположения звука в слове
- Ребята, звуки любят ходить друг другу в гости, но мост на реке сломался. Как же им помочь?
Дети: отремонтировать мост
- Отремонтировать мост нам помогут слова, но для этого нужно в слове звук [С] заменить на [Ш]. После правильного ответа на экране появляется прямоугольник, а затем и мост через реку.
Сутки – шутки миска – мишка усы - уши
Каска – кашка маска – Машка Марс - марш
Игра “Чудесные превращения”
- Молодцы! Славный получился мост.
Звучит запись шума – всплеск воды
- Ребята, что за звук? Посмотрите, да это же необычные рыбки плавают в реке.
- Поймайте рыбку, на которой в названии картинки звук [С]. Со звуком [Ш]. Со звуком [С] и [Ш].
Игра “Рыбалка”
На контур рыбки прикреплены картинки, на носике рыбки магнит. Удочка с магнитом.
- А ещё в городе звуков есть школа. Там живёт волшебный колокольчик.
Звук колокольчика
- Колокольчик зазвонил,
Ребят в звуки превратил.
Игра “Живые звуки”
Выходят 5 детей: 1 – звук [М], 2 – звук [И], третий – [А],
четвертый – [Ш], пятый – [ К].
Составьте слово - МИШКА
Я – звук [М]
Я – звук [И]
Я – звук [Ш]
Я – звук [К]
Я – звук [А]
- Какое слово получилось?
Звукобуквенный анализ слов МИШКА и МИСКА
- Чем похожи слова – МИШКА и МИСКА
- В чем отличие?
3. Итог занятия. Рефлексия
- Вы отлично справились с заданиями волшебного колокольчика. Но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте оставим жителям города звуков на память о себе подарок – букет цветов наших успехов.
Выставить на мольберт изображение вазы.
- Посмотрите на цветы. Что у вас сегодня получалось лучше? Что вам особенно запомнилось? Выберите нужный цветок и поместите его в вазу.
В середине цветка – фотографии заданий, которые дети выполняли.
Дети оценивают своё участие в занятии и выставляют цветы в вазу.
- Какой пышный букет у нас получился, а это значит, что вы сегодня многому научились и многое узнали. В гостях, у каких звуков мы побывали?