Анализ теоретических и методических основ гендерного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста позволил определить особенности физического, психического, интеллектуального, и социального развития детей в зависимости от их пола, а также выработать рекомендации для осуществления психолого-педагогической поддержки развития девочек, обеспечивающей сохранение их соматического, психологического и социального здоровья.
С нашей точки зрения возможности параллельно-раздельного воспитания и обучения дошкольников позволяют максимально полно сохранять и укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье девочек, формировать у них основы женского начала, активизировать их познавательные интересы, развивать творческие способности, эстетический вкус, способствовать жизненному самоопределению девочек.
Многолетнее наблюдение за девочками позволило отметить некоторые их особенности.
Мы убедились, что у девочек:
- мышление левополушарное, конкретное и прагматичное, которое ориентирует их на получение результата;
- восприятие более детализировано, отсюда склонность к внешнему упорядочиванию;
- более однотипны;
- узкие границы пространства деятельности;
- однообразнее виды деятельности;
- более узкий по сравнению с мальчиками круг интересов, которые направлены больше на человека и сферу его бытия;
Девочки
- меньше волнуются по поводу внешних проблем, больше переживают о своих, личных, семейных;
- труднее справляются с задачами, требующими пространственного представления;
- не очень склонны к преобразующей, реформаторской деятельности;
- лучше решают однотипные задачи.
Знание этих особенностей позволило наметить схему развития личности каждой воспитанницы и определить критерии осуществления психолого-педагогической поддержки детей. Н.Б. Крылова в своей монографии “Культурология образования” дает следующее определение: “Поддержка – это педагогическая технология, полностью основанная на обращенности к внутренним силам и способностям ребенка и его самопроцессам, проявляемым в действии”.
Психолого-педагогическая поддержка девочек предусматривает:
- использование интегрированных занятий;
- проведение экскурсий, целевых прогулок, использование экологических прописей с целью максимального приближения к объекту;
- организацию конкурсов, проектов как в ДОУ, так и за его пределами;
- обучение, развивающее правое (наглядно-образное) полушарие, с опорой на зрительную память, с использованием схем;
- дедуктивный метод подачи материала в эмоциональной форме с большим количеством наглядности, пошаговый, поэтапный разбор задачи, примера;
- освоение учебного материала по принципу: от эмоционального восприятия материала
- к его логическому осмыслению;
- большой объем материала для запоминания, систематическое повторение;
- задания на смекалку;
- вербализация знаний и одновременную их практическую направленность;
- пересказ, повторение, обсуждение результатов деятельности, проведение дискуссий;
- наполнение спортивного уголка такими атрибутами, как скакалки,
- ленты, обручи, мячи и т.д.
- изучение художественной литературы, где даны образцы женского поведения
- в жизненных ситуациях; моделирование ситуаций из художественной литературы, использование методов театрализованной деятельности;
- эмоциональную поддержку, похвалу с обозначением дальнейшей перспективы;
- осторожность в критических оценках, особенно в присутствии других детей
- и взрослых;
- обучение умению сдерживать эмоции при проигрывании, уважению себя и сильного противника;
- пресечение ябедничества;
- оценку поступков, событий со ссылкой на пример родителей;
- игры в удовольствие, с элементами тайны; детализированность;
- развитие лидерских качеств;
- проведение мимических упражнений, психогимнастики;
- использование всех видов коммуникации: работа в парах и группами, взаимопомощь и взаимоконтроль, дежурство и т.д.;
- развитие способности к поиску многовариантного решения проблемных ситуаций;
- внешнюю упорядоченность среды, действий.
Для успешной реализации психолого-педагогической поддержки развития дошкольниц, сохранения их соматического здоровья в группе создана предметно-развивающая среда, соответствующая потребностям, интересам и возможностям девочек:
настольные игры с мелкими деталями (шашки, шахматы, домино, пазлы, различные виды лото), т.к. у девочек есть склонность к внешнему упорядочению.
игровые зоны: “Малый Эрмитаж”, салон “Маленькая принцесса”, т.к. стремятся к прекрасному.
мини-зоны: “Маленькая хозяюшка”, “Рукодельница”, “Будущая мама”, “Бизнес-Леди”, т.к. интересуются человеком и сферой его деятельности.
использование компьютера с соблюдением всех требований СанПиН(а) в учебной и воспитательной деятельности для просмотра презентаций, познавательных программ, знакомства с различными видами искусства.
спортивный уголок с атрибутами для гимнастики (ленты на палочке, косички, мешочки, вязаные мячики, скакалки, мячи, обручи, флажки и др.), т.к. стремятся к красоте и совершенству.
элементами пространственно-предметной среды выступают мини-среды женского труда, где представлено оборудование, необходимое для формирования женских умений (фрагменты кухонного блока, столы для приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья, салфеток), куклы-мальчики и куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами для выполнения различных социальных ролей.
наглядное оформление группы осуществляется на уровне глаз ребёнка, т.к. девочки ориентированы на ближайшее зрение.
красочное оформление наглядных материалов, использование аудиоматериалов, театрализованная деятельность, т.к. движутся от эмоционального восприятия к логическому осмыслению.
В работе с девочками мы часто используем работы и идеи доктора медицинских наук, академика Б.Ф Базарного, касающиеся здоровьесбережения дошкольников. Ученый считает, что существуют педагогические технологии, которые убедительно доказывают, что без врачебного вмешательства, в основном педагогическими средствами, можно противостоять детским формам патологии, затрагивающим осанку, болезни костно-мышечной системы, зрение, нервно-психическую атмосферу. Б.Ф. Базарный дает много рекомендаций, которые помогают нам наиболее полно раскрывать творческий и физический потенциал детей. Вот некоторые из них:
Да здравствует рукотворчество! (Ребёнок должен творить свой мир своими руками – лепка, рисование, конструирование, вышивка и т.д.).
Нам песня строить и жить помогает! (Пусть ребёнок как можно чаще поёт – речевые дефекты будут исправлены им самим без помощи логопеда).
Образы управляют миром! (Ребёнок должен постоянно совершенствоваться в художественно-образной речи – диалоговой, чтении стихов, участвовать в театрализованных постановках). Так формируется уверенное и свободное мышление.
У нас в группе развитию речи девочек уделяется большое внимание, причём, используются нестандартные формы общения с детьми и обработки полученной информации и достижений наших девочек в речевом развитии. Мы собираем элементы стихотворчества, словотворчества, записываем высказывания детей, интересные образованные девочками слова и объяснения этих слов. Выпускаем и дарим родителям сборники высказываний и стихотворные сборники их дочек. Считаем, что развитие речи детей, и как следствие, их эмоциональность и психологическое здоровье, приводит к положительным результатам в состоянии общего здоровья наших детей.
Дети любят различные игры, направление и характер которых определяется большей частью полом играющих. Известно, что по наблюдениям психологов, с которыми согласна большая часть педагогов и родителей, девочкам свойственны игры мирные, тихие, не требующие большого напряжения сил и отличающиеся хозяйственным и воспитательным содержанием. Девочкам для игр не нужно большой территории: достаточно угла в комнате или небольшого места на улице, чтобы продолжительное время играть, например, в “Дочки – матери”. Игры девочек основаны на межличностных отношениях и не содержат жёстких правил.
Девочки в целом более усидчивы, трудолюбивы, поэтому их любимыми занятиями являются: рукоделие, рисование, лепка, аппликация. Они любят уединяться с куклами, могут долгое время сидеть неподвижно. Следовательно, им просто необходимы подвижные игры, физкультминутки, любая двигательная активность. (Русские народные подвижные игры для девочек: “У Маланьи”, “Селезень и утка”, “Жмурки” и др.)
Наша работа включает в себя изучение культурологического компонента, истории традиций и обычаев русского народа, поэтому мы знакомим наших девочек с трудом женщин, их жизнью и обязанностями в семье. Большая часть этой жизни посвящена рукоделию.
Рукоделие в группе девочек развивает мелкую моторику рук, творческое воображение, вызывает положительные эмоции. Мы предлагаем своим девочкам заниматься вязанием крючком. Этот вид рукоделия достаточно прост и доступен уже детям дошкольного возраста. Девочки быстро научились вязать цепочки из воздушных петель, а потом стали выполнять разные изделия из них – закладки, поясок и т.д. Также мы научили наших девочек пользоваться иглой, они хорошо пришивают пуговицы, умеют делать разные виды стежков на картоне, ткани, используют технику “изонить” для изготовления поделок, подарков.
Кроме того мы даем девочкам представление о том, что в будущем, став мамами, домохозяйками, они должны усвоить определенные правила поведения, взять на себя заботы, связанные с созданием красоты, уюта, опекой младших, уходом за животных и т.д. Проявляя свои лучшие женские качества – участие и внимание, терпение и нежность, а на сегодня и деловитость, умение сохранять природу, любить ее, демонстрируя свою гордость, достоинство, доброту - девочки в то же время должны решать проблемные ситуации, связанные с домашним хозяйством, работой, организовывать семейные праздники и развлечения.
В группе девочек благоприятный психологический микроклимат, нет ссор, слёз, дружелюбные отношения друг к другу. Когда девочкам комфортно в той обстановке и атмосфере, которая для них создана, это и есть психологическое здоровье наших детей.
Чтобы обеспечить потребность девочек во взаимодействии с мальчиками, детям даем возможность общаться, играть, делиться впечатлениями на прогулке, в специально организованной деятельности, на экскурсиях, на праздниках и развлечениях. Для этого существует план взаимодействия мальчиков и девочек. (Приложение №1)
С нашей точки зрения, возможности параллельно-раздельного воспитания и обучения дошкольников позволяют максимально полно сохранять и укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье девочек, формировать у них основы женского начала, активизировать их познавательный интерес, развивать творческие способности, эстетический вкус, способствовать их жизненному самоопределению.