ИКТ на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Информатика


Сегодня очень трудно представить любую сферу нашей жизни без компьютерных технологий. И, естественно, очень важно использовать возможности Интернета в образовательном процессе. Это может быть как урочная, так и внеурочная деятельность учащихся и учителей. Выбор электронных информационных ресурсов велик: электронные словари, карты, презентации, учебные пространства, образовательные сайты и многое другое. Каждый учитель индивидуально решает, какие ресурсы он будет использовать для реализации обучающих и образовательных целей.

Являясь учителем английского языка, я буду подробнее разбирать этот вопрос для данного предмета. Речь пойдёт о разработке заданий на основе Интернет ресурсов.

О чём должен подумать учитель перед тем, как разрабатывать такого рода задания.

Прежде чем разрабатывать задания на основе Интернет ресурсов, учитель должен определиться с целями, которые он хочет достичь. Он должен ответить для себя на следующие вопросы:

  • Что, он надеется, его ученики извлекут при выполнении задания?
  • Почему он хочет использовать Интернет, а не другие средства? Действительно ли ему нужен Интернет для данной работы? Можете ли он достичь того же самого результата, используя другие средства, например, мел, карандаш, бумагу?
  • Сколько времени потребуется для этой деятельности: часть урока, несколько уроков, весь год?

Ответив на эти вопросы в пользу создания такого рода заданий, учитель переходит к следующей последовательности разработки заданий на основе Интернет ресурсов:

  • Учитель просматривает учебный курс и выделяет задания, которые не очень успешны на уроках в своём классе, задания, которые не мотивируют учащихся и не вызывают у них интереса.
  • Учитель анализирует недостатки этих заданий, продумывает как можно их улучшить при помощи Интернета. Пример таких заданий: письма на основе электронной почты, которые не имеют реальных адресатов, старые газетные статьи или задания на обсуждение фильмов, которые никто и никогда не смотрел. Учитель должен чётко понимать, как ресурсы Интернета могут помочь ему сделать эти задания более интересными и полезными для учащихся. Нет одного правильного средства для всех заданий или для всех учащихся, поэтому учителю надо будет экспериментировать.
  • Следующий шаг- поиск сайта, который учитель будет использовать ( например, чат, рассылку, или веб-сайт). Здесь помогут поисковые системы. Правильно сделанный запрос поможет найти нужный сайт. Также учителя могут пользоваться новостным форумом сайта Learning, где их коллеги размещают полезную информацию. Информацию можно получить у своего методиста или у своих коллег (например, учителя английского языка имеют свою ассоциацию-MELTA).
  • Выбрав сайт, учитель может перейти к этапу проектирования задания, которое будет отвечать как его целям, так и выбранному сайту.

Разрабатывая задание, нужно помнить, что оно не должно просто интерпретировать то, что можно было сделать и без Интернета. Учащиеся выиграют в том случае, если задание тренирует различные виды деятельности, дает реальную возможность для коммуникации и способствует взаимодействию и сотрудничеству. Задания должны давать учащимся возможность оценивать, рецензировать, сравнивать, договариваться, создавать, исследовать, выдвигать гипотезы, организовывать, спорить, брать интервью, слушать, смотреть, наблюдать, пересказывать, экспериментировать, играть, проводить опрос и делать доклады.

Организация Интернет заданий обычно проходит в три этапа: подготовительный, работа с ресурсами сети Интернет, работа в классе вне сети Интернет:

  • Подготовительный этап включает в себя развитие навыков говорения, актуализацию ранее полученных знаний, изучение слов, мотивацию учащихся и настрой на дальнейшую работу, введение в тему.
  • Работа в сети Интернет. Этот этап характеризуют следующие виды деятельности: поиск в сети Интернет, чтение и письменная речь, поиск специфичной информации и занесение ее в бланки для ответов, поиск ответов на вопросы и т.д. На этом этапе учащиеся должны четко понимать, что им надо сделать и сколько времени у них на это есть.
  • Работа в классе вне сети Интернет - обмен полученной информацией и обсуждение того, что ученики нашли и узнали во время работы в сети.

 Приведу несколько примеров таких заданий.

  1. Пользование электронными словарями. Не секрет, что у многих учащихся словари загружены в телефоны, и они ими активно пользуются дома при подготовке домашнего задания. Время от времени можно давать задание и на уроке. Это удобно, например, при изучении фразовых глаголов, так как словарь даёт не только значение слова, но и пример его употребления в предложениях, а также его произношение. Это, конечно, возможно только после того, как дети научились пользоваться традиционным печатным словарём. Очень удобно пользоваться Яндекс словарями, если у вас есть мобильный класс. Для этого на стартовой странице Яндекс нужно щёлкнуть на слово “Словари”, и вы попадаете на страницу словаря, как в примере ниже. Занесите нужное слово в поисковую строку, нажмите “перевести” и увидите перевод слова с примером его употребления в предложении.

2. Следующий пример-создание задания по обучению аудированию. Для этой цели можно воспользоваться сайтом www.elllo.org. Сайт хорош тем, что он периодически обновляется (раз в месяц появляются новые задания). Задания озвучены обычными людьми, как носителями языка, так и теми, для кого английский является вторым языком. Отсюда различные акценты, разный темп и произношение. Темы, которые обсуждаются, близки и понятны всем.

Например, мы изучаем тему “Дом”. Подготовительный этап включает освоение лексики по теме. Данное задание выполняется в рамках урока. Я выбираю задание “Dream house”. Из списка предложенных тем я выбираю её.

Задание по аудированию можно выполнять с компьютера учителя или с ноутбуков учащихся при наличии у них наушников. После прослушивания аудиоматериала данный сайт предлагает различные задания. Учитель может выбрать задание на закрепление лексики, на обучение чтению или устной речи.

  1. Третий пример - развитие навыков поискового чтения с целью извлечения конкретной информации, развитие навыков письменной и устной речи. Это пример организации проектной деятельности. Например, в рамках изучения темы “Путешествия” после освоения соответствующего лексико-грамматического материала учащиеся выходят на сайт http://www.lonelyplanet.com и совместно принимают решение куда отправиться на каникулы.

Предположим, мы выбираем Канаду. Группа делится на подгруппы и каждая подгруппа получает задание осветить конкретные аспекты этой страны. Кто-то готовит материал об истории страны, кто-то о растительном и животном мире, а кто-то о туристических достопримечательностях. В итоге получается общая презентация с выходом на устную и письменную речь. В этом случае дети работают с ресурсами Интернета дома.

4. Ещё один пример использования электронных ресурсов в учебной деятельности – это пользование созданным Вами курсом в пространстве Learning. Каждый учитель может создавать свои задания в этой оболочке. Это очень удобно для часто болеющих детей; для подготовки учащихся к ЕГЭ; для контроля определённых видов деятельности учащихся и т. д. Например, я создала курс по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку. Более подробно о создании и работе в этом пространстве Вы сможете прочитать в специальном разделе. Это пространство также очень помогает учителям в плане информационной поддержки, так как здесь все учителя выкладывают информацию о сайтах, которыми они сами активно пользуются и которые могут оказаться полезными и для Вас.

Теперь поговорим о технической стороне вопроса. Чтобы воспользоваться возможностями Интернет ресурсов, необходимо отыскать необходимую Вам информацию на определённом сайте на огромных просторах Интернета. Для этого существуют поисковые системы. Сейчас их довольно-таки много. Самые популярные- Yandex, Google, Rambler, Aport, Поиск@Mail.ru ,Поиск КМ и другие. Чтобы эффективно использовать Интернет ресурсы, надо знать как работают поисковые системы.

Как пользоваться поисковыми системами

Прежде чем вы начнете работать с поисковой системой, необходимо хотя бы в общих чертах понять, как именно она работает, точнее, что именно она ищет и в какой последовательности выводит результаты поиска. Потому что поиск в Интернете, при всей его кажущейся простоте, — это своего рода искусство. Чем лучше вы будете понимать, как составляются поисковые запросы и как на них реагируют поисковые системы, тем быстрее вы будете находить то, что вам нужно. С другой стороны, если о поиске в Интернете не знать ничего, то можно сутками перелопачивать тонны сайтов, так и не найдя то, что вас интересует.

Как работает поисковая система

Многие пользователи почему-то считают, что в ответ на их вопрос поисковая система начинает быстро-быстро шерстить весь Интернет, после чего выдает список страниц, где отыскалось что-то похожее на строку поиска, введенную пользователем. Разумеется, в действительности все происходит совершенно не так, потому что если бы поисковая система при каждом запросе шерстила весь Интернет (или даже его маленькую часть), ответа приходилось бы дожидаться годами.

На самом деле почти каждая поисковая система (скажем так — классическая поисковая система) состоит из трех основных компонентов:

  • веб-паук (web spider)
  • индексатор
  • алгоритм поиска и оценки результатов

Веб-паук, несмотря на всю экзотичность подобного названия, — это всего-навсего специальная программа, которая запускается на компьютере (компьютерах), подключенном к Интернету, и ее основная задача — шерстить весь этот Интернет (точнее, интернетовские странички) во всех возможных направлениях. Ведь странички, как мы говорили, состоят из гиперссылок, так вот паук носится как угорелый по гиперссылкам “паутины” сайтов и скачивает полученные таким образом странички для второй компоненты — индексной базы.

Индексатор — это обработчик скачанных веб-пауком страниц. Он извлекает оттуда все слова и складывает их в поисковую базу (индексную базу). При этом индексатор записывает, где именно было найдено то или иное слово, и эта информация потом используется в поиске.

Алгоритм поиска — это главное ноу-хау любой поисковой системы. От алгоритма зависит эффективность полученного результата — то есть насколько быстро и точно пользователь найдет то, что его интересует.

Внимание! Таким образом, когда пользователь вводит свой запрос, поисковая система ищет ответ в своей индексной базе и выводит результаты в соответствии со своим алгоритмом поиска.

Для хорошей работы поисковой системы важны все три компоненты. Причем каждая из них на самом деле весьма сложна, и ее работа подчиняется огромному количеству всевозможных хитрых правил, которые к тому же постоянно корректируются.

Поисковик должен иметь и шустрого паука, и мощную индексную базу, и эффективный алгоритм поиска — только тогда вы будете получать действительно полезные результаты.

Когда говорят о поисковых системах, очень часто упоминают загадочно звучащее слово “релевантность”. “Да ну его, у него поиск нерелевантный!” — говорят об одной поисковой системе. “Отлично ищет, классная релевантность!” — говорят о другой. Таким образом, можно догадаться, что релевантность — это хорошо, а отсутствие релевантности — плохо. Да, именно так и есть! Релевантность — это степень соответствия документа запросу. В переводе с английского “relevant” означает “подходящий”. Поэтому, чтобы получить релевантную информацию, делайте корректные запросы. Например, если Вам необходим сайт, связанный с упражнениями по английской грамматике, набирайте: “English grammar”, “Grammar exercises”.

В заключении, учителям, решившим использовать задания рассматриваемого типа на своих уроках, хочется дать еще несколько советов:

  • Каждый раз, когда вы используете технологии на уроке, это касается как видео- и аудиомагнитофонов, так и компьютеров, вам следует приготовить запасной план урока на случай, если техника выйдет из строя, не будет работать сайт или отключат электричество.
  • На уроке можно организовать работу непосредственно в сети Интернет, а можно скачать несколько страниц или необходимую часть сайта на диск. В этом случае вы не будете зависеть от работы самой сети и можно проводить урок, даже не имея выхода в Интернет.
  • Предпочтительно если ваши задания будут предполагать парную или групповую работу так, как это способствует развитию навыков коммуникации, обучению в сотрудничестве и предотвращает эффект, когда компьютер становится препятствием для общения в классе.

Все плюсы организации работы с ресурсами Интернета на уроке, на мой взгляд, очевидны. Однако, планируя урок с использованием ресурсов Интернета, вы всегда должны оценивать, насколько это оправдано, и нет ли других более эффективных средств достижения ваших целей. Организуя работу на основе Интернета, нужно помнить, что работа с Интернет-ресурсами требует тщательного отбора учителем материалов, предварительной их проработки и, конечно, современных педагогических технологий, отвечающих принципам личностно-ориентированного подхода и, соответственно, проблемной направленности всего процесса обучения. В ином случае существует опасность увлечения использованием информационных технологий ради них самих, забывая о целях обучения иностранному языку, его специфике.