Практикум "Интеграция деятельности педагогов и родителей как средство коррекции речи детей через развитие мелкой моторики"

Разделы: Работа с родителями


Задачи урока. Заинтересовать родителей в необходимости и результативности коррекционно-развивающей работы. Познакомить с нетрадиционными техниками, способствующими развитию ручной умелости. Учить инициировать общение и совместную деятельность. Способствовать взаимодействию родителей с детьми по развитию мелкой моторики.

Мы знаем, что каждая семья – это целый мир: своя культура, традиции, приоритеты в воспитании и развитии детей.

Мы хотим, чтобы наши усилия, направленные на работу с детьми были дополняющими друг друга.

Пожалуйста, определите степень значимости для вас и вашей семьи таких качеств, как:

  • ум;
  • здоровье;
  • материальный достаток;
  • воспитанность;
  • доброта;
  • самостоятельность;
  • умение подчиняться;
  • ответственность.

(Текст у каждого родителя)

Пожалуйста, прочитайте и продолжите фразы:

  1. В моей семье важно …
  2. В моей семье запрещено …
  3. Свободное время в моей семье посвящается …

(Индивидуальные высказывания родителей)

(После высказывания родителей, воспитатель подводит итог):

Кто-то поставил на первое место здоровье, кто-то воспитанность. Некоторые считают – доброта, ум, ответственность. Есть и такие для кого все качества значимые и важны.

Мы верим, что совершенно разные по составу, семейным ценностям и культурным традициям, по-разному понимающие место ребёнка в жизни общества, все хотят для своего малыша самого лучшего, открыты положительным инициативам д/с и готовы откликнуться на них. А педагоги всегда рады тесному сотрудничеству.

Наши дети имеют определённые проблемы в речевом развитии, у них недостаточно развита мелкая моторика. Над преодолением этих нарушений мы и работаем. Успешность коррекционно-развивающей работы зависит не только от наших усилий, как педагогов, но во многом и от вашей помощи, дорогие родители!

Учёные давно доказали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, т.е. если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от пальцев.

Вы наверно знаете, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определённые зоны в коре головного мозга положительно сказывается не только на становление детской речи, а ещё повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, у которого этот уровень достаточно высокий умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

Нам, взрослым, необходимо создать условия, уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики ребёнка.

Предлагаю посмотреть какую работу, в этом направлении, проводят педагоги нашего ДОУ.

Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождающиеся короткими стихами благотворно действуют на развитие детей. Поэтому утро в нашей группе начинается с пальчиковой гимнастики. Ещё она проводится и во второй половине дня.

(Демонстрация видеосюжета пальчиковой гимнастики)

Существуют разнообразные приёмы развития мелкой моторики

(Слайды с фотографиями детей выполняющими различные виды продуктивной деят-ти)

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными можно использовать и нетрадиционные техники, которым я предлагаю вам поучиться и выполнять дома:

  • массаж рук;
  • бумажные шарики (комочки);
  • штампы;
  • ниткография.

(Действуют под руководством воспитателя)

Дома, занимаясь приготовлением ужина, вы можете:

  • Смешать макароны или крупу и предложить ребёнку помочь перебрать.
  • Насыпать на блюдо муку, соль, манку и рисовать по ней пальчиком.
  • Раскатывать или мастерить любые поделки из теста.
  • Предлагайте вырезать картинки из старых журналов.

Памятка для родителей (заставка от имени ребёнка):

– пожалуйста, интересуйтесь тем, что мы делаем;
– спрашивайте, с чего мы начинаем работу и что для этого нужно;
– оказывайте помощь, если видите, что она нужна;
– когда мы уверенно работаем сами, просто наблюдайте за нами;
– рисуйте, лепите, мастерите с нами вместе, ведь это огромное удовольствие.

Для развития общей моторики, координации движений в нашей группе 1раз в неделю проводится логоритмика – это одна из форм коррекционной работы основанная на связи движения, музыки и слова.

(Демонстрация фрагмента логоритмики с детьми)

Входят дети отхлопывая ритмический рисунок.
Исполняется динамическое упражнение “На прогулке”.
По считалке выбирается водящий игры.
Русская народная музыкальная игра “Ворон”.

Дети садятся к родителям и с помощью изготовленных штампов печатают угощения для зверушек на раскраске (белочке – грибы, зайчику – морковки).

Совместное оформление картинки – раскраски бумажными шариками.

(Скатанными из кусочков салфетки маленькими комочками)

Надеюсь, что предложенные техники помогут вам в организации детской деятельности по тренировке мелкой моторики и прошу ответить на вопросы

– Какую нужную информацию вы извлекли из нашего практикума?

– Самым важным для меня было (высказывания по желанию).

Приложение