Пояснительная записка
В современном мире резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания.
С этим связано стремление дать детям знания, учить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 15 лет назад. Они быстро решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Дети чаще проявляют равнодушие и черствость. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время дошкольники много времени проводят возле телевизора и за компьютером. Но ни телевизор, ни компьютер не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: “не доиграл” т.е. не тренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе “сотворение игры”. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Слово “творчество” в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном.
Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и деткой психологии. Ее исследовали Л.С. Выгодский, Л.И. Венгер и многие другие.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств, оно создает условие для распространенного развития личности и самореализации ее творческого потенциала.
Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть “сотворцом”. В театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является “живым искусством”, понятным даже детям.
Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, т.е. максимальная ориентация на творчество детей. Именно эта цель является одной из приоритетных в программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Данная программа факультативных занятий разработана для воспитателей детского сада.
Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- Развивать артистические навыки и собственное отношение к созданию образа.
- Формировать доброжелательное отношение в совместных действиях.
- Совершенствовать связно образную речь, выражающей основные чувства.
Факультативные занятия проводятся один раз в неделю (32 занятия в год) с продолжительностью: средняя группа (4-5 лет- 20 минут). Программа включает в себя разделы:
- Художественно-речевой
- Ритмопластика
- Театральная игра
- Основы театральной культуры
- Музыкальные спектакли
Программа факультативных занятий по развитию творческих способностей у детей средствами театрального искусства предполагает. С целью определения эффективности предложенной программы необходимо проведение опроса детей в начале учебно-воспитательного процесса и по его окончании.
Тематический план
№ п/п | Наименование раздела темы | Кол-во занятий | Срок | Примечание |
1. | Художественно-речевой | 10 | ||
1. Волшебный сундучок 2. “Наши гуси га-га-га, наши куры ко-ко-ко” 3. На болоте две подружки, две зеленые лягушки 4. Нынче у белочки веселье 5. Кто кого обидел первым? 6. В сказку отправляемся! 7. Ну и Баба Яга! 8. Почему заболел пес? 9. Лиса плутовка 10. Помогли псу друзья |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
|||
2. | Ритмопластика | 8 | ||
1. На ярмарке мы повстречали 2. Лебедь белая плывет 3. Раз, два, три, четыре, пять, мы отправились гулять 4. Ах, какая разная коза! 5. Поиграю я с подружками 6. Аленушке все помогали 7. Покажи, кто к нам пришел? 8. Матрешечки - кругляшечки |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
|||
3. | Театральная игра | 5 | ||
1. Угадай, кто я? 2. Добрый дядя еж 3. Вы Аленушке помогите дорогу укажите 4. Аленушка, ты меня найди 5. Не надежный друг |
1 1 1 1 1 |
|||
4. | Основы театральной культуры | 5 | ||
1. Путешествие в театр 2. Мы на сцену выходили... 3. Кто создал спектакль 4. Как вести себя в театре 5. Что можно взять с собой в театр |
1 1 1 1 1 |
|||
5. | Музыкальные спектакли | 4 | ||
1. “Ярмарка” 2. “Белкин дом” 3. “Гуси - лебеди” 4. “Друзья познаются в беде” |
1 1 1 1 |
|||
Итого | 32 |
Программное содержание
I Раздел
Художественно-речевой
Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. В раздел включены игры со словами, развивающие связно образную речь, творческую фантазию.
Содержание
1.1. Волшебный сундучок.
Проговаривание чистоговорки медленно с интонацией грусти. Речевая игра “Овощи на грядках”. Выразительное чтение “Ярмарка”.
1.2. Наши гуси га-га-га, наши куры ко-ко-ко.
Хороводная игра “В гости к Дашеньки пришли”.
Показ сюжета сказки “Ярмарка”.
Речевая игра “Птичий двор”.
Сочетание напевной речи и пластических движений - игра “Два веселых гуся”.
1.3. На болоте две подружки, две зеленые лягушки.
Отгадывание загадки про лягушку.
Упражнение на развитие артикуляционного аппарата и интонационной выразительности.
Гимнастика для языка “Комары”.
Игра на внимание “С кочки на кочку”.
Мини - сценка “Лягушка и кот”.
1.4. Нынче у белочки веселье
Речевая игра “В лес идем”.
Кто такой дятел. Его роль и значение для деревьев. Игра на чувство ритма (дети отбивают и проговаривают стук дятла). Проговаривание скороговорки, отработка согласных звуков. Отгадывание загадки про белку. Выразительное чтение сказки “Белкин домик”.
1.5. Кто кого обидел первым
Монолог - Петуха, Козы, Ежа в соответствующей интонацией каждого героя.
Словесная игра “Волшебные слова”.
Разыгрывается стихотворение Н.Юсупова “Кто кого обидел первым” - этюд на выражение состояния, чувств, настроение.
Гимнастика для мышц шеи “Козлик”.
1.6. В сказку отправляемся Путешествие на воздушном шаре. Пальчиковая игра “Небо синее” Речевое упражнение “Самолет”, “Поезд”. Хороводная игра “Скажи ласково”.
1.7. Ну и Баба Яга
Упражнение на координацию речи и движение “Умелые руки”. Чистоговорки на произношение согласных в конце слова. Логопедическая гимнастика для языка. Заучивание стихотворения, проговаривание его с различной интонацией.
1.8. Почему заболел пес
Проговаривание потешки с движением, чистоговорки “с-с”. Отгадывание загадок про кошку и собаку.
Выразительное чтение сказки “Друзья познаются в беде”.
Логопедическая гимнастика - на выработку статистического напряжения жевательных мышц.
1.9. Лиса плутовка
Упражнения на увеличение выдоха “Страшная сказка”. Логопедическая гимнастика на укрепление губ. Инсценировка отрывка из сказки “Друзья познаются в беде”, с различной
интонацией.
Игра на чувство ритма, звукоподражания “Котенок и щенок”.
Пальчиковая гимнастика - сочетание речи и движений.
1.10. Помогли псу друзья
Артикуляционная гимнастика на четкое произношение гласных. Игра на повышение тона голоса “Чудо лесенка”. Проговаривание чистоговорки с разной силой голоса: тихо-громче-громко.
Инсценировка отрывка из сказки “Друзья познаются в беде” - с разной интонацией. Логопедическая гимнастика - на укрепление мышц шей, губ, на выработку статистического напряжения жевательных мышц.
После изучения раздела ребенок должен иметь представления о:
- необходимости дыхательных упражнений;
- диалоге;
- правилах речевого дыхания и правильной артикуляции;
- необходимости интонации, выражающий основные чувства;
- гимнастики для шеи, губ.
Знать:
- артикуляционные упражнения;
- ощущения при правильном дыхании;
- различные интонации.
Уметь:
- делать длинный вдох при незаметном коротком выдохе;
- произносить скороговорки в различных темпах, с различными интонациями;
- выстраивать диалоги;
- четко произносить слова и фразы.
II Раздел
Ритмопластика
Включает в себя комплексные ритмические музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Содержание
2.1. На ярмарке мы повстречали
Этюд на выразительность движений, животное соответствует характеру музыки.
Пантомима “Продавцы на ярмарке”.
Игра на внимание “Зеркало”.
2.2. Лебедь белая плывет
Упражнение на развитие воображение и ощущения “Пироги”.
Мини - сценка “Свинка и кошка”, подбираются к персонажам подходящие движения, жесты.
Игра “Ровным кругом”.
Этюд на выразительность движений “Лебедь”.
Игра на внимание “Летает не летает”.
Упражнение “Воробей и лебедь” (подбирается музыка к каждой птице).
2.3. Раз, два, три, четыре, пять мы отправимся гулять
Игра на внимание “повтори за мной”, “Запрещенное движение”. Рассказывание сказки “Белкин домик” с помощью игрушек. Пальчиковая гимнастика “Елка”.
Этюд на выразительность движений под музыку “Белки”. Инсценировка стихотворения “Белки и мишка”.
2.4. Ах, какая разная коза
Игра на ориентировку в пространстве “Иголка и нитка”.
Упражнение на развитие эмоций “Витя”, “Колесо”.
Этюд на выражение разного настроения “Коза - мечтательница”, “Коза - хлопотунья”, “Коза - воображала”.
Задание на творческое воображение:
- Смотрит в зеркало
- Садится на пенек
- Ломает дверь рогами
- Радуется появлению козленка. Игра “Козочка, где ты?”
Пальчиковая игра на воображение и развитие мелкой моторики.
2.5. Поиграю я с подружками
Упражнение на развитие внимания “На лошадке”.
Инсценировка сказки “Гуси - лебеди”.
Игра на чувство ритма “Передай букет”.
Этюд на выражение основных эмоций “Девица, девица”.
Этюд на выразительность жеста “Эй, Ванюша, посмотри”.
2.6. Покажи, кто к нам пришел
Игра - пантомима на выразительность движений, жестов, мимики. Загадки о животных с выполнением характерных особенностей. Этюд на выразительность эмоций “Кого боится зайка”.
2.7. Матрешечки - кругляшечки
Этюд на выразительность движений под музыку “Мы - матрешки”. Игра на выражение мимики “Матрешки и мышки”.
Этюд на выразительность движений под музыку “Еж”.
Пантомима “Случай в лесу”.
После изучения раздела ребенок должен иметь представления о:
- том, что есть этюды на выразительность жеста, движений, мимики;
- пальчиковых играх;
- инсценировках;
III Раздел
Театральная игра
Раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относится к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в разных жизненных ситуациях.
Содержание
3.1. Догадайся, кто же я?
Игра на внимание “Что слышно?”, “Слушай хлопок”. Отгадывание загадок о животных. Игра на пальцах “Дом и ворота”. Образно-речевая игра “Кое, что из жизни кошек”.
3.2. Добрый дядя ЕЖ
Отгадывание загадки о Еже.
Показ отрывка сказки “Белкин домик”.
Имитационные упражнения “Еж”.
Чтение стихотворения “Ворчливый Еж”, с различными интонациями (сердито, строго).
Игра - аттракцион “Кто быстрее соберет грибочки в лукошко”.
3.3. Вы Аленушке помогите, дорогу укажите.
Импровизация отрывка сказки “Гуси - лебеди”. Этюды на выразительность жеста, эмоций.
3.4. Аленушка, ты меня найди
Этюд - инсценировка на творческое воображение. Инсценировка отрывка из сказки “Гуси - лебеди”. Упражнение на развитие воображения “Предположим, что...”. Игра на внимание “Спрячься от гусей - лебедей”.
3.5 Надежный друг. Игра на ориентировку в пространстве “Иголочка и нитка”. Этюд инсценировка на творческое воображение “Заболел друг”.
Игра на снятие напряжения с мышц рук, ног - “Мокрые котята”. Игра на внимание “Дружные звери”.
После изучения раздела ребенок должен иметь представления о:
- импровизации;
- ориентировке на сцене;
- действие с воображаемыми предметами:
- коммуникативных отношениях со сверстниками;
- напряжении и расслаблении мышц.
Знать:
- значение расположения актера на сцене;
- основные средства выразительности в импровизации и с воображаемыми предметами;
- что можно создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений;
Уметь:
- использовать выразительные средства (мимика, жест);
- перевоплощаться;
- верить в любую воображаемую ситуацию;
- передвигаться по сцене не сталкиваясь с партнером;
- импровизировать с предметами.
IV Раздел
Основы театральной культуры
Этот раздел дает понятие “Театр”, знакомит детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального мастерства, культурой зрителя.
Содержание
4.1 .Путешествие в театр
Виды театрального искусства: музыкальный, кукольный театр. Кто показывает спектакль.
Игра “Шалтай-болтай”, “Буратино”.
Упражнение на различные группы мышц.
4.2.Мы на сцену выходили
Что такое театр, сцена, кулисы, декорация, зрительный зал. Их роли и значения в театре.
Игра “Где мы были, мы не скажем”. Ролевой театр “Кошкин дом”.
4.3.Кто создал театр
Главные профессии в театре: актер, режиссер, художник. Их роль и значение в театре.
Игра “Нарисуй персонажа”, “Измени голос”, “Режиссеры”.
4.4.Как вести себя в театре
Правила поведения в театре.
Необходимость соблюдений правил поведения во время спектакля. Игра “Идем в театр”.
4.5.Что можно взять с собой в театр. Можно ли кушать, играть с игрушками во время спектакля.
После изучения раздела ребенок должен иметь представления о:
- видах театрального искусства;
- роли значение кулис, сцены, декорации;
- профессиях;
- культуре поведения.
Знать:
- название театров (кукольный, детский);
- устройство зрительного зала и сцены;
- создателей спектакля;
- необходимость соблюдения правил поведения.
Уметь:
- использовать в деятельности: кулисы, сцены, декорации, зрительный зал;
- называть и рассказывать о создателях театра, артиста, художника, режиссера;
- вести себя в театре.
V Раздел
Музыкальные спектакли
Содержание
5.1.Ярмарка. Музыкальный спектакль.
5.2.Белкин домик. Музыкальная игра - сказка
5.3.Гуси – лебеди. Музыкальная игра - сказка
5.4.Друзья познаются в беде. Музыкальный спектакль.
После изучения раздела ребенок должен иметь представления о:
- эмоциональном состоянии человека
- о поведении во время спектакля
Знать:
- что артисты во время спектакля не уходят со сцены;
- содержание сказок, понимать, их оценивать поступки действующих лиц;
- правила успешного выступления.
Уметь:
- согласовывать свои действия с другими детьми;
- выступать на сцене перед зрителями;
- справляться с волнением;
- понимать эмоциональное состояние человека и адекватно выражать свое настроение;
- выражать свои чувства и настроение.