Внеклассное мероприятие разработано для 9 класса, в нём в игровой форме можно закрепить полученные на уроках знания. Также данное мероприятие можно провести в виде заключительного (обобщающего) урока по химии в конце года.
Предлагается два тура.
I тур содержит разделы:
- Химическая грамотность
- Литература
- Математика
- История
- Химические законы
- Физика
- Химия
- Биология
- География
- ОБЖ
В каждом разделе по три вопроса: на «3», на «4», и на «5». Дети могут разбиться на команды, а могут отвечать индивидуально. И в том и в другом случае оценка ставится за наибольшее число баллов.
II тур содержит по одному вопросу в каждом разделе (для вышедших в финал)
- Русский язык
- Литература
- Математика
- История
- Обществознание
- Физика
- Химия
- Биология
- География
- ОБЖ
- Практика
- Вопрос на засыпку.
Ход мероприятия
1 тур
1) Раздел «Химическая грамотность»
Вопрос на «3»: Напишите формулу поваренной соли (NaCl)
Вопрос на «4»: Напишите формулу сульфата алюминия (Al2(SO4)3)
Вопрос на «5»: Напишите формулу тетрагидроксоцинката натрия (Na[Zn(OH)4]
2) Раздел «Литература»
Вопрос на «3»: Каким химическим элементом была намазана морда собаки Баскервилей? (фосфором)
Вопрос на «4»:
Взметнулись ввысь ажурные громады
Кирпичной кладки стройные ряды,
Вот в облицовке поражает мрамор
Оттенков нежностью своей.
Расцвеченный моллюсков панцирь,
Коралл, ракушек завиток…
О каком веществе идёт речь? (CaCO3)
Вопрос на «5»: О каком материале строка В.В. Маяковского «по крыше выложили жесть»? (железо, покрытое слоем олова)
3) Раздел «Математика»
Вопрос на «3»: Расставьте коэффициенты в уравнении:
Fe + H2O = Fe3O4 + H2 (3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2)
Вопрос на «4»: В музее города Брно есть экспонат – небольшой топор. Масса топора – 6 кг. Изготовлен он из железа метеоритного происхождения. В нём содержится 2,8% никеля и 0,6% кобальта. Сколько килограммов железа в этом топоре?
(2 способа решения:
100%-2,8%-0,6%=96,6%
m (Fe) =0,966 · 6=5,796 кг.
2 способ решения:
- m(Ni)=0,028·6=0,168 кг
- m(Co)=0,006·6=0,036 кг
- m(Fe)=6-(0,168+0,036)=6-0,204=5,796 кг)
Вопрос на «5»: При растворении 7 граммов металла А в соляной кислоте выделилось 2,8 литров водорода (нормальные условия). Металл А в этой реакции проявляет валентность равную двум. Назовите металл. (железо).
4) Раздел «История»
Вопрос на «3»: В каком веке родился великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов? (в XVIII веке)
Вопрос на «4»: Назовите дату открытия периодического закона Дмитрия Ивановича Менделеева. (1 марта 1869 года)
Вопрос на «5»: Какое было хобби у Дмитрия Ивановича Менделеева? (изготовление чемоданов)
5) Раздел «Химические законы»
Вопрос на «3»: Кем был открыт закон сохранения массы веществ, и какую теорию он опроверг? (Ломоносовым, Флогистона)
Вопрос на «4»: Как по-русски, коротко, звучит принцип Ле-Шателье (сделай наоборот)
Вопрос на «5»: Любое химическое вещество, независимо от способа получения, имеет одинаковый состав (для веществ с постоянным составом). Кто автор этого закона? (Пруст)
6) Раздел «Физика»
Вопрос на «3»: Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц. Какие частицы проводят электрический ток в растворе? (ионы)
Вопрос на «4»: В дневнике поэта И. Сельвинского есть такая фраза: «Ртуть стоит в таблице элементов рядом с золотом, ей не хватает всего двух нейтронов, чтобы стать золотом». В чем ошибка поэта? (Разница между золотом и ртутью не в нейтронах, а в протонах (1 протон))
Вопрос на «5»: Какое физическое свойство проявляет активированный уголь? (видео «адсорбция»)
7) Раздел «Химия»
Вопрос на «3»: Российский химик, разносторонний ученый, педагог. (портрет Менделеева Дмитрия Ивановича)
Вопрос на «4»: Окислительно-восстановительная реакция, протекающая на электродах при прохождении электрического тока через расплав или раствор электролита (электролиз)
Вопрос на «5»: Смесь концентрированных кислот: азотной (HNO3) и соляной (HCl) в пропорции 1 к 3. Сильнейший окислитель, растворяет золото и платину. (царская водка)
8) Раздел «Биология»
Вопрос на «3»: Какая кислота в желудке у человека? (соляная)
Вопрос на «4»: Какие два газа вместе составляют 99% воздуха? (азот и кислород)
Вопрос на «5»: Извечная заповедь медицины: «Малые дозы – лекарства, а большие – яд». Докажите ее на примере из химии галогенов (В малых дозах фтор, в составе зубной пасты, а бром – успокаивающее средство. В больших дозах – яд).
9) Раздел «География»
Вопрос на «3»: Какой элемент назвали в честь России? (рутений).
Вопрос на «4»: Какая страна в Южной Америке была названа в честь серебра? (Аргентина)
Вопрос на «5»: Какие элементы были названы в честь шведского города Иттерби? (Иттрий, тербий, эрбий, иттербий)
10) Раздел «ОБЖ»
Вопрос на «3»: Как правильно определить газ по запаху? (Направить пары газа к себе движением руки)
Вопрос на «4»: Как правильно готовить раствор кислоты: лить кислоту в воду или наоборот? (лить кислоту в воду)
Вопрос на «5»: Как оказать первую помощь при отравлении щелочью? (Пить раствор лимонной или слабый раствор уксусной кислоты)
II тур
1) Раздел «Русский язык»
Переведите на русский язык пословицу: «Не все то аурум, что блестит». (не всё то золото, что блестит)
2) Раздел «Литература»
Такова моя природа:
Известняк, песок и сода
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня.
Я прозрачно и светло,
И зовут меня …
(закончите стихотворение) (стекло)
3) Раздел «Математика»
Чему равно число Авогадро? (6,02·1023)
4) Раздел «История»
Какой ученый в 1911 году предложил ядерную модель атома? (Резерфорд)
5) Раздел «Обществознание»
Кто такие хемофобы и хемофилы (Хемофобы – боящиеся химии, Хемофилы – любители химии)
6) Раздел «Физика»
Высота Эйфелевой башни в солнечный день увеличивается по сравнению с дождливым днем на 12 сантиметров. Почему? (При нагревании тела расширяются)
7) Раздел «Химия»
В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка. Какую массу каждого компонента нужно взять для приготовления 150 килограммов такой смеси?
Дано: w(цемент)=25% w(песок)=75% m(раствора)=150 кг |
Решение: w= m(р-в)/m(р-ра)·100% m(р-ра)= (25%·150 кг)/100%= 37,5 кг 150кг – 37,5 кг = 112,5 кг. Ответ: m(цемента)=37,5 кг m(песка)=112,5 кг |
Найти: m(цемента) – ? m(песка) – ? |
8) Раздел «Биология»
СТАЛАКТИТЫ – натечные минеральные образования (чаще известковые), свешивающиеся в виде сосулек, бахромы и т. п. с потолка и верхней части стен пещер и др. подземных полостей в карсте.
СТАЛАГМИТЫ – натечные минеральные образования (чаще известковые) в виде конусов, столбов, растущих с пола пещер и др. подземных полостей в карсте навстречу сталактитам и нередко сливающиеся с ними.
А что такое сталагнаты? (СТАЛАГНАТЫ (сталактоны), натечные минеральные образования в виде колонн, возникающие в карстовых пещерах при соединении сталактитов и сталагмитов)
9) Раздел «География»
Какой газ содержит вода Черного моря на глубине более 200 метров? (сероводород)
10) Раздел «ОБЖ»
На человеке загорелась одежда. Ваши действия, объясните их с точки зрения химии. (Укрыть, ограничить доступ О2)
11) Раздел «Практика»
Даны три пробирки без подписи. В них: HCl, NaOH, Na2CO3. Дана универсальная индикаторная бумажка. Определить, в какой пробирке что находится. (Во все пробирки кладем индикаторную бумажку. В одной пробирке она краснеет, в двух других – синеет. Кислота определена, осталось определить, где щелочь, а где сода. Имеющуюся у вас кислоту вы переливаете в две пробирки с синей бумажкой. Сода – вскипает, щелочь – нейтрализуется)
12) Раздел «Вопрос на засыпку»
Сложное вещество состоит из химических элементов, имеющих в ядрах своих атомов: 1 протон, 8 протонов, 26 протонов. Причем, валентность последнего элемента равна сумме валентностей первых двух элементов. Напишите формулу. (H (I), O (II), Fe (III) – Fe(OH)3)
Литература:
- Блохина О.Г.Я иду на урок химии: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
- Бочарова С.И. Внеклассная работа по химии. 8-9 классы.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
- Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера.- М.: 5 за знания, 2006.
- ЦОР по химии, диск для 9 класса. 1C Образование 4. школа: ЗАО «1С», 2006