Внеклассное мероприятие по химии "К доске…". 9-й класс

Разделы: Химия, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (924 кБ)

Загрузить презентацию (119 кБ)


Внеклассное мероприятие разработано для 9 класса, в нём в игровой форме можно закрепить полученные на уроках знания. Также данное мероприятие можно провести в виде заключительного (обобщающего) урока по химии в конце года.

Предлагается два тура.

I тур содержит разделы:

  1. Химическая грамотность
  2. Литература
  3. Математика
  4. История
  5. Химические законы
  6. Физика
  7. Химия
  8. Биология
  9. География
  10. ОБЖ

В каждом разделе по три вопроса: на «3», на «4», и на «5». Дети могут разбиться на команды, а могут отвечать индивидуально. И в том и в другом случае оценка ставится за наибольшее число баллов.

II тур содержит по одному вопросу в каждом разделе (для вышедших в финал)

  1. Русский язык
  2. Литература
  3. Математика
  4. История
  5. Обществознание
  6. Физика
  7. Химия
  8. Биология
  9. География
  10. ОБЖ
  11. Практика
  12. Вопрос на засыпку.

Ход мероприятия

1 тур

1) Раздел «Химическая грамотность»

Вопрос на «3»: Напишите формулу поваренной соли (NaCl)

Вопрос на «4»: Напишите формулу сульфата алюминия (Al2(SO4)3)

Вопрос на «5»: Напишите формулу тетрагидроксоцинката натрия (Na[Zn(OH)4]

2) Раздел «Литература»

Вопрос на «3»: Каким химическим элементом была намазана морда собаки Баскервилей? (фосфором)

Вопрос на «4»:

Взметнулись ввысь ажурные громады
Кирпичной кладки стройные ряды,
Вот в облицовке поражает мрамор
Оттенков нежностью своей.
Расцвеченный моллюсков панцирь,
Коралл, ракушек завиток…
О каком веществе идёт речь? (CaCO3)

Вопрос на «5»: О каком материале строка В.В. Маяковского «по крыше выложили жесть»? (железо, покрытое слоем олова)

3) Раздел «Математика»

Вопрос на «3»: Расставьте коэффициенты в уравнении:

Fe + H2O = Fe3O4 + H2 (3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2)

Вопрос на «4»: В музее города Брно есть экспонат – небольшой топор. Масса топора – 6 кг. Изготовлен он из железа метеоритного происхождения. В нём содержится 2,8% никеля и 0,6% кобальта. Сколько килограммов железа в этом топоре?

(2 способа решения:

100%-2,8%-0,6%=96,6%
m (Fe) =0,966 · 6=5,796 кг.

2 способ решения:

  1. m(Ni)=0,028·6=0,168 кг
  2. m(Co)=0,006·6=0,036 кг
  3. m(Fe)=6-(0,168+0,036)=6-0,204=5,796 кг)

Вопрос на «5»: При растворении 7 граммов металла А в соляной кислоте выделилось 2,8 литров водорода (нормальные условия). Металл А в этой реакции проявляет валентность равную двум. Назовите металл. (железо).

4) Раздел «История»

Вопрос на «3»: В каком веке родился великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов? (в XVIII веке)

Вопрос на «4»: Назовите дату открытия периодического закона Дмитрия Ивановича Менделеева. (1 марта 1869 года)

Вопрос на «5»: Какое было хобби у Дмитрия Ивановича Менделеева? (изготовление чемоданов)

5) Раздел «Химические законы»

Вопрос на «3»: Кем был открыт закон сохранения массы веществ, и какую теорию он опроверг? (Ломоносовым, Флогистона)

Вопрос на «4»: Как по-русски, коротко, звучит принцип Ле-Шателье (сделай наоборот)

Вопрос на «5»: Любое химическое вещество, независимо от способа получения, имеет одинаковый состав (для веществ с постоянным составом). Кто автор этого закона? (Пруст)

6) Раздел «Физика»

Вопрос на «3»: Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц. Какие частицы проводят электрический ток в растворе? (ионы)

Вопрос на «4»: В дневнике поэта И. Сельвинского есть такая фраза: «Ртуть стоит в таблице элементов рядом с золотом, ей не хватает всего двух нейтронов, чтобы стать золотом». В чем ошибка поэта? (Разница между золотом и ртутью не в нейтронах, а в протонах (1 протон))

Вопрос на «5»: Какое физическое свойство проявляет активированный уголь? (видео «адсорбция»)

7) Раздел «Химия»

Вопрос на «3»: Российский химик, разносторонний ученый, педагог. (портрет Менделеева Дмитрия Ивановича)

Вопрос на «4»: Окислительно-восстановительная реакция, протекающая на электродах при прохождении электрического тока через расплав или раствор электролита (электролиз)

Вопрос на «5»: Смесь концентрированных кислот: азотной (HNO3) и соляной (HCl) в пропорции 1 к 3. Сильнейший окислитель, растворяет золото и платину. (царская водка)

8) Раздел «Биология»

Вопрос на «3»: Какая кислота в желудке у человека? (соляная)

Вопрос на «4»: Какие два газа вместе составляют 99% воздуха? (азот и кислород)

Вопрос на «5»: Извечная заповедь медицины: «Малые дозы – лекарства, а большие – яд». Докажите ее на примере из химии галогенов (В малых дозах фтор, в составе зубной пасты, а бром – успокаивающее средство. В больших дозах – яд).

9) Раздел «География»

Вопрос на «3»: Какой элемент назвали в честь России? (рутений).

Вопрос на «4»: Какая страна в Южной Америке была названа в честь серебра? (Аргентина)

Вопрос на «5»: Какие элементы были названы в честь шведского города Иттерби? (Иттрий, тербий, эрбий, иттербий)

10) Раздел «ОБЖ»

Вопрос на «3»: Как правильно определить газ по запаху? (Направить пары газа к себе движением руки)

Вопрос на «4»: Как правильно готовить раствор кислоты: лить кислоту в воду или наоборот? (лить кислоту в воду)

Вопрос на «5»: Как оказать первую помощь при отравлении щелочью? (Пить раствор лимонной или слабый раствор уксусной кислоты)

II тур

1) Раздел «Русский язык»

Переведите на русский язык пословицу: «Не все то аурум, что блестит». (не всё то золото, что блестит)

2) Раздел «Литература»

Такова моя природа:
Известняк, песок и сода
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня.
Я прозрачно и светло,
И зовут меня …
(закончите стихотворение) (стекло)

3) Раздел «Математика»

Чему равно число Авогадро? (6,02·1023)

4) Раздел «История»

Какой ученый в 1911 году предложил ядерную модель атома? (Резерфорд)

5) Раздел «Обществознание»

Кто такие хемофобы и хемофилы (Хемофобы – боящиеся химии, Хемофилы – любители химии)

6) Раздел «Физика»

Высота Эйфелевой башни в солнечный день увеличивается по сравнению с дождливым днем на 12 сантиметров. Почему? (При нагревании тела расширяются)

7) Раздел «Химия»

В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка. Какую массу каждого компонента нужно взять для приготовления 150 килограммов такой смеси?

Дано:
w(цемент)=25%
w(песок)=75%
m(раствора)=150 кг
Решение:
w= m(р-в)/m(р-ра)·100%
m(р-ра)= (25%·150 кг)/100%= 37,5 кг
150кг – 37,5 кг = 112,5 кг.

Ответ:
m(цемента)=37,5 кг
m(песка)=112,5 кг
Найти:
m(цемента) – ?
m(песка) – ?

8) Раздел «Биология»

СТАЛАКТИТЫ – натечные минеральные образования (чаще известковые), свешивающиеся в виде сосулек, бахромы и т. п. с потолка и верхней части стен пещер и др. подземных полостей в карсте.

СТАЛАГМИТЫ – натечные минеральные образования (чаще известковые) в виде конусов, столбов, растущих с пола пещер и др. подземных полостей в карсте навстречу сталактитам и нередко сливающиеся с ними.

А что такое сталагнаты? (СТАЛАГНАТЫ (сталактоны), натечные минеральные образования в виде колонн, возникающие в карстовых пещерах при соединении сталактитов и сталагмитов)

9) Раздел «География»

Какой газ содержит вода Черного моря на глубине более 200 метров? (сероводород)

10) Раздел «ОБЖ»

На человеке загорелась одежда. Ваши действия, объясните их с точки зрения химии. (Укрыть, ограничить доступ О2)

11) Раздел «Практика»

Даны три пробирки без подписи. В них: HCl, NaOH, Na2CO3. Дана универсальная индикаторная бумажка. Определить, в какой пробирке что находится. (Во все пробирки кладем индикаторную бумажку. В одной пробирке она краснеет, в двух других – синеет. Кислота определена, осталось определить, где щелочь, а где сода. Имеющуюся у вас кислоту вы переливаете в две пробирки с синей бумажкой. Сода – вскипает, щелочь – нейтрализуется)

12) Раздел «Вопрос на засыпку»

Сложное вещество состоит из химических элементов, имеющих в ядрах своих атомов: 1 протон, 8 протонов, 26 протонов. Причем, валентность последнего элемента равна сумме валентностей первых двух элементов. Напишите формулу. (H (I), O (II), Fe (III) – Fe(OH)3)

Литература:

  1. Блохина О.Г.Я иду на урок химии: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
  2. Бочарова С.И. Внеклассная работа по химии. 8-9 классы.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
  3. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера.- М.: 5 за знания, 2006.
  4. ЦОР по химии, диск для 9 класса. 1C Образование 4. школа: ЗАО «1С», 2006