Цель урока: познакомиться с письмом как одним из видов общения, узнать историю письма, разновидности писем, научиться писать содержательные и интересные послания.
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
Н. Кузовлёва
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте. Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей.
Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке.
Тема урока: “Пишите письма”
- Часто ли вы пишите письма? А получаете?
Уже давно прошло время, когда единственным способом сообщения были письма. На дворе XXI век! Сотовые телефоны! Интернет! А что может быть лучше настоящего бумажного письма, написанного таким родным, знакомым почерком. И не стоит думать, что телефонные разговоры смогут заменить письма.
Героиня Е. Васильевой фильма "Приходи на меня посмотреть" - одинокая пожилая женщина, прикованная к инвалидному креслу. Читая письма мужа, погибшего на фронте, она произносит замечательную фразу: “Что бы мне осталось от него, если бы в окопах стояли телефоны?”
Я очень люблю письма. Они нечто нетленное, хоть и ветшают с годами, ведь в каждом письме частичка души того, кто его написал.
Актуально звучат сегодня строки н. кузовлёвой: “Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены”.
Я хочу, чтобы и у вас к письмам было такое же теплое и трепетное отношение, чтобы вы умели и желали писать письма.
Писать письма – это искусство, которое требует одновременно легкости и глубины, ума и такта, тонкости и деликатности. В разговоре слова сопровождаются взглядом, голосом, жестом. А на листе бумаги перед нами только фраза. Поэтому надо быть осторожными при выборе слов, ведь они могут не только сделать человека счастливым, но и сильно ранить. Нужно писать письма, которые бы радовали, соединяли людей, помогали перенести разлуку.
II. Сообщение темы и цели урока
Учитель: цель нашего урока познакомиться с письмом как одним из видов общения, узнать историю письма, научиться писать содержательные и интересные послания.
- Для решения этих задач мы с вами построим работу таким образом:
а) познакомимся с историей письма, с новыми словами, которые имеют отношение к эпистолярному жанру;
б) проанализируем несколько писем;
в) составим памятку-таблицу;
г) напишем письмо.
III. Презентация
Учитель: Что вы знаете об истории письма?
IV. Работа в группах
Учитель: Да, письмо видоизменилось, перейдя в электронную форму, однако сама суть послания, обращенного от человека к человеку, сохранилась, поэтому не теряет актуальности само создание текста письма
Группы получают задания. У каждого ученика индивидуальный конспект на печатной основе (Приложение 2).
Класс делится на три группы. Каждая группа получает свое задание. (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5)
Работа в группах
V. Выступление групп
1) Словарная работа
Учитель: И начнем мы по традиции со словарной работы.
Слово представителям 1 группы (кроссворд). (Приложение 3)
Учитель: Все учащиеся выполняют Задание № 1 (вписывают слова в кроссворды своих конспектов).
Учитель: Спасибо 1 группе.
В конспектах выполняем Задание № 2. Выделите трудные случаи правописания.
Даны предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова, выделите грамматическую основу.
Адресант отправил телеграмму.
Адресат получил заказное письмо.
2) Виды писем.
Учитель: По своему назначению письмо может быть простым и заказным.
А каким может быть письмо по содержанию?
Зачем пишут письма? (Ответы учащихся)
Существует два основных вида писем – деловые (официальные) и частные (неофициальные)
деловые (официальные) – заявления, для которых нет специальных бланков; обычно пишутся на машинописном листе, по возможности коротко, деловито и понятно;
частные (неофициальные) на разные случаи обыденной жизни.
Экспертами по этому вопросу являются представители 2 группы
Выступление 2 группы (Приложение 4):
Учитель: С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость.
Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.
Нам важно знать, как живет наш собеседник, интересно знать его мнение о том, что нас волнует. В письмах мы советуем, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах.
3) Структура письма
Все письма объединяет единая структура или общий план письма.
Итак, 3 группа, вам слово (Приложение 5).
Учитель: Спасибо. (Знаете ли вы, что по подписи можно определить характер адресанта?
А по обращению можно определить каково отношение к адресату.)
- Каждое письмо, ребята, начинается с приветствия и с обращения к адресату.
- Что вы знаете о знаках препинания при обращении? (Ответы учащихся).
Учитель: Выполните задание №3
Перед вами отрывки из писем М.Горького.
Понаблюдайте, какими разнообразными могут быть обращения в письмах.
Поставьте знаки препинания.
VI. Работа с таблицей
Учитель: Как еще можно обратиться в письме?
Существуют так называемые вспомогательные слова, речевые формулы или по-другому клише, которые употребляют в письмах.
Рассмотрим таблицу “Структура письма и речевые формулы, используемые в них”. (Приложение 6)
Учитель: Обращаю ваше внимание на правописание слов “здравствуйте”, “до свидания”.
VII. Анализ писем
Учитель: В ваших конспектах (Задание № 4). Даны образцы писем (Приложение 2)
1. Прочтите письмо. Какова основная мысль текста?
2. Определите вид письма. Почему вы так решили? Докажите.
3. Выделите основные компоненты письма. Определите содержание компонентов (частей) письма.
4. Найдите речевые формулы.
Работа в группах (5 мин.)
Выступления представителей групп.
VIII. Выставка книг
Учитель: Наши соотечественники, жившие в прошлом, умели и любили писать письма. Не случайно письма так часто привлекали внимание писателей.
Сколько великолепных сюжетов опирается на письма! “Дети капитана Гранта” Ж. Верна, “Два капитана” В. Каверина и др.
- А вы читали книги, в которых были письма? (А. Чехов “Ванька”, Д. Лихачев “Письма о добром и прекрасном”, М. Горький “Письма сыну”, А. Сухомлинский “Письма сыну”, Ж.Верн “Дети капитана Гранта”, В.Каверин “Два капитана”, Ф.Достоевский “Бедные люди”, Артур Конан Дойл “Тайна пляшущих человечков”, Р.Киплинг “Как было написано первое письмо”, Э.Успенский “Трое из Простоквашино”, Н. М. Карамзин “Письма русского путешественника”, А.Гайдар “Чук и Гек”, А.С.Пушкин “Капитанская дочка”, “Евгений Онегин”, Л.Н.Толстой “Кавказский пленник”, А.Алексин “Оля пишет Коле, Коля пишет Оле”, “В тылу как в тылу”, Б.Васильев “Неопалимая купина” и др.).
Но ведь русские писатели прошлого писали письма и сами. Писали много, с упоением, с любовью к тем, кому они посылали.
Что ни письмо, то маленькое художественное произведение нового жанра: элегическое раздумье, озорной анекдот, сценка, пародия, мистификация.
IX. Оформление конверта.
Учитель: Герой какого рассказа отправил письмо по адресу: “На деревню дедушке”? Кто автор рассказа? Какие ошибки в оформлении адреса допустил мальчик?
Для того чтобы письмо дошло до адресата, очень важно, чтобы адрес на конверте был написан правильно.
Правила заполнения конверта
В России порядок написания адреса следующий:
1. Город или другой населенный пункт.
2.Область, район.
3.Улица (площадь, проспект, переулок).
4.Дом №, корпус №, квартира №.
5. Фамилия, имя, отчество адресата.
- Помни, что фамилия, имя, отчество адресата должны употребляться в дательном падеже, а адресанта – в родительном падеже.
- Обратите внимание на знаки препинания при написании адреса.
X. Написание письма
Учитель: Давайте обратимся еще раз к эпиграфу к нашего урока.
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
Н. Кузовлёва
Вы знаете виды писем, структуру письма, речевые обороты.
Попробуйте сами написать письмо.
Но помните: в переписке существует определенный речевой этикет, знание которого необходимо составителям писем.
Советы по написанию письма.
- Старайся писать чисто и аккуратно.
- Учитывай, кому пишешь, выбери для своего письма верный тон.
- В письме слова "Ты" и "Вы" пишутся с большой буквы.
- Будь искренним, дружелюбным. Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.
- Правильно оформляй конверт.
- Помни: что написано пером, не вырубишь топором.
Есть еще одно положение, о котором нам напомнят ваши одноклассники.
Сценка на лингвистическую тему (В. Гончаров, “О грамоте и больной ноге”)
Написание творческой работы (письма).
Тема писем: “Письмо президенту”, “Письмо маме”, “Письмо первокласснику”.
XI. Чтение и обсуждение лучших работ.
Учитель: Пишите письма друг другу, родным и близким, друзьям и знакомым.
И употребляйте в них только волшебные слова, которые действуют не на разум, а через разум на чувства человека.
Пишите письма, хорошие письма и пусть они радуют тех, кому адресованы!
Домашнее задание: написать письмо себе в будущее.