Из педагогического опыта "Инновационные подходы в современном историческом образованиии, в изучении обществознания в 10–11-х классах"

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Мои ученики – будут узнавать новое не от меня,
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развивать собственные идеи…”
Г. Песталоцци

Уровень опыта по степени новизны: в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда.

Цель педагогического опыта - всестороннее и гармоничное развитие личности, повышение самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности учащихся как во внеурочной деятельности, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Описание опыта:

Учебный процесс является неразрывным единством трех составляющих: 1.информационной - передача, прием, накопление, преобразование, хранение и применение информации — содержания обучения,

2.психологической - становление и развитие человеческой индивидуальности

3. кибернетической - управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых.

Длительное время среди этих компонентов предпочтение отдавалось первой. Главной целью школы считалось формирование у обучаемых знания основ наук. Однако сегодня в обществе это не считается приоритетом. На первый план выступает личностное развитие. С точки зрения кибернетики происходящее в классе можно рассматривать как сложную систему с регулированием вариаций, где учитель с его образовательной технологией является управляющей системой, а ученики — управляемым объектом.

Как известно в среднешкольном образовании существует множество технологий, методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.

Я работаю в старших классах, как базового, так и профильного уровней.

Эта возрастная группа учащихся требует не только свободного владения содержанием историко-обществоведческого материала, но и специальных знаний в области современных информационных технологий, знания стратегии преподавания.

Основным инновационным подходом моего преподавания является

ИНТЕРАКТИВНАЯ стратегия, при которой применяются следующие:

1. Педагогические технологии:

1.1 Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

1.2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

2. Методы:

- по форме работы учащихся - групповые и индивидуальные

- по месту изучения тем- проблемные и обобщающие

-по форме деятельности - дискуссионные, аналитические

-по степени самостоятельности познавательной деятельности- проблемно-поисковые и исследовательские

3. Приёмы:

-по содержанию - сравнение, занятие позиции, выявление альтернатив

-по интересу - провокационные, изменение поведения

- по оценке - тестирование, выбор ситуации

-по форме - мозговой штурм, социологический опрос, использование ИКТ, сеть Интернет

4.Формы технологии интерактивного обучения, применяемые в учебной практике:

4.1.Проблемная лекция -

предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

(Приложение №1- урок- лекция по теме: “Индивид, индивидуальность, личность”. Открытый урок дан на уровне районного тьютерского семинара, протокол РМО №3 от 22.01.2011года, получил положительные отзывы.)

4.2.Семинар-диспут -

предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.

( Приложение №2- урок- диспут, викторина по теме: “О выборах хочу всё знать”.

Выдан диплом о награждении команды за 1 место в районной викторине “Мы – будущие избиратели”, 2011 год.)

4.3. Учебная дискуссия-

один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).

(Приложение №3- урок- дискуссия по теме: “Знание законов- правовая культура гражданина”.

Выдан сертификат № 63 об участии в региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов “ Мой лучший урок”, 2010 год.)

4.4. Метод case study - "разбор конкретных ситуаций”

Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий. Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических навыков:

1. Аналитические навыки.

К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

2. Практические навыки.

Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.

3. Творческие навыки.

Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки.

Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки.

В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя.

6. Самоанализ.

Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.

5.Субъекты учебного процесса:

5.1.Учитель:

Структура интерактивного урока отличается от структуры обычного урока, что требует профессионализма и опыта преподавателя:

-Необходимо обладать менеджерскими способностями, чтобы

организовать интерактивные уроки грамотно, ненавязчиво управлять учебным процессом.

-Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный, демократический, сотрудничества.

-Целевые ориентации:

Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся.

Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.

Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.

Индивидуализация педагогического взаимодействия.

Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.

Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.

5.2. Ученик:

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой:

-конструктивное взаимодействие учеников между собой в процессе обучения.

-организация учебного взаимодействия внутри групп и между ними.

-ученики обращаются к социальному опыту — своему и своих товарищей, при этом необходимо вступать во взаимодействие друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевать конфликты, находят общие точки соприкосновения, а при необходимости идут на компромиссы.

6.Режим общения

- от монолога и диалога к полилогу - многостороннее общение.

7.Структура общения

-Технологическая карта-последовательность проведения занятия и представление о распределении времени

-Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:

1.постановка проблемы;

2.формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;

3.обсуждение проблемы в микрогруппах;

4.представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;

5.продолжение обсуждения и подведение итогов.

8.Факторы взаимодействия:

1) возможность доступа ко многим различным источникам историко-обществоведческой информации, которые могут использовать учащиеся в процессе рассмотрения темы, дополнительные источники информации: учебники, книги, философские словари, исторические энциклопедии, сборники законов, раздаточными материалами: подборка тестов ЕГЭ группы А, В, С, кейс-пакеты, выход в Интернет.

2) наличие у учащихся знаний и социального опыта по рассматриваемой проблеме 10-11 классы

3) налаженное взаимодействие внутри группы, отсутствие серьёзных внутригрупповых конфликтов;

4) наличие достаточного количества времени для обсуждения в малых группах;

5) небольшое количество учащихся в классе, но достаточное для создания малых групп (не более 5—7 человек в каждой);

9. Классификационные параметры:

Философская основа: гуманистическая, природосообразная.

Методологический подход: коммуникативный.

Ведущие факторы развития: социогенные.

Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимообучение.

Преобладающие методы: диалогические.

Организационные формы: любые.

10.Результативность:

1.Образовательная - реализация компетентностного подхода в обучении обществознания.

2.Развивающая - формирование нового качества обучения:

-формирование практических навыков получения информации;

-анализ информации;

-способность к самообучению;

-самостоятельная работа и самоорганизация.

2. Воспитательная - создание условий для формирования самостоятельной, социально-активной личности, формирование качеств зрелой личности,

гражданина своей страны.

(Приложение №4 - результаты ЕГЭ по обществознанию, истории 2010-2011 учебный год, результаты ГИА по обществознанию, истории 2009-2010 учебный год, результаты)предметных олимпиад).

Cм. свидетельства, сертификаты, дипломы.