Мои ученики – будут узнавать новое не
от меня,
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развивать собственные идеи…”
Г. Песталоцци
Уровень опыта по степени новизны: в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда.
Цель педагогического опыта - всестороннее и гармоничное развитие личности, повышение самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности учащихся как во внеурочной деятельности, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Описание опыта:
Учебный процесс является неразрывным единством трех составляющих: 1.информационной - передача, прием, накопление, преобразование, хранение и применение информации — содержания обучения,
2.психологической - становление и развитие человеческой индивидуальности
3. кибернетической - управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых.
Длительное время среди этих компонентов предпочтение отдавалось первой. Главной целью школы считалось формирование у обучаемых знания основ наук. Однако сегодня в обществе это не считается приоритетом. На первый план выступает личностное развитие. С точки зрения кибернетики происходящее в классе можно рассматривать как сложную систему с регулированием вариаций, где учитель с его образовательной технологией является управляющей системой, а ученики — управляемым объектом.
Как известно в среднешкольном образовании существует множество технологий, методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.
Я работаю в старших классах, как базового, так и профильного уровней.
Эта возрастная группа учащихся требует не только свободного владения содержанием историко-обществоведческого материала, но и специальных знаний в области современных информационных технологий, знания стратегии преподавания.
Основным инновационным подходом моего преподавания является
ИНТЕРАКТИВНАЯ стратегия, при которой применяются следующие:
1. Педагогические технологии:
1.1 Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
1.2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
2. Методы:
- по форме работы учащихся - групповые и индивидуальные
- по месту изучения тем- проблемные и обобщающие
-по форме деятельности - дискуссионные, аналитические
-по степени самостоятельности познавательной деятельности- проблемно-поисковые и исследовательские
3. Приёмы:
-по содержанию - сравнение, занятие позиции, выявление альтернатив
-по интересу - провокационные, изменение поведения
- по оценке - тестирование, выбор ситуации
-по форме - мозговой штурм, социологический опрос, использование ИКТ, сеть Интернет
4.Формы технологии интерактивного обучения, применяемые в учебной практике:
4.1.Проблемная лекция -
предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.
(Приложение №1- урок- лекция по теме: “Индивид, индивидуальность, личность”. Открытый урок дан на уровне районного тьютерского семинара, протокол РМО №3 от 22.01.2011года, получил положительные отзывы.)
4.2.Семинар-диспут -
предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.
( Приложение №2- урок- диспут, викторина по теме: “О выборах хочу всё знать”.
Выдан диплом о награждении команды за 1 место в районной викторине “Мы – будущие избиратели”, 2011 год.)
4.3. Учебная дискуссия-
один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).
(Приложение №3- урок- дискуссия по теме: “Знание законов- правовая культура гражданина”.
Выдан сертификат № 63 об участии в региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов “ Мой лучший урок”, 2010 год.)
4.4. Метод case study - "разбор конкретных ситуаций”
Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий. Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических навыков:
1. Аналитические навыки.
К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.
2. Практические навыки.
Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.
3. Творческие навыки.
Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
4. Коммуникативные навыки.
Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
5. Социальные навыки.
В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя.
6. Самоанализ.
Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.
5.Субъекты учебного процесса:
5.1.Учитель:
Структура интерактивного урока отличается от структуры обычного урока, что требует профессионализма и опыта преподавателя:
-Необходимо обладать менеджерскими способностями, чтобы
организовать интерактивные уроки грамотно, ненавязчиво управлять учебным процессом.
-Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный, демократический, сотрудничества.
-Целевые ориентации:
Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся.
Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.
Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
Индивидуализация педагогического взаимодействия.
Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.
Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.
5.2. Ученик:
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой:
-конструктивное взаимодействие учеников между собой в процессе обучения.
-организация учебного взаимодействия внутри групп и между ними.
-ученики обращаются к социальному опыту — своему и своих товарищей, при этом необходимо вступать во взаимодействие друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевать конфликты, находят общие точки соприкосновения, а при необходимости идут на компромиссы.
6.Режим общения
- от монолога и диалога к полилогу - многостороннее общение.
7.Структура общения
-Технологическая карта-последовательность проведения занятия и представление о распределении времени
-Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:
1.постановка проблемы;
2.формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;
3.обсуждение проблемы в микрогруппах;
4.представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;
5.продолжение обсуждения и подведение итогов.
8.Факторы взаимодействия:
1) возможность доступа ко многим различным источникам историко-обществоведческой информации, которые могут использовать учащиеся в процессе рассмотрения темы, дополнительные источники информации: учебники, книги, философские словари, исторические энциклопедии, сборники законов, раздаточными материалами: подборка тестов ЕГЭ группы А, В, С, кейс-пакеты, выход в Интернет.
2) наличие у учащихся знаний и социального опыта по рассматриваемой проблеме 10-11 классы
3) налаженное взаимодействие внутри группы, отсутствие серьёзных внутригрупповых конфликтов;
4) наличие достаточного количества времени для обсуждения в малых группах;
5) небольшое количество учащихся в классе, но достаточное для создания малых групп (не более 5—7 человек в каждой);
9. Классификационные параметры:
Философская основа: гуманистическая, природосообразная.
Методологический подход: коммуникативный.
Ведущие факторы развития: социогенные.
Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимообучение.
Преобладающие методы: диалогические.
Организационные формы: любые.
10.Результативность:
1.Образовательная - реализация компетентностного подхода в обучении обществознания.
2.Развивающая - формирование нового качества обучения:
-формирование практических навыков получения информации;
-анализ информации;
-способность к самообучению;
-самостоятельная работа и самоорганизация.
2. Воспитательная - создание условий для формирования самостоятельной, социально-активной личности, формирование качеств зрелой личности,
гражданина своей страны.
(Приложение №4 - результаты ЕГЭ по обществознанию, истории 2010-2011 учебный год, результаты ГИА по обществознанию, истории 2009-2010 учебный год, результаты)предметных олимпиад).