Всё больше детских садов внедряют метод проектов. Это свидетельствует о том, что педагоги российских дошкольных учреждений осваивают мировые тенденции в области образовательных технологий.
Известно, что возник проектный метод в 20-х гг. прошлого столетия в США. Начало ему положил американский психолог, педагог и философ Джон Дьюи.
Суть проектирования – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с личным интересом ребёнка. Также возможно использование проектного метода при организации работы с кадрами ДОУ, с родителями воспитанников.
Чем может быть интересен метод проектов в работе педагога?
Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением, может использоваться с детьми разного возраста. Это взаимодействие в системе “ребёнок-взрослый”, построенное на соучастии.
Используя технологию проектирования, педагог ведёт ребёнка постепенно: вначале наблюдение за деятельностью взрослого (младший возраст), затем эпизодическое участие в ней, партнёрство (средний возраст) и, наконец, сотрудничество, соучастие. Это общение на равных, где никто не указывает, не контролирует, не оценивает.
Кроме того, проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Создавая свои проекты, педагоги всегда должны помнить об основных требованиях к использованию проектного метода в детском саду:
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
- проект – это игра всерьёз, его результаты значимы и для детей и для взрослых;
- обязательными составляющими проекта должны быть детская самостоятельность, сотворчество детей и взрослых, развитие познавательных навыков, умение применить полученные знания на практике.
С какими сложностями можно встретиться при использовании проектного метода? Любая работа начинается с обретения суммы знаний. Что это такое – проектный метод ? какие виды их бывают? Какой должна быть подготовка педагога? Какова поэтапность работы? Мы много читали, шли путём проб и ошибок (обучение коллектива, семинары, индивидуальные консультации). Первый наш проект по организации педагогического взаимодействия с родителями появился в 2005 году. Наверняка можно сказать, что даже не слишком удачный проект всё равно способствует развитию профессионализма. Ведь по сути, проект – тот же план. Но план хорошо продуманный, когда педагог думает о том, что он хочет получить и как он это сделает (т.е. мы говорим о стратегии и тактике работы). На этапе самоанализа, презентации проекта будет проанализирована логика, выбранная проектировщиком, выяснены причины неудач, неожиданные последствия. Понимание ошибок создаёт мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию и формирует адекватную самооценку.
Умение пользоваться проектным методом является показателем высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей.
Внедрение в практику работы нашего детского сада проекта “Педагогическое взаимодействие семьи и ДОУ”, разработанного в 2005 году, привело коллектив к пониманию необходимости продолжения данной работы путём создания новых проектов.
В 2007 году коллектив ДОУ решил принять участие в конкурсе проектов, организованном областным “Центром социального здоровья семьи” в рамках социально-экономической целевой программы Архангельской области “Молодёжь Поморья”.В нашей копилке 2 денежных гранта.
Новые проекты были ориентированы на работу с детьми, молодыми семьями, социумом. Так появились проекты “Росточки” по взаимодействию семьи и ДОУ, “Сладкоежка”, где дети с педагогом учились нехитрой выпечке, а затем привлекли мам и пап; “Дружная семейка”, где дети совместно с родителями участвовали в различных мероприятиях;“Ловкие пальчики”, где дети, педагоги и родители учились делать красивые фигурки из солёного теста. Гордость нашего ДОУ - это проект “Творческое содружество”.Хочется об этом проекте рассказать подробнее.
Идея проекта пришла случайно. Школа- интернат для глухих детей существует давно, мы знали, какие дети там живут, жалели их. Но это было всё на словах. А почему бы нам, педагогам детского сада не подружиться с педагогами и детьми из коррекционной школы-интерната? Мы узнали, что там часто организовываются выставки с работами детей, что дети не говорящие, но очень творческие и талантливые. А наши дети из логопедической группы испытывают трудности в работе с различными материалами, т.к. у них слабо развита мелкая моторика.
Так октябре 2007 года стартовал наш первый проект, который назывался “Творческое содружество”,где были определены задачи создания благоприятных условий для совместной деятельности по ручному труду детей с общим недоразвитием речи и воспитанников 4 класса коррекционной образовательной школы-интерната. Дошкольникам прививали основы толерантности, а ребята из школы-интерната учились вступать в общение с дошкольниками. Первая встреча произошла в школе-интернате, нас радушно встретили дети с педагогом. Не скроем, что у нас (педагогов-дошкольников) на глаза наворачивались слёзы, мы не привыкли видеть таких ребят, просто не знаешь, как себя вести, как общаться… Но, когда нас пригласили в класс, началась работа в парах (ребёнок с детского сада с учеником школы-интерната делали поделки из гипса), наше волнение рассеялось. Мы были поражены, какие “золотые ручки” у этих детей, как мастерски они делают фигурки из гипса, расписывают их! И с какой любовью и терпением относятся к дошкольникам! Дети подружились с первой встречи.
Очень радовались школьники, когда занятие проходило в нашем детском саду. По словам педагогов, они ждали с нетерпением встречи с дошкольниками. Даже берегли для них подарки…Весь учебный год (с октября 2007г. по май 2008г.) мы проводили мероприятия, отражённые в проекте.
“Творческое содружество” вошёл в методическое пособие “Использование проектного метода в работе с родителями и социумом” (Котласская типография.2008г).Идея, разработка и издание которого принадлежит МДОУ “Детский сад № 101 “Солнышко”.
Метод проектов позволяет педагогам внедрить в работу свои творческие идеи и планы. Проекты помогают раскрыть тему непосредственной образовательной деятельности, развить скрытые таланты детей, активизировать работу с родителями. В 2011 году педагоги подготовительной группы, работая над темой “Зима”, внедрили в работу проект “Здравствуй, дедушка Мороз”. Дети узнали о Великом Устюге, посмотрели фильм “Дед Мороз”,много читали в саду и дома с родителями, оформили выставку в группе. А затем маленькие лекторы из этой группы в красивых мантиях рассказывали ребятам из других групп то, что знают сами. И не только рассказывали, но и задавали вопросы по материалу лекции. Такой приём удался, и воспитатели планируют и дальше при раскрытии тем, привлекать к работе маленьких лекторов. Этот проект дал возможность педагогам раскрыть не только таланты детей, но и родителей. На мастер-классе “Украсим ёлочку Деду морозу”, родители делали совместно с детьми звёздочки, а затем собирали их в красивую гирлянду.
Проектная деятельность в ДОУ способствует объединению начинающего педагога и педагога-наставника. Опытные старшие воспитатели знают, как порой тяжёло сблизить начинающего воспитателя с педагогом-стажистом. Благодаря проектному методу, у нас такой проблемы нет, т.к. над реализацией проекта работают два педагога в одной группе. И как приятно видеть их вместе, когда проходит презентация проекта перед педагогами других детских садов. Это проекты “Страна доброты”, где педагоги учили детей делать красивые поделки из бумаги, а затем дарили свои работы ветеранам, гостям, малышам; и проект “Здравствуй, Дедушка Мороз”.Работа по реализации проектов обеспечивает существенный рост профессионального мастерства педагогов, и как следствие повышение качества содержания воспитательно-образовательной работы и реализация выбранных программ.
Таким образом, проектная деятельность является достаточно эффективной и инновационной. Педагогическое проектирование стало важнейшим компонентом деятельности педагогов нашего дошкольного учреждения. У них вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения дошкольников. Значительно возросла методическая активность педагогов, активизировалось их взаимодействие внутри учреждения в рамках реализации различных направлений. (Приложение №1-презентация на слайдах)
Литература
1.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.М.2006.
2.Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.М.2005.
3.Кузнецова С.В., Гнедова Н.М. Проектирование развития ДОУ.М.2006.