Урок "Знакомство с буквой Щ"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить с новой буквой; формировать представление детей о звуке [щ’] как о глухом, мягком, непарном звуке; совершенствовать умение производить звукобуквенный анализ слов; способствовать развитию речи; развивать воображение, внимание, память.

Задачи урока:

Учебная – учить распознавать и воспроизводить новый звук (щ) и обозначать его буквой “Щ”, “щ”; читать слово по схеме; интонационно  выделять звук, изолированно называть интонационно выделенный  звук; фиксировать названный и выделенный звук фишкой; учить разделять слова на слоги, определять ударный слог;

Развивающая – развивать фонетический слух у учащихся: упражняться в звуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в  словах; формировать навык чтения слов с буквой “Щ”, “щ”.

Познавательная – знакомство со зрительным образом буквы “Щ”, “щ”.

Воспитательная – развитие познавательного интереса, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Прозвенел звонок. Начинается урок. Проверим готовность к уроку.

Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твердого. А теперь – с согласного мягкого.

– Молодцы! Никто не остался без места. Наш урок начинается. Слайд №1

II Актуализация знаний.

Учитель: В небольшом, но очень красивом городе живут два маленьких человечка. Они волшебники. Одного зовут Карандаш и у него вместо носа волшебный карандаш. Всё что он нарисует своим носом – тут же оживает и превращается из нарисованного в настоящее. Второй – Самоделкин. Это маленький железный человечек, у которого волшебные руки. Он может за несколько секунд починить и отремонтировать всё что угодно: машину, вертолёт или кораблик.

– Сегодня у нас в гостях герои книги Ю.Дружкова Карандаш и Самоделкин. Они у нас на уроке впервые и им многое непонятно. Посмотрим, какие вопросы они нам приготовили.

Беседа.

Слайд №2

– Чем отличается буква от звука?

– А чем отличается гласный звук от согласного?

 (Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный)

(А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть
Но не хочется им петь.)

Слова Самоделкина

(читает подготовленный ученик)

Слайд №3

III. Целеполагание и мотивация.

Клее…и, …ипцы, …ётка, до…ечка, …енок. (учитель достаёт карточки из ящика)

Потерялась буква, не сможем прочитать слова.

– Кто догадался, какая буква потерялась?

– Как её записать?

– Какой звук обозначает эта буква?

– Мы должны срочно познакомиться с новой буквой и звуком, узнать особенности звука [щ’].

– Кто знаком с новой буквой? Найдите её в кассе букв.

Попросим карандаша нарисовать новую букву, имя у которой “ща”.

IV. Открытие новых знаний детьми.

1. Знакомство с буквой.

– На что похожа буква Щ?

Слайд № 7

На расчёску Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!

Е. Тарлапан

Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

В. Степанов

– Работа по индивидуальным карточкам: раскрась новую букву Щ.щ Слайд №7

2. – Втавим букву “Щ,щ” на место. Какие получились слова?

Клещи, шипцы, щётка, дощечка, щенок. Слайд № 5

3. – Внимательно прочитайте полученные слова.

– Какой звук вы услышали во всех словах? [щ]

– Какое слово лишнее? По какому признаку определили?

Щенок приготовил нам задание. Поговорим чистоговорку.

Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.

– Повторите слова, в которых вы услышали звук [щ]?

– Произнесите звук [щ] несколько раз, дайте характеристику данному звуку.

– Придумайте слова со звуком [щ], а карандаш изобразит названные предметы на доске.

(Появляется картинка Карандаша, картинки: щегол, щи, плащ, щавель, щука).

Слайд №6

4. Работа с учебником. Анализ слов “ящик”, “клещи”.

– Рассмотрите схемы. Сколько звуков в слове “ящик”? (5.)

– Почему? (Буква я в начале слова обозначает два звука.)

– Выполните звукобуквенный анализ слова “ящик”.

– Выполните звукобуквенный анализ слова “ клещи”.

– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Они одинаковые, мягкие.)

– Замените фишки в схемах слов буквами.

– Разделите слова на слоги. Определите ударный слог.

– Разделите слова на слоги, определите ударный слог.

Вывод: звук согласный, шипящий, глухой, мягкий, обозначается зелёной фишкой.

Слайд №9

V. Первичное закрепление

1. Игра “Живые буквы” слово “ящик”

– Убираем буквы в следующем порядке:

  • букву, которая обозначает твёрдый согласный;
  • букву, которой обозначен звук [й’] (это ловушка, такого звука в слове нет);
  • букву, обозначающую согласный непарный мягкий звук.

– Скажите, какие буквы остались. (Гласные.)

  • Убрать букву, которой записан безударный гласный;
  • убрать букву, которой записан ударный гласный.

– В чём особенность этой буквы в начале слова?

2. Чтение слогов, слов и рассказа “Щенок” А.Барто Работа по учебнику.

– Прочитайте рассказ “Щенок”.

(Хорошо читающие дети получают для чтения тексты:

1) А. Барто. “Щенок”, “Встреча”.
2) С. Михалков. “Мой щенок” (отрывки).
3) Е. Благинина “Мой щенок”.)

– Прочитайте слоги.

– Прочитайте слова, которые были составлены из слогов.

– Найдите и прочитайте среди этих слов такие, которые соответствуют модели: зелёная фишка, красная фишка, синяя фишка, красная фишка. (Такое слово одно – “щука”.)

– Сравните слоговой состав слов. Найдите и прочитайте слово, в котором только один слог.

– Прочитайте слова, в которых два слога.

– Какое слово осталось непрочитанным? Почему? (Овощи, 3 слога.)

– Приведите примеры овощей, в названии которых было бы 3 слога. (Помидор, картофель, огурец, баклажан и т. д.)

– Прочитайте слова, где щ в начале, в середине, на конце.

Хорошо читающие дети работают по индивидуальным или групповым заданиям.

Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к себе прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Дети работают по индивидуальным карточкам “Реши кроссворд” Слайд № 10

После проверки на доске появляются слова: щенок., щука, щётка; щука, ящик, пища, борщ.

Слайд № 11

VII. Рефлексия.

Вывод: мечта может стать реальностью. Что для этого нужно? (Учиться.) Слайд №12

– Что нового вы узнали на уроке?

На парте – “ладошки” из цветной бумаги трех цветов:
красный – “все сделал, не было затруднений;
желтый – справился, но были затруднения;
синий – было очень трудно.

Дети на доске укрепляют свою “ладошку”. Учитель подводит общий итог и ставит задачи на будущее.

Учитель: скажем спасибо Самоделкину и Карандашу, что они были целый урок с нами.

Совет учителя: обязательно прочитайте сами или попросите взрослых прочитать книгу Ю. Дружкова “Приключения Карандаша и Самоделкина. Вам понравятся их весёлые истории.

Ресурсы:

  1. Учебник “Букварь” (авт.Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова) ч.1
  2. КП и мультимедийный проектор.
  3. Экран
  4. Презентация
  5. Фишки зелёного, синего и красного цвета для составления схем-моделей слов.
  6. Образцы печатных букв; карточки-буквы; карточки с ребусами; опорная таблица “Буквы”; картинки с изображением предметов с буквой Щ.щ, слоговые карточки, образцы написания печатных букв, индивидуальные ладошки трёх цветов: красные, жёлтые, синие.

Презентация