Внеклассное занятие "Скажи наркотикам нет"

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Социальная педагогика


Цели занятия:

  • Дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье.
  • Формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам. Показать опасность принятия даже одной дозы.
  • Ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании.
  • Формирование жизненных навыков. Умение сказать “нет”.
  • Сформировать у учащихся сопротивление негативному влиянию социального окружения;
  • Сформировать у подростков установку на ведение здорового образа жизни;
  • Формирование у подростков позитивного будущего.

Оборудование: Плакаты – рисунки, стенд “Скажи наркотикам – нет”, стенд с различными статьями из популярных газет и журналов, листовки для учащихся “Здоровье и счастье каждого – в его собственных руках”.

Эпиграф: “Даётся жизнь один лишь раз!”

Презентация

Использован видеоролик социальной рекламы http://youtu.be/AcT68Zq4crA

Звучит музыка И.Талькова “Россия” – (только вступление до слов) в этот момент открывается занавес.

На экране видеоролик социальной рекламы http://youtu.be/AcT68Zq4crA.

На протяжении всего мероприятия звучит фоном музыка “Реквием по мечте…”, или другая тревожная музыка, показываются слайды презентации.

Ведущий 1 – Наркотические вещества были известны человечеству еще в глубокой древности. 
Многие цивилизации использовали наркотики для проведения религиозных обрядов и ритуалов. С развитием торговли наркотики попали в Европу, где нашли своё применение в медицине. Как заболевание наркомания получила широкое распространение в 18 веке. В Россию эта беда пришла в 19 – начале 20 века.

Ведущий 2 – Мир наркоманов сегодня приблизился к каждому из нас. В прошлом году в мире насчитывалось около 210 млн человек, или 4,8 проц. населения в возрасте 15-64 лет, которые хотя бы раз употребляли запрещенные наркотические вещества. Из-за наркотиков ежегодно погибает около 200 тысяч человек. Эти данные содержатся во Всемирном докладе о наркотиках, презентация которого состоялась в штаб-квартире ООН.

Ведущий 3 – Ситуация усугубляется тем, что если раньше речь шла о природных наркотиках, то сегодня прогресс дал человечеству синтетические препараты, одноразового введения которых в организм достаточно для того, чтобы жизнь человека навсегда превратилась в постоянный поиск новой дозы.

Ведущий 1 – Действительность порой бывает очень сложной и запутанной. Иногда нелегко понять, какое же решение правильно. Но, если вам однажды придется делать подобный выбор, вы должны знать не только о прекрасных иллюзиях, которые дарят наркотики, но и представлять ту грязь, пошлость и самоунижение, с которыми вам придется столкнуться позже... всего несколькими минутами позже мимолетного самообмана.

Ужасающие факты статистики по наркомании

В 2. Сегодня в России регулярно употребляют наркотики 5, 99 млн. Официальная статистика по наркомании приводит цифру – 500 тыс. наркоманов, однако это те, что добровольно встали на медицинский учет. Медицинские учреждения могут стационарно пролечить за год не более 50 тыс. человек.

В 3. От общего числа наркоманов в России по статистике –

20% – это школьники.
60% – молодежь в возрасте 16-30 лет.
20% – люди более старшего возраста.

В 1. Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет – к наркомании их приобщают родители-наркоманы.

В 2. Основными очагами распространения наркотиков в городах России являются школы и места развлечения молодежи – дискотеки и клубы. 70% из опрошенных первый раз попробовали наркотики именно в здесь.

В 3. По мнению экспертов, каждый наркоман вовлекает вслед за собой в употребление наркотиков 13-15 человек.

В 1. Число смертей от употребления наркотиков за последние годы выросло в 12 раз, а среди детей – в 42 раза.

В 2. Приблизительная продолжительность жизни наркоманов с момента начала употребления наркотиков составляет в среднем – 4-5 лет.

В 3. В последние годы наркоманы становятся основной причиной роста заболеваемости СПИДом. По статистике почти 90% выявленных в 1997-1998 гг. случаев заражения ВИЧ-инфекцией являлись следствием внутривенного употребления наркотиков, и причиной заражения явилось использование общих шприцев.

В 1. Около 90% преступлений по данным МВД сегодня происходят на почве наркомании. Разбойные нападения, кражи, грабежи, убийства совершаются часто ради одной дозы.

Статистика наркомании по России говорит, что эти числа употребляющих наркотики излечиваются только 5-6 процентов наркоманов. Излечившимися статистика считает, тех, кто не употребляет наркотики в течение года после лечения.

В 2. Эти данные статистики по наркомании связаны, прежде всего, с крупными городами.

Ежегодно от наркотиков гибнут 70 тысяч россиян. В 2010 году от наркомании умерло около 100 тыс. человек.

В 3. Безусловно, эпидемия наркомании – это не только рост количественных показателей, но и изменения в ценностных ориентациях, стереотипах сознания и поведения населения.

В 1. Существуют мифы о наркотиках, которые мы сейчас развеем. Итак:

Миф 1: От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться.

Факт: Отказаться можно только один раз – первый. Даже однократное потребление наркотика (особенно синтетического, а они, как правило, наиболее дешевые, а значит, наиболее доступны) приводит к зависимости.

В 2. Миф 2: Наркотики дают ни с чем не сравнимое ощущение удовольствия.

Факт: Ощущение кайфа не возникает после первой таблетки или инъекции. Напротив, как и при выкуривании первой сигареты, – тошнота, рвота, головокружение и т. д. Более того, эйфория третьей-четвертой дозы быстро исчезает и в дальнейшем наркотики принимают, чтобы снять мучительное, болезненное ощущение (ломку) и просто просуществовать еще один день.

В 3. Миф 3: Наркотики бывают “легкими” и “тяжелыми”. Травка – “легкий” наркотик, не вызывающий привыкания.

Факт: Все наркотики вызывают привыкание. Любой наркотик убивает, это только вопрос времени.

В 1. Миф 4: Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения.

Факт: Те, кто это делал, долго не жили. А история пока не припомнит бессмертных произведений искусства, созданных под “кайфом”.

В 2. Миф 5: Наркоманами становятся только слабые и безвольные.

Факт: Зависимость от наркотиков – это заболевание и, как и любое заболевание, оно не имеет отношения к силе воли.

В 3. Миф 6: Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет.

I Факт: Любой способ потребления наркотиков приводит к зависимости. Существует закон дозы: с меньших доз человек переходит на большие, с менее сильных веществ – на более сильные. Это закон без исключений.

В 1. Миф 7: Лучше бросать постепенно.

Факт: Проще отказаться от употребления наркотиков один раз, чем потом пытаться сделать это всю жизнь.

На сцене появляется девушка в строгой одежде.

Становится страшно год от года сильней,
Уже входит в привычку терять старых друзей.
И хочется плакать, даже не плакать, а выть,
Ты понимаешь, что не в силах ничего изменить.
Тебя не трогают чужие слезы и боль,
Не надо тебе ничего, ты занят только собой.
Задача твоя необычна, но предельно проста:
Как можно быстрей уничтожить себя.
Не остается любви, проходят страхи и боль.
Неужели ты действительно доволен собой,
Когда рвотные массы из горла рекой,
Когда на следующий день ломит каждый сустав,
Когда желание кайфа душит, словно удав.
Тебе нужны твои руки, чтобы только звонить,
И голос нужен для того, чтобы об этом говорить,
И ноги нужны, чтоб за этим бежать,
И деньги только для того, чтобы отдать.
Ты говоришь, что ты свободен,
Ты об этом кричишь,
Но ты зависишь от того, на чем ты торчишь.
Вы, вроде бы, вместе и, вроде, друзья.
И ты делишься с ним всем тем, что есть у тебя.
Ты сейчас ему отсыплешь, а он это возьмет,
А через месяц или год твой лучший друг умрет.
И ты будешь убиваться: почему случилось так?
А просто был еще третий – ваш общий враг.
Тебе надо решать, что ты будешь делать с ним:
Или ты, или он – ОДИН НА ОДИН.

В 2. Способы вовлечения подростков и молодежи в наркоманию весьма разнообразны. Исследователи отмечают, что никто из подростков, начавших потреблять наркотики, не задумывается о возможности стать от них зависимым. Все они либо удовлетворяют собственное любопытство (“А ну-ка, проверим — что такое галлюцинации?”, “А ну-ка, правда ли, что наркотики дают наслаждение?”), либо пробуют наркотики в угоду уважаемой ими компании. Первые шаги в наркоманию подростки осуществляют с намерением лишь однократного употребления, но обстоятельства складываются так, что аналогичные ситуации повторяются и подросток попадает в наркотическое рабство.

В 3. Существует множество сценариев вовлечения в наркотизацию.

“Хвастовство и зависть”

Друзья подростка неоднократно и взахлеб хвастали, что накануне вечером очень славно провели время: собрались на квартире одного из старших товарищей и кроме обычных развлечений курили “травку”. Было как никогда весело. Воображение рисует подростку весьма заманчивые картины развлечений. Любопытство и зависть берут свое, и он принимает предложение присоединиться к компании.

В 1. “Дружеская шутка”

Друг подростка вместо обычных сигарет, которые у них принято курить, предлагает ему импортные, от которых у подростка возникают неведомые ранее ощущения и беспричинный смех. Друг раскрывает смысл шутки и сообщает, что сигареты были с марихуаной. Первый нежданно-негаданно приобретенный наркотический опыт побуждает подростка к повторению приятных ощущений.

В 2. “Дружеский шантаж”

Компания авторитетных друзей подростка предлагает ему попробовать марихуану, которую члены этой компании сами курят.

Друзья подстрекают его словами: “Не будь трусом”, “Ты что, слабак?”. Ситуация усугубляется присутствием в компании симпатичной девушки. Подростку приходится уступить.

В 3. “В угаре пьяном...”

Первая проба наркотиков происходит в хмельной компании, когда возбужденный и утративший настороженность подросток (пьяному море по колено) без всякого нажима со стороны окружающих залихватски соглашается курить марихуану.

В 1. “Амурный шантаж”

Наркотик предлагается девушке парнем, в которого она влюблена. Парень шантажирует ее, говоря, что их дальнейшие отношения возможны, только если она вместе с ним будет курить марихуану. Если в момент наркотического совращения девушка находится в состоянии легкого алкогольного опьянения, она легче поддается на такой шантаж.

В 2. “Веселая конфетка”

Аналогичен предыдущему: вместо напитка угощают конфетой, в которую введен наркотик.

В 3. “Наркомафиозный шантаж”

Ситуация аналогична случаю “Дружеский шантаж”. Разница в том, что друг (друзья) оказывается агентом наркомафии, сбытчиком наркотиков, формирующим себе группу клиентов-заказчиков, группу потребителей. В этом случае вербовка происходит постепенно: сначала учат курить табак, затем пить пиво, далее — вино, водку; потом — курить марихуану и другие продукты из конопли, затем — употреблять стимуляторы: амфетамин, экстази, кокаин; затем меняют метод введения наркотика (переводят “клиента” на шприцевые инъекции); после чего для инъекций предлагается морфин, героин и другие “тяжелые” наркотики.

В 1. “Восточная торговля”

В странах Ближнего Востока и Африки иностранцам не рекомендуется покупать продукты питания в уличных и рыночных киосках, палатках и с рук. Там в продукты подмешивают наркотики — формируют контингент склонных к наркотикам лиц, а следовательно — и рынок сбыта.

В 2. “Посадить на иглу”

Морально устойчивых и отвергающих наркотики подростков, особенно девушек, стремятся завлечь в компанию “своих”. Там, как правило, после выпивки, жертву удерживают за руки и за ноги и вводят ей наркотик шприцем. Процедура значительно облегчается, если жертва находится в состоянии сильного алкогольного или лекарственного опьянения (снотворное подмешано в вино), а тем более если она в беспамятстве.

В 3. “Сердобольный друг”

Друг предлагает парню, от которого ушла любимая девушка и который мучительно переживает разрыв, “уколоться и забыться”. Действительно, после приема нарковещества трагедия блекнет и забывается, но только до протрезвления. Молодому человеку приходится вновь принимать наркотик, и так — до появления состояния зависимости от него.

В 1. “Атакован до появления на свет”

Первое знакомство ребенка с нарковеществами может произойти еще в утробе матери, когда молодая женщина в течение 2 мес. не знает о своей беременности и ведет обычный “современный” образ жизни — употребляет спиртное, курит сигареты. Иногда, узнав о беременности, женщина прекращает пить и курить, но чаще всего уменьшает дозы. Исследования показывают, что родившиеся у таких матерей дети уже в 10—14 лет проявляют повышенный интерес к никотину и алкоголю.

В 2. Таким образом, в приобщении к наркомании не так уж много добровольцев. Гораздо чаще это происходит путем обмана или насилия. Даже когда подросток пробует наркотик из собственного любопытства, он приходит к этому стремлению не сам, а в результате умышленной психологической обработки, вызывающей это любопытство.

В 3. Вольно или невольно процессу помогают средства массовой информации: телевидение берет интервью у индивидов, которые “все пробовали”, а теперь якобы “завязали”. Тем самым у подростков подсознательно складывается мнение, что попробовать наркотик — не грех и не опасно, ведь “живут же нормально те, кого показывали”. Иллюзия безвредности пробования наркотиков поддерживается теми, кто обладает нервной системой сильного типа и не имеет отягощенной наркотиками наследственности, их мозг может дольше устоять против интоксиканта. Поэтому у окружающих создается ложное впечатление о том, что пробы прошли без последствий.

В 1. Но всякое, а тем более неоднократное применение нейротропного средства изменяет нервные клетки. Все нейротропные вещества в большей или меньшей степени биологически агрессивны и вторгаются в биополе нервной клетки. Применять вещества таким образом — значит испытывать судьбу, заглядывать в потусторонний мир наркомании. Скорость формирования наркозависимости определяется не только дозой, но и суммарным количеством наркотика, воздействие которого претерпел мозг в течение курса применения этого вещества.

В 2. Подростка, не обладающего четкой психической установкой на безусловное отвержение наркотиков, сравнительно легко вовлечь в наркоманию. Для этого используются все способы: разжечь любопытство хвастовством, вызвать зависть к опыту первопроходца, снискавшего авторитет бывалого парня; разжечь желание жить чрезвычайной, а не “серой” жизнью; использовать явление конформизма, “стадного чувства”; припереть к стенке — поставить в безвыходное положение перед угрозой утраты большой дружбы или любви (психологический шантаж); незаметно подсыпать наркотик в еду или напиток и, наконец, в крайнем случае, насильно “посадить на иглу”, на цепь наркотической зависимости.

В 3. Распознать увлечение подобного рода можно еще на ранних этапах. Подростка вечно клонит в сон, он равнодушен к тому, что раньше его живо интересовало. Даже внешний вид постепенно перестает его волновать. Поскольку страдает в первую очередь мозг, то нарушаются все его высшие функции: память, внимание, мышление подростка обедняется, уплощается, он буквально глупеет на глазах. При этом остается высокая самооценка. Его успеваемость в школе снижается, он начинает конфликтовать с учителями, считая, что те не в состоянии оценить его как личность.

В 1. Вы можете быть уверены, что ребенок способный и просто ленится учиться, в действительности он уже не может полноценно заниматься, поскольку клетки мозга гибнут в большом количестве. Вы начнете замечать, что настроение у вашего ребенка постоянно меняется, переходя от внезапного возбуждения или даже агрессии к полной апатии, сонливости на депрессивном фоне. Теряется аппетит, нарушается сон, подросток может жаловаться на зуд в носовых ходах и во рту.

В 2. Наркоманом может стать любой человек. Надежда на то, что “я сильный, попробую и больше не буду”, не оправдывается. Всё начинается с первой пробы. Достаточно одной-трёх проб, чтобы сформировалась психическая зависимость. Потом и физическая. Организм наркомана изнашивается за несколько лет. Они умирают от различных заболеваний, потому что у организма нет сил бороться с болезнями. Длительный прием наркотиков приводит к токсическому повреждению внутренних органов. Это тяжёлые поражения печени, почек, сердца. Нарушаются все функции мозга. Выпадают волосы. Человек становится “живым трупом”. 

Тишина. Свет приглушается.

Звучит музыка (Tristania-A Seguel of Decay).

На сцену медленно выходят фигуры в чёрных плащах (кофтах) с капюшонами, головы наклонены вниз. Они шепотом произносят слова: 
Реквием по мечте… 
Спасибо наркоте… 
Мы, вроде живы пока… 
Но уже не те… 
Чахнем и сохнем… 
Слова произносятся всё громче и громче – голос повышается до крика. 
Музыка обрывается и фигуры медленно опускаются на пол – падают. 
Музыка меняется (Project ONE – Она не знает…) 
На сцене, один за одним, появляются шприцы привязанные на нитках так, чтобы они раскачивались. Часть шприцов лежат на полу.
Девочка, оставшаяся стоять в центре, сбрасывает плащ . Она остается в белом платье. На слова песни она мечется между висящих шприцов, какие-то срывает, поднимает с пола. Несколько шприцов остаются у неё в руках. 
Подходит к краю сцены, садится на колени. Гаснет свет. Остаётся один луч на девочке. В луче света она произносит слова: 

Я не звала тебя в свой храм. 
Забвенью предано всё было. 
Молилась лишь своим богам. 
И в толще стен всё хоронила. 
В души безумных лабиринтах тебе не нужен проводник. 
Мой бред ночной, моя молитва, 
Мираж… Откуда ты возник? 
В тебе, как в волнах растворяюсь, 
Сгораю, мёрзну – не пойму… 
Исчезну – снова возвращаюсь… 
Тебя впустила! Почему?! 
Музыка обрывается, девочка падает. Фигуры в чёрном встают 
Начинает громко звучать песня “Черта” (группа “Bowling”). На экране продолжение презентации.

По окончании песни и презентации, девочка медленно поднимается, бросает шприцы. 
В это время дети, один за одним, встают и снимают чёрные плащи (кофты с капюшоном). Дети медленно подходят ближе друг к другу, к краю сцены, к девочке. В руках держат листы, на которых написаны слова: “жизнь!”, “дружба”, “семья”, “любовь”, “спорт”, “здоровье”, “позитив”, “активная жизненная позиция”, “уважение”, “уверенность в завтрашнем дне” и т.п. 
По строчке произносят слова: 
– Даётся жизнь один лишь раз!

– И наш ты выслушай наказ: 
– Прекрасна жизнь, вкушай её.

– И жизнь игра – сыграй в неё! 
– Богатство жизнь, её беречь, лелеять надо! 
– Горьких встреч, быть может ты не избежишь, 
– Но коль ты жизнью дорожишь, 
– Превозмогай всё на пути, и шанса жить не погуби! 
– И тайна – жизнь, её познай! 
Вместе:– И жизнь, как вызов принимай! 
– Твори её и не теряй! 
– Превозмогай, преодолей! И выжить всёж сумей! 
Уходят, а на сцене опять появляются ведущие.

Фоном звучит песня “Костер” А.Макаревича.

В 1. Здоровье и счастье каждого – в его собственных руках. Поэтому знай, что отказаться можно только один раз – ПЕРВЫЙ, и это одно из главных условий, как не стать наркоманом. 

В 2. Один грамм героина: уничтожает дружбу, разрушает семью, останавливает умственное и физическое развитие, лишает здоровья и убивает тебя. 

В 3. Желание поскорее стать взрослым – курить, употреблять алкоголь, попробовать наркотики – приводит к печальным последствиям. 

В 1. Наркотики – не выход из сложностей жизни, но, наоборот, это начало пути к огромным проблемам, освободиться от которых очень сложно.

В 2. Остановись и подумай, хочешь ли ты такой жизни?

Умей сказать “нет”!  Ведь ты – личность! Неповторимая! Уникальная!

Ведущие произносят слова вместе:

Наркотикам – нет!
Скажи всем друзьям!
Наркотикам – нет!
Скажи себе сам!
Наркотики – плохо!
Знай всегда!
Наркотики – смерть!
Убьешь себя!

В 3. – В народе говорят: “Хочешь быть счастлив один день – сходи в гости, хочешь быть счастлив неделю – женись, хочешь быть счастлив месяц – купи себе машину, хочешь быть счастлив всю жизнь – будь здоров!”. Так будьте здоровы, до свидания, до новых встреч.

Зрители расходятся, а при выходе из актового зала старшеклассники раздают листовки “Здоровье и счастье каждого – в его собственных руках”.

Список литературы.

  1. Б.М. Левин "Наркомания и наркоманы" Москва "Просвещение, 1991
  2. Н.Н. Исмуков. "Жизнь без наркотиков". (Программа предупреждения и преодоления наркотической зависимости). Издательство: торговый дом Гранд. Москва 2001 год
  3. В. Д. Казьмин. "Опасный рикошет". ( О влиянии курения на организм женщины и потомство). М.; Знание, 1987 год
  4. Интернет-сайты, narkotiki.ru, megabook.ru,
  5. http://youtu.be/AcT68Zq4crA

Приложение 1

Приложение 2 (Презентация)