Последнее столетие было замечательной демонстрацией успеха цивилизации, развивающейся по пути научно-технического прогресса. Но эти успехи достигнуты ценой всё более ускоряющегося разрушения экосистем Земли. Изъятие из природы ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека превышает способности природы их восстанавливать. Человек вовлекает в производство и потребляет такое большое количество вещества и энергии, что приводит к нарушению энергетического баланса планеты.
Таким образом, причины глобального экологического кризиса связаны, в основном, с потребительским отношением человека к природе, последствиями научно-технической революции, а также недостаточным уровнем экологического образования и просвещения. [1]
Сейчас будущее людей и планеты в целом решается в сфере образования. Образование выступает как предпосылка не только познания мира, но и выживания.
Организует экологическое образование и воспитание у учащихся в школе в первую очередь учитель как носитель знаний эколого-педагогической деятельности.
Целью эколого-педагогической деятельности, так же, как и целью экологического образования и воспитания, является развитие экологической культуры личности. Объектом этой деятельности в ОУ – ученик.
Экологическое образование для устойчивого развития в школе уже не сводится только к охране природы и рациональному природопользованию, а рассматривается как общекультурное образование, построенное на интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических предметов.
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки учащихся. Так, на уровне начальной школы в предметной области “Окружающий мир” (обществознание и естествознание) предусматривается воспитание уважительного отношения к природе страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
В основной школе в предметной области “Естественнонаучные предметы” (биология, физика, химия) закладывается воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и её применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития.
В старшей школе в предметной области “Естественные науки” наряду с химией (базовый и профильный курсы), физикой (базовый и профильный курсы), биологией, химией (базовый и профильный курсы), естествознанием (интегрированный курс) предусмотрен предмет “Экология” (базовый уровень).
Для лучшего усвоения материала его необходимо подкреплять практическими задачами, которые можно решать с помощью компьютера на уроках информатики, составляя экологические модели.
Но экологическая информация, разрабатываемая учителем на каждый урок, является всего лишь дополнением. Из практики известно, что на дополнения, как правило, не хватает времени, а уровень экологических вопросов бывает разный. Учителю придется объединить объяснение экологической задачи с курсом информатики. Что сделает урок перенасыщенным.
Опыт различных школ показал, что наиболее удачным методом внедрения знаний по экологии в информатику является модульный подход. Подача материала осуществлялась блочно, иногда одним блоком, иногда несколькими, равномерно распределенными на весь учебный год по параллелям.
Модуль предусматривает логически построенный блок учебного материала по экологии, из расчета не более 6 часов в год на 34 часа учебной программы по информатике, с обязательными теоретическими и практическими заданиями по экологии и информатике.
Для создания модулей надо разработать сквозную программу по экологии по всем необходимым параллелям. Однако на сегодняшний день такой программы нет.
Если вас заинтересовала эта тема, вы можете воспользоваться УМК “Экология Москвы и устойчивое развитие”. [2]
Экологический модуль в 9-м классе в курсе
“Информатика”В курсе 9 класса по информатике есть раздел “Искусство построения моделей”. Используя знания детей после изучения данного раздела можно провести 6-часовой модуль по экологии. Модуль будет включать в себя не только теоретическое объяснение материала, но и практические задания.
Предлагается использовать следующие темы из курса “Экология Москвы и устойчивое развитие” [2]:
Особенности цивилизации XXI века
Цель – введение в проблематику устойчивого развития: знакомство с ключевыми терминами и понятиями курса по экологии, обзор основных положений концепции устойчивого развития.
Урок 1. Третье тысячелетие: огромный успех в промышленном развитии человечества, экологический и социальный кризисы.
Теоретический материал:
Экологический кризис
Практическое задание:
Используя предложенный теоретический материал создать схему рассказа данного раздела. Работа в текстовом редакторе.
Урок 2. Модель устойчивого развития.
Теоретический материал:
Модель устойчивого развития
Практическое задание:
Провести компьютерный эксперимент по исследованию тенденций развития цивилизаций. Работа с электронными таблицами.
Урок 3. На пути к устойчивому развитию: стабилизация роста населения.
Теоретический материал:
Стабилизация роста населения.
Практическое задание:
Разбить класс на группы. Каждой группе дается отдельное задание.
- Построить модель переходного периода движения роста населения.
- Построить модель роста населения и продолжительности жизни.
- Построить модель возрастной структуры народонаселения в мире и России.
Заслушать отчеты групп.
Урок 4. Переход к энергетике, безопасной для экосистемы Земли.
Теоретический материал:
Традиционная энергетика. Современные способы получения энергии и связанные с этим экологические проблемы.
Практическое задание:
Подготовить доклад и презентацию.
Урок 5. Изменение климата.
Теоретический материал:
Научно-технический прогресс и изменение мирового климата.
Практическое задание:
Провести исследование литературных и интернет источников. Подготовить доклад.
Урок 6. Альтернативная энергетика.
Теоретический материал:
Альтернативные экологически чистые источники энергии.
Практическое задание:
Используя предложенный теоретический материал создать базу данных по альтернативной энергетике.
Предложенный выше материал можно использовать на уроках и включить его в модуль УМК “Экология” с 5 по 11 класс в курсе информатики.
Список литературы:
- Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития в средней школе: теория и практика. – М.: Спутник+, 2009. – 205 с.
- Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Экология Москвы и устойчивое развитие: курс лекций для учителей / под ред. Г.А. Ягодина. – М.: МИОО, 2007. – 208 с.
- Аргунова М.В., Моргун Д.В. Уроки гармонии. Курс “Экология Москвы и устойчивое развитие” вновь в московских школах // Экология и жизнь. –2007. – № 12. – С. 32–39
- Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А., Речкалова Н.И. Экологический мониторинг: метод. рекомендации для учителей к курсу “Экология Москвы и устойчивое развитие”. – М.: Школьная книга, 2008. – 144 с.
- Кораблев О. Л. директор Рустайской общеобразовательной школы Борского района Нижегородской области. Как согласовать экологический модуль со школьным предметом. http://www.greensail.ru/
- Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Экология Москвы и устойчивое развитие: метод. рекомендации по преподаванию курса для учащихся 10 кл. общеобразоват. школ г. Москвы. – М.: МИОО, 2007. – 64 с.