Задачи урока:
Дидактическая:
- Создать условия для усвоения нового учебного материала, используя ТСО и лабораторный эксперимент.
Образовательные:
- Закрепить знания физических величин сила тока, напряжение, сопротивление;
- Сформировать знание закона Ома, как опытного закона взаимосвязи физических величин;
- Формировать умения пользоваться устной и письменной речью, лабораторными приборами, компьютерным экспериментом, умение выступать публично, сравнивать, работать в коллективе.
Воспитательные:
- Формировать научное мировоззрение, понимание целостной картины мира и взаимосвязи явлений и процессов;
- Прививать интерес к науке.
Развивающие:
- Совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения (анализ, синтез, способность наблюдать, делать выводы);
- Развивать память, коммуникативные свойства речи.
Оборудование к уроку:
- Компьютер, видеопроектор, СD-диск с презентацией, СD-диск "Открытая физика" часть 2;
- Лабораторное оборудование: источник тока, проволочный резистор, амперметр, вольтметр, переменный резистор, ключ, соединительные провода;
- Бланки физического текста.
План урока
№п/п | Этап урока | Приемы и методы | Время, мин |
1 | Организационный момент. | Сообщение учителя. | 1 |
2 | Актуализация знаний. |
|
15 |
3 | Получение новых знаний. |
|
7 |
4 | Систематизация знаний. | Лабораторный эксперимент | 15 |
5 | Начальное закрепление знаний. | Физический текст | 5 |
6 | Подведение итогов урока. | Фронтальная беседа, рефлексия | 2 |
Ход урока
№ этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | Здравствуйте, садитесь. Тема нашего
урока – "Закон Ома для участка цепи". Наша цель – выяснить как же связаны между собой физические величины характеризующие электрический ток. |
Слушают учителя. Записывают тему. |
2 | Какие Вы знаете физические величины
характеризующие электрический ток? К доске пойдут ___________________ Вызывает 3 учеников для описания силы тока, напряжения и сопротивления по плану описания физической величины). Остальные ученики меняются листочками с приготовленными дома задачами. Работа в паре. Проверять можно по тетради, оценку ставить на листочке. Проверка ответов у доски. Дополнительные вопросы. Оценка учеников. На прошлом уроке мы говорили о сопротивлении. Какой эксперимент нужно поставить, чтобы установить связь между силой тока и сопротивлением. Начертим схему. К компьютеру пойдет ____________, заполнять таблицу и чертить график _______________. Итак, мы установили I~1/ R. Какова связь между током и напряжением? I~ U. Какой эксперимент мы провели, чтобы получить эту связь? |
Ответы с места.
Работа в парах.
Все в тетради, а один ученик за компьютером чертят схему эксперимента. Ученик, изменяя сопротивление резистора, снимает показания приборов. Его помощник заполняет таблицу на доске и строит график. Ученики в тетрадях. |
3 | Портрет Г.Ома на экране. В 1826 году немецкий учитель Георг Ом, проведя серию точных экспериментов, установил основной закон электрической цепи, а в 1827 году дал его теоретическое обоснование. Закон гласил: “Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”. Однако многие ученые сомневались в правильности этого закона. Портрет Д. Максвелла на экране. Почти через 60 лет в 1882 году Максвелл писал: “Я дал ученому своей лаборатории задание разобраться с законом Ома. Непрерывно работая несколько месяцев, он проверял закон, и Ом вышел из испытаний с триумфом”. Итак, I~ U /R. Для перехода к равенству введем коэффициент I = k*U /R. В СИ k = 1. Математическое выражение закона Ома для участка цепи I = U/R. Теперь у нас есть формула для расчета силы тока через параметры цепи. Впишем ее в справочник. |
Слушают учителя.
Делают записи в тетради. Делают записи в справочнике. |
4 | Найдем сопротивление проволочного
резистора из опыта. Предложите схему
эксперимента. Необходимо изменять силу тока в цепи, сделать несколько замеров и подсчитать сопротивление. |
Чертят и собирают схему, снимают показания, рассчитывают сопротивление. |
5 | Физический текст. Три физические величины: сила тока - _____, __________ - U и сопротивление – R характеризуют участок электрической цепи. Между этими величинами существует зависимость, которую экспериментально установил Георг ______. В 1826 году он сформулировал __________, который носит его имя. Сила тока на участке цепи ______ пропорциональна напряжению и ________ пропорциональна сопротивлению. Математическая формулировка: ___________________. |
Заполняют текст. |
6 | Достигли мы цели урока? Вам понравилась
наша работа на уроке? А что именно Вам
понравилось? Мне тоже понравился сегодняшний
урок. До свидания. |
Записывают домашнее задание. Отвечают на вопросы. |