Урок физики по теме "Закон Ома для участка цепи"

Разделы: Физика


Задачи урока:

Дидактическая:

  • Создать условия для усвоения нового учебного материала, используя ТСО и лабораторный эксперимент.

Образовательные:

  • Закрепить знания физических величин сила тока, напряжение, сопротивление;
  • Сформировать знание закона Ома, как опытного закона взаимосвязи физических величин;
  • Формировать умения пользоваться устной и письменной речью, лабораторными приборами, компьютерным экспериментом, умение выступать публично, сравнивать, работать в коллективе.

Воспитательные:

  • Формировать научное мировоззрение, понимание целостной картины мира и взаимосвязи явлений и процессов;
  • Прививать интерес к науке.

Развивающие:

  • Совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения (анализ, синтез, способность наблюдать, делать выводы);
  • Развивать память, коммуникативные свойства речи.

Оборудование к уроку:

  • Компьютер, видеопроектор, СD-диск с презентацией, СD-диск "Открытая физика" часть 2;
  • Лабораторное оборудование: источник тока, проволочный резистор, амперметр, вольтметр, переменный резистор, ключ, соединительные провода;
  • Бланки физического текста.

План урока

№п/п Этап урока Приемы и методы Время, мин
1 Организационный момент. Сообщение учителя. 1
2 Актуализация знаний.
  • Опрос у доски (3 человека);
  • Работа в парах;
  • Компьютерный эксперимент.
15
3 Получение новых знаний.
  • Выводы из экспериментов;
  • Исторический экскурс
  • Заполнение справочника
7
4 Систематизация знаний. Лабораторный эксперимент 15
5 Начальное закрепление знаний. Физический текст 5
6 Подведение итогов урока. Фронтальная беседа, рефлексия 2

Ход урока

№ этапа Деятельность учителя Деятельность учеников
1 Здравствуйте, садитесь. Тема нашего урока – "Закон Ома для участка цепи".

Наша цель – выяснить как же связаны между собой физические величины характеризующие электрический ток.

Слушают учителя.
Записывают тему.
2 Какие Вы знаете физические величины характеризующие электрический ток?

К доске пойдут ___________________

Вызывает 3 учеников для описания силы тока, напряжения и сопротивления по плану описания физической величины).

Остальные ученики меняются листочками с приготовленными дома задачами. Работа в паре. Проверять можно по тетради, оценку ставить на листочке.

Проверка ответов у доски. Дополнительные вопросы. Оценка учеников.

На прошлом уроке мы говорили о сопротивлении. Какой эксперимент нужно поставить, чтобы установить связь между силой тока и сопротивлением. Начертим схему. К компьютеру пойдет ____________, заполнять таблицу и чертить график _______________.

Итак, мы установили I~1/ R. Какова связь между током и напряжением? I~ U. Какой эксперимент мы провели, чтобы получить эту связь?

Ответы с места.

 

 

Работа в парах.

 

Все в тетради, а один ученик за компьютером чертят схему эксперимента.

Ученик, изменяя сопротивление резистора, снимает показания приборов. Его помощник заполняет таблицу на доске и строит график. Ученики в тетрадях.

3 Портрет Г.Ома на экране.

В 1826 году немецкий учитель Георг Ом, проведя серию точных экспериментов, установил основной закон электрической цепи, а в 1827 году дал его теоретическое обоснование. Закон гласил: “Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”. Однако многие ученые сомневались в правильности этого закона.

Портрет Д. Максвелла на экране.

Почти через 60 лет в 1882 году Максвелл писал: “Я дал ученому своей лаборатории задание разобраться с законом Ома. Непрерывно работая несколько месяцев, он проверял закон, и Ом вышел из испытаний с триумфом”.

Итак, I~ U /R. Для перехода к равенству введем коэффициент I = k*U /R. В СИ k = 1. Математическое выражение закона Ома для участка цепи I = U/R.

Теперь у нас есть формула для расчета силы тока через параметры цепи. Впишем ее в справочник.

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

Делают записи в тетради.

Делают записи в справочнике.

4 Найдем сопротивление проволочного резистора из опыта. Предложите схему эксперимента.

Необходимо изменять силу тока в цепи, сделать несколько замеров и подсчитать сопротивление.

Чертят и собирают схему, снимают показания, рассчитывают сопротивление.
5 Физический текст.

Три физические величины: сила тока - _____, __________ - U и сопротивление – R характеризуют участок электрической цепи. Между этими величинами существует зависимость, которую экспериментально установил Георг ______. В 1826 году он сформулировал __________, который носит его имя. Сила тока на участке цепи ______ пропорциональна напряжению и ________ пропорциональна сопротивлению. Математическая формулировка: ___________________.

Заполняют текст.
6 Достигли мы цели урока? Вам понравилась наша работа на уроке? А что именно Вам понравилось? Мне тоже понравился сегодняшний урок.

До свидания.

Записывают домашнее задание.

Отвечают на вопросы.