Данное представление является одним из серии занятий, проводимых для учащихся начальной школы в рамках программы "Год русской культуры".
Главной целью является дальнейшее формирование толерантного мировоззрения школьников.
Задачи данного выступления следующие:
- приобщение учащихся младших классов к русской национальной культуре через активизацию знаний о русском фольклоре, его сказочной форме;
- подготовка сознания детей к изучению истории России, ее культурного наследия;
- развитие способностей и талантов участников представления.
УЧАСТНИКИ: ведущий и Старик-Годовик (ученики 10-го класса), 12 сказочных внучек и 2 добрых молодца (учащиеся 5-го класса).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:
ХОД ВЫСТУПЛЕНИЯ.
ЧАСТЬ 1.
ВЕДУЩИЙ:
- Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами побываем в сказке. Но прежде я вам расскажу историю о том, как создавались сказки. Вот, например, кто у нас хозяин зимы?.. Правильно - Дед Мороз. А как он появился, знаете?
Вот я вам сейчас расскажу.
Давным-давно славяне поклонялись силам природы - солнцу, ветру, огню, воде. Долгие суровые зимы приучили их уважать мороз. Суровый дух Мороз становится героем мифов и обрядов. Горе тому, у кого нет теплого дома, хорошей одежды и сытной еды! Горе одинокому путнику, не сумевшему разжечь костер! Ведь Мороз с ноября по март - полный хозяин природы.
Ясно, что в эти времена не ждали от Мороза подарков, а, наоборот, старались одарить его, задобрить!
У славян существовал целый ритуал "кормления" Мороза. Вот как это было. В самый суровый месяц зимы - январь - в каждой семье старший должен был выйти за порог или высунуться в волоковое оконце над печью и предложить Морозу ложку киселя или жидкой каши (кутьи) со словами:
- Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес! Не бей нашу рожь! Не морозь наших курочек! Не кусай наших деточек!
Некоторые северные народы до сих пор задабривают старика Мороза: в торжественные дни бросают за порог своего жилища лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух зимы не злился, не мешал охоте, не губил посевов.
И в новые времена дух зимы в образе старика Мороза сохранился у всех славянских народов. В Болгарии его зовут "Дяда Коледа", у балканских сербов, словен и черногорцев детей оделяет подарками "Деда Мраз" или "Dedek Mraz". В Украине "Дид Каленик" калил, сковывал воду, студил железо и оставлял послушным детям под окном сладости.
Древний дух зимы, согласно мифам, обитал под землей, в царстве мертвых, куда попасть можно было через колодец. Эта деталь сохранилась в сказке "Метелица".
Сейчас российский Дед Мороз живет в городе Великий Устюг, на востоке Вологодской области. Любой ребенок России может написать ему письмо.
А ВОТ И НАШ ГОСТЬ - ТОЖЕ СКАЗОЧНЫЙ ПЕРСОНАЖ!
(Входит Старик-Годовик)
ГОДОВИК:
- Здравствуйте, детки! Знаете, как меня зовут?
(Обычный ответ: - Дед Мороз!)
- Э нет, не все так просто: Зовут меня Старик-Годовик, я весь год на работе - управляю сменой месяцев и дней в неделе, чтобы все шло по порядку.
А у Деда Мороза длинная история и много имен. В сказках он Морозко, Мороз Иванович и даже Мороз Красный Нос - старик строгий, но справедливый.
А в далекой древности разные славянские племена звали и представляли себе Мороза по-своему. Я расскажу, а вы запоминайте, да на ус мотайте. Потом вас спрошу и смышленых награжу!
Во-первых, ЗИМНИК - дед с ноготок, борода до земли, ходит в шубе, но без шапки. Где пройдет - жди жестокой стужи.
Во-вторых, Дед Трескун, хозяин зимней погоды. Он насылал на землю трескучие морозы. Ударит в угол избы - бревно треснет, по лесу пробежит - деревья лопаются.
В-третьих. ПОЗВИЗД - дух зимних бурь и непогод. Вместо плаща за ним неслись по небу ветры. Махнет он полой кафтана - падают хлопья снега, тряхнет головой - сыплется с неба крупный град.
А еще в легендах славян был свирепый дух зимы КАРАЧУН, его считали хозяином морозов. Жил он в подземном царстве и сокращал жизнь всем, кто ему встретится.
Вот какие страшные у Деда Мороза предки!
Но прошли века, и Дед Мороз постепенно стал справедливым и добрым дедом с волшебным посохом. Он хозяин зимнего леса и распорядитель праздника новогодней елки. И теперь уже он сам награждает подарками детей и выполняет их заветные желания.
А ТЕПЕРЬ СКАЖИТЕ, КАКИЕ ИМЕНА ХОЗЯИНА ЗИМЫ ВЫ ЗАПОМНИЛИ?
(Дети отвечают, за лучшие ответы получают сладкую награду)
- А знаете ли вы, кого считают внучкой Деда Мороза?.. Правильно, Снегурочку. Но узнали о ней только 100 лет назад. Тогда композитор Римский-Корсаков написал сказочную оперу "Снегурочка". Эта опера имела огромный успех, о снежной девочке узнали все и стали "приглашать" ее на новогодние елки. Так у Деда Мороза появилась внучка.
А у меня сказочных внучек-красавиц много: я ведь сам сказочный дед!
ВОТ ОНИ!
(Под народную музыку выходят 12 сказочных внучек, кланяются зрителям в пояс)
ГОДОВИК:
- Познакомьтесь, полюбуйтесь, да послушайте их загадки!
(Уходит)
ЧАСТЬ 2.
(Персонажи сказок по очереди выступают вперед и ведут свой рассказ)
1. "Аленький цветочек".
- Меня Настенькой зовут. Мой батюшка - человек торговый. Раз поехал он в чужедальний край, посулил всем дочерям подарки. Сестры мои пожелали уборы дорогие, ткани парчевые.
А мой подарок самым редким оказался, едва батюшка его в волшебном саду сыскал, сам к чудовищу в плен попал. А я и его спасла, и себе жениха нашла!
- ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ЗА ПОДАРОК Я СЕБЕ ПОПРОСИЛА?
2. "Репка".
- А я - Внучка. У меня есть собака Жучка, да кошка Мурка, да мышка Норушка. Живем мы все с Дедом и Бабкой. Недавно, по осени, у нас на огороде такая тяжелая работа была - все вместе еле справились!
- КТО УГАДАЕТ, ЧЕМ МЫ ЗАНЯТЫ БЫЛИ?
3. "Смышленая девушка".
- Я - Наталья, крестьянская дочь. Увидел меня как-то Андрей-царевич, решил в жены взять. Я бы не против, да царь-батюшка воспротивился, решил испытать меня. Наказал явиться к нему во дворец ни одетой, ни раздетой, ни пешком, ни верхом. Ни с подарком, ни без подарка. Трудно? А я эту задачу решила! Попросила Андрея-царевича достать мне сеть рыбачью да посох березовый да изловить голубя сизого. А уж кнут я и сама нашла.
- НУ, КТО ИЗ ВАС ДОГАДАЛСЯ, КАК Я ИСПОЛЬЗОВАЛА СЕТЬ, БЕРЕЗОВЫЙ ПОСОХ, КНУТ И ГОЛУБЯ?
4. "Крошечка-Хаврошечка".
- Я, ребята, жила небогато. Меня мачеха злая досыта не кормила, работой изводила. А три ее дочки - Одноглазка, Двуглазка и Триглазка - следили, чтобы я ни минутки без дела не сидела. Кликали меня Крошечка-Хаврошечка, ничейная дочка. Одно у меня утешенье было - маменькино наследство. Такое наследство у крестьян кормилицей зовут. Погубила мачеха мою защитницу, да я ее косточки в платок собрала, в саду закопала. И выросла из них яблоня с золотыми яблоками. Ехал мимо купеческий сын, увидал это диво, остановился. А на меня взглянул - сразу влюбился. В нашем саду теперь детки золотыми яблочками играют.
- А ВЫ ДОГАДАЛИСЬ, КТО БЫЛ МОЕЙ ЗАЩИТНИЦЕЙ И КАК ЕЕ ЗВАЛИ?
5. "Гуси-лебеди".
- Ребята, прошу вас, скажите, не видали ли где моего братика Иванушку?
Заигралась я с подружками на улице, спохватилась - нет Иванушки! Только над лесом стая гусей-лебедей летит. Это слуги Бабы-Яги. Не они ли братика унесли? Надо бежать, спасти его, пока не поздно!
- ВЫ, РЕБЯТА, КОНЕЧНО, ЗНАЕТЕ, КАК МЕНЯ ЗОВУТ?..
-А ТЕПЕРЬ ПОДСКАЖИТЕ, У КОГО МНЕ В ПУТИ ПОМОЩИ ИСКАТЬ:
6. "Царевна-лягушка", "Василиса Премудрая", "Марья Моревна".
(Сценка, которую разыгрывают персонажи этих сказок).
- А вот меня люди Василисой зовут!
- И меня - Василисой!
(Смотрят друг на друга с недоумением)
- Меня в народе за личико Прекрасной зовут!
- А меня за мозги - Премудрой!
- Ну и подумаешь! Меня зато Иван-царевич в жены взял.
- И меня - Иван-царевич!
(Подбоченясь, грозно смотрят друг на друга)
Выступает вперед Марья Моревна:
- Девочки, не ссорьтесь. Вы же из разных сказок! У меня вот тоже жених Иван - бывший дурак, а теперь царевич.
(Обе Василисы хором)
- А ты сама-то кто?
- Зовусь я Марья Моревна, прекрасная королевна. Я Кощея в плен взяла, три его войска побила. (Гордо): - Есть такая профессия - Родину защищать!
- А зато мы с моим Ванюшей так романтично познакомились - на охоте. Я его стрелу поймала!
- И охота тебе была на болоте жениха искать! Вот меня мой Ваня из 9-этажного терема выкрал, на сивке-бурке умчал:
Марья Моревна: - И чем дело кончилось?! Мой Иван-царевич по дурости Кощея с цепи спустил, тот всех нас и уволок в подземное царство, рассадил по теремам да башням век вековать.
- Да ведь потом мой Ванюша за меня насмерть бился, Кощеева огнемета не побоялся, сразил злодея!
- А мы с Ваней на сивке-бурке от злодея скакали, еле ноги унесли. Тут уж я свою мудрость проявила: бросила за спину, что под рукой было - гребень, зеркальце и платок из рукава. Не простые вещи - чудесные! С тем погоня и отстала.
Марья Моревна: - Вам, подруги, хорошо. А мне пришлось целых три раза Кощею обед готовить, танцы танцевать да выпытывать, где он смерть свою прячет. Потом и послала Ивана эту смерть добыть и Кощея погубить.
(Персонажи задают вопросы в порядке появления):
- Мы вам все рассказали, а теперь вам отвечать! Скажите, как моя сказка называется? И что за волшебное оружие было у Ивана-царевича? /Mеч-кладенец/
- А знаете ли вы, во что превратились три волшебных предмета, которые злую погоню остановили? /Темный лес, широкое озеро, гора до неба/
- И вы, конечно, знаете, где таилась смерть кощеева. Жду ответа!
7. "Царевна-несмеяна".
- А я, как на свет родилась, ни разочка не улыбнулась. Реву да реву целые дни. За это меня во дворце Несмеяной прозвали. Батюшка царь обещал меня в жены отдать тому, кто меня рассмешить сумеет. Да никто не смог! А вот на той неделе прямо к терему жених новый приехал. Представьте себе - на печи! Сидит, ноги свесил, на балалайке тренькает и дурным голосом песню вопит. Ничего себе - жених для царевны! Ну, тут меня такой смех разобрал: Вот теперь замуж за Емелю иду со смеху. Только кажется мне, что не сам он такой шустрый - был у него какой-то помощник:
- А вы не знаете, кто помогал Емеле? /Щука/
8. "Снегурочка".
- Все мои подружки такие веселые, голосистые. Летом на солнышке гуляют, зимой у печки греются. А мне тепло не в радость. Громкий смех уши режет. Звонкие песни до слез доводят. Мне по дому работа не в тягость, от студеной воды руки не зябнут, холод только щеки румянит. Не похожа я на подруг своих: ведь не было у меня ни отца, ни матери, дедушка с бабушкой получили меня как подарок на Рождество. Да недолго мне привелось с ними жить:
- Вы, конечно, знаете, как меня зовут? А почему я с дедушкой и бабушкой рассталась?
9. "Иван-царевич и серый волк".
- Меня все Еленой Прекрасной зовут, чтобы с другими не путать. И случилась со мной вот какая история. Гуляла я в своем королевстве по саду, ни о чем плохом не думала. Как вдруг объявился неизвестный молодец на сером волке! Паспорта не показал, имени не назвал - подхватил меня под белы рученьки и повез невесть куда. Я, конечно, возмутилась! Тут похититель признался, что зовут его царевич Иван из тридесятого царства. Покаялся, что по приказу отца ищет разорителя царского сада. А меня обидеть не хотел: так получилось, что надо было ему меня у султана Азата на златогривого коня сменять. Но теперь сам готов на мне жениться за мою красоту писаную и характер золотой. Пришлось согласиться: куда ж денешься с серого волка?! Правда, до свадьбы у нас было еще множество приключений, но всё кончилось хорошо!
- А ВЫ ЗНАЕТЕ, С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ МОЯ СКАЗКА? КТО ЖЕ В ЦАРСКОМ САДУ ЗОЛОТЫЕ ЯБЛОКИ КРАЛ? /Жар-птица/
10. "Морозко".
- Меня родители Марфинькой звали. А мачеха кличет ленивицей да строптивицей. Ну, никак на нее не угожу! А ведь всю работу по дому и двору делаю, стараюсь.
Как исполнилось мне 16 годков, решила меня мачеха с рук сбыть. Жениха нашла сурового, да богатого: серебро у него коврами стелется, меха сотнями по лесам бегают. К нему и велела мужу мачеха меня везти. Отец-то мой добрый был человек, только злой бабе перечить не смел! Отвез он меня в лес и оставил под высокой осиной жениха ждать. Холодать стало к ночи, тут и жених явился. Сватать меня не стал, а наградил богатым приданым всем на зависть.
- ВОТ ВАМ И ВОПРОС: КАКОГО ЖЕНИХА МНЕ МАЧИХА НАШЛА?
- А ПОМНИТЕ ЛИ ВЫ, ЗА ЧТО Я НАГРАДУ ПОЛУЧИЛА? /Доброта, вежливость:/
ЧАСТЬ 3.
ВЕДУЩИЙ:
- А теперь, ребята, мы покажем вам две русских народных игры.
Участницы ансамбля "внучек" показывают ролевую игру "Корабль с мельницей".
Два "добрых молодца" и "внучки" демонстрируют подвижную игру "Заря-заряница", а затем предлагают поучаствовать в ней зрителям.
На этом представление завершается.
(Описания этих или подобных игр можно найти на сайтах: http://folkgame.ru и http://www.itishistory.ru).