Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность и развитие творческой инициативы. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Творчество младшего школьника - это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки: творчество, индивидуальность, художество проявляется хоть и в минимальном отступлении от образца. В процессе творческой деятельности развиваются, прежде всего, творческие способности школьника, которые включают в себя развития творческого воображения, наблюдательности, неординарного мышления, творческой инициативы. Развитие творческих способностей - важная задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:
- Замечать любые творческие проявления учеников;
- Создавать условия для развития творческих инициативы на уроках и во внеклассной работе;
- Привлекать семью к совместной работе в этом направлении;
Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка являются уроки литературного чтения. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература.
Продуктивными приёмами развития творческой деятельности служат:
Игры-драматизации.
- Литературные игры.
- Создание диафильмов по прочитанному произведению.
- Словесное рисование.
- Собственное сочинение загадок, стихов.
На уроках русского языка развитию творческой деятельности и творческой инициативы способствуют задания, которые вовлекают учащихся в посильную для них творческую деятельность, побуждают к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата.
Творчество - это, прежде всего умение, отказаться от стереотипов мышления, только в этом случае можно создать что-то новое. В этом отношении большие возможности имеются на уроках математики.
Еще одним из способом развития творческой деятельности и творческой инициативы является использование ИКТ в процессе обучения по предметам и во внеклассной работе. Создание учителем презентационно - иллюстративного материала. Ребята также традиционно при подготовке? к? образовательным событиям используют ИКТ, готовя творческие работы.
На ряду с урочной деятельностью развитие творческой деятельности и творческой инициативы учащихся способствует и внеурочная деятельность каждого учителя в классе:
Создание Творческих портфолио - накопителя его творческих достижений, показателя творческого роста ребенка.
Участие в проектной и исследовательской деятельности.
Занятия дополнительным образованием.
Посещение различных кружков в школе и вне школы.
Участие в предметных неделях, конкурсах конференциях, олимпиадах разных уровней.
Проведение классных часов (с привлечением учеников к подготовке и проведению).
Утренники и праздники.
Посещение театров, выставок, экскурсий.
Участие в математическом конкурсе Кенгуру и конкурсе по русскому языку Медвежонок.
Свое выступление хочется закончить словами замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, музыки, рисунка и творчества. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка".