Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов, явлений, проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить свои наблюдения, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
К сожалению, во многих школах уроки курса “Окружающий мир” ограничиваются стенами классной комнаты и материалами учебника. Дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Это объясняется большим количеством учеников в классах, ограниченным количеством часов, выделяемых на предметы экологической направленности, удаленностью природных объектов от школ и т. п. Решить проблему поможет организация исследовательской работы младших школьников.
Еще одно очень важное условие — необходимость соблюдения основных положений личностно-деятельностного подхода в образовании. В краткой форме его смысл заключается в следующем:
- учащиеся должны быть включены в разнообразную деятельность экологического характера — познавательную, ценностно-ориентировочную, эстетическую, преобразовательную и т. д.;
- каждый учащийся имеет право выбора — того вида деятельности, который наиболее соответствует его способностям, склонностям, интересам, субъективному опыту и т. д.;
- различные виды деятельности являются элементами продуманной и четко спланированной системы, имеющей различные уровни сложности.
Среди современных педагогических технологий, получивших широкое распространение в основной и начальной школе, особое место занимают проектная деятельность и ученическая научно-исследовательская работа. Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира. Часто приходится сталкиваться с заблуждением, что проектная и исследовательская деятельность учащихся тождественны. Однако если обратиться к определению этих двух понятий, обозначится явное их различие. Термин “проект” в переводе с латинского означает “бросание вперед”. Проект — это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях — план, замысел какого-либо действия. “Исследование” — это научное изучение какого-либо предмета, явления и т. п. А. И. Савенков отмечает “Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану, в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование — творчество в чистом виде. А, следовательно, и путь воспитания истинных творцов”.
Под опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работой учащихся понимается деятельность под руководством научного руководителя (педагога), связанная с творческой, исследовательской задачей с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие этапов планирования, проведения исследований, обработку полученных знаний.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся могут дополнять друг друга: исследование как предварительный, заключительный (определение результативности) этап проекта и проект как один из этапов исследования.
Говоря предметно об исследовательской деятельности младших школьников, необходимо обратить внимание на следующие вопросы.
- Что служит основой для исследовательской деятельности младших школьников?
- Что представляет из себя исследовательская деятельность младшего школьника?
3. Как привлечь учащихся к исследовательской деятельности?
4. Каким образом помочь учащимся получить необходимые знания и умения ведения исследовательской работы?
При планировании и организации исследовательской деятельности младших школьников необходимо опираться на те знания и умения, которые учащиеся получили, будучи дошкольниками, а также с учетом возрастных особенностей.
Т. А. Файн считает, что “обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.
Этот же автор представляет поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников с первого по четвертый класс, основываясь на развитии мыслительных умений и навыков.
Исследовательскую работу можно и нужно начинать в начальной школе, помня некоторые правила:
- исследовательская работа должна быть краткосрочна;
предлагаемые учащимися направления исследовательской работы должны быть разнообразны, т. к. важно в начальной школе не просто приобщить школьников к этому виду деятельности, но и выявить их склонности и создать условия для развития их способностей ;
тема исследования одновременно должна быть интересна учащимся и иметь практическую и социальную направленность;
- исследовательская работа должна способствовать повышению общего культурного уровня учащихся и совершенствования учебных умений и навыков.
Проведение исследований с младшими школьниками осуществляется в определенной последовательности.
Период, предшествующий исследованию, включает в себя выбор темы и обоснование ее актуальности (формулирование проблемы), определение цели, задач, объекта и предмета исследования, изучение по литературным источникам современного состояния вопроса, выдвижение рабочей гипотезы или ряда конкурирующих гипотез, разработка схемы эксперимента.
После определения темы, цели и схемы работы, выбираются соответствующие методики для обеспечения подготовки объектов и оборудования, обеспечения последовательности постановки эксперимента; уточняются общие и специфические (исследуемые) условия эксперимента; разрабатывается план наблюдений; выбираются условия, обеспечивающие “чистоту” эксперимента. Далее организуется эксперимент и ведется учет полученных результатов.
Второй этап опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы — собственно проведение исследований. Соблюдение всех требований методик обеспечивает достоверность результатов.
Третий этап работы — обработка полученных данных — включает первичный анализ данных, первичную цифровую обработку материалов и статистическую оценку результатов исследования.
Помимо вышеизложенных этапов опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы, организация ученической требует включения дополнительных.
- Обучение работе с литературой (библиотечные карточки, конспекты, цитирование, составление алфавитного списка литературы).
- Обучение правилам ведения документации (дневник опыта, выполнение биологического рисунка и т. п.)
- Обучение подготовке реферативных сообщений, энциклопедических справок, рефератов по теме исследования.
- Обучение подготовке тезисов по отчетным материалам и текста доклада.
Роль учителя при выполнении исследований изменяется в зависимости от этапов работы. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника. И делает это следующим образом.
- Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель в классе — это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся “делают что-то не то”. Во время консультирования важно отвечать только на возникающие у учеников вопросы.
- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности — залог успешной работы над проектом.
— Наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект — формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется при проведении исследований: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом познавательной деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Следует признать, что каждый ученик имеет право:
- не участвовать ни в одном из предложенных проектов;
- участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
- выйти в любой момент из любого проекта;
- в любой момент начать новый проект.
С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и активизирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер.
Учащимся трудно:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор, предусмотреть последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки учителя);
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс и результат проектирования.
Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная учителем оценочная схема: “это верно, а это — нет”.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
- Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, не только является фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.
- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций.
— Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает “чужой” продукт — информацию — с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи — с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось. Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.
Наиболее успешными формами, уже с первого класса, представляются следующие.
Экскурсия. То есть экскурсия — это не просто прогулка по определенному маршруту, а серьезная работа, требующая большой предварительной подготовки учителя и учащихся. Для проведения экскурсии необходимо четко сформулировать тему и цели, определить место проведения, заготовить бланки и таблицы, которые будут заполняться по ходу экскурсии. Целесообразно разбить класс на группы (по 2-5 человек) и распределить между ними задания.
Необязательно место проведения должно быть удалено от школы. Умелый подбор заданий и плана экскурсий поможет учащимся получить и усвоить большой объем учебного материала, а близкое расположение объекта научит внимательнее относиться к живым объектам, воспринимать привычное окружение не как само собой разумеющееся, а как сложную цепочку взаимосвязей.
Развитию исследовательских умений у первоклассников способствуют как обзорные, так и тематические экскурсии.
Для развития исследовательских умений предпочтение следует отдать не обзорным, а тематическим экскурсиям. Тематическая экскурсия должна быть не продолжительнее 20-25 минут.
Помимо экскурсий младших школьников привлекают такие формы, как лектории и кинолектории. При подборе материалов для организации данных форм работы следует отдавать предпочтение интересным фактам, ярким иллюстрациям, т. к. исследователем движет в первую очередь любопытство. Объект исследования не должен выглядеть для ребенка безликим, ведь это инструмент для получения знаний, умений и навыков. Особенно, если речь идет о живом объекте.
Цель работы кинолектория: удовлетворение потребности образовательных учреждений района в просветительском видеоматериале; популяризация экологических знаний, воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.
Кинолекторий призван не копировать традиционный школьный урок, а воплощать учебный материал в выразительной, интересной форме, соответствующей возможностям телеэкрана. Основную задачу работы кинолектория его создатели видят не во включении отдельных видеофрагментов в традиционный урок, а создании качественно новой формы образовательного процесса, отвечающей требованиям педагогики, научности содержания и достижению образной формы изложения материала. Перед показом фильма или видеофрагмента педагог должен направить внимание детей на те моменты, которые считаются наиболее важными, интересными.
Еще одно важное направление исследовательской деятельности — составление коллекций. Его тоже можно начать формировать даже у первоклассников.
В овладении умением и навыком составления коллекции большую роль могут сыграть родители, увлекающиеся каким-либо видом собирательства и способные рассказать о своей коллекции.
В то же время составление коллекции способствует развитию аккуратности и навыков работы с простейшими инструментами. Так, учащиеся могут составить коллекцию осенних листьев. Творческие способности применительно к исследовательской деятельности — это поиск нетрадиционных способов решения поставленных задач, планирования экспериментов. В этом году мы провели выставку коллекций.
В начальной школе со второго-третьего класса можно приобщать младших школьников к наблюдениям и опытам.
Приведу пример опытов и наблюдений с нашим участием.
1. Как выработать у морской свинки условный рефлекс на цвет. (Нахождение пищи в домике определенной окраски.)
Цель опыта — выяснить, различают ли морские свинки цвет и как скоро можно выработать у них условный рефлекс на цвет.
Материалы и оборудование: морская свинка, три цветных домика (красный, голубой, зеленый), корм.
Проведение опыта. Три деревянных (или из фанеры) домика окрашивают в разные цвета (красный, голубой, зеленый). Входное отверстие делают такой величины, чтобы морская свинка могла свободно проходить внутрь домика. Опыт ставят с прирученными животными в полной тишине без посторонних лиц. Трижды в день — утром, днем и вечером подопытное животное до 10 раз выпускают на стол. В начале работы ставят домик только того цвета, на который вырабатывается условный рефлекс. Кормят свинку только в этом домике.
Затем (дней через 5) рядом с этим домиком ставят домик другого цвета и отмечают поведение животного. После того как животное перестает путать домики, их переставляют на другое место и меняют местами, чтобы проверить, действительно ли животное различает цвет, или оно руководствуется кинетическим чувством. По окончании работы, которую следует проводить в течение месяца, учащиеся представляют дневник наблюдений с выводами.
Также ребята свои наблюдения оформляли в виде презентаций. Лучшей презентацией в этом году признана работа Смоленцевой Миланы “Мой хомячок”, с которой она выступила на школьной экологической конференции и получила 1 место. Также работа была отправлена в район, где также была признана первой.
Младшим школьникам доступно следить за погодой и проводить фенологические наблюдения.
Температурные данные можно получать из официальных прогнозов погоды: радио-, телепрогнозы, газетные публикации, интернет. А можно получать данные самим с помощью уличного термометра. Все данные мы фиксировали в дневнике. Затем можно устроить обсуждение: есть ли различие данных официальных от данных, полученных самостоятельно; отличаются ли показания уличных термометров на солнечной и теневой стороне; на сколько изменяются показания в течение дня; что такое “средняя температура”. Правильно собранные и грамотно оформленные в дневнике данные были использованы в исследовательской работе.
Юные исследователи должны уметь работать с литературой. Для начала неплохо освоить написание энциклопедических справок, которые могут быть использованы для публичных выступлений, подготовки паспортов растений и животных, тематических стенгазет и т. п. Энциклопедическая справка представляет собой краткое описание какого-либо предмета, объекта, явления и отражает основные его характеристики.
Итак, применение мною методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но и проведения самостоятельного исследования. Познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого, и пусть дети не сделают новых открытий, но они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
Литература
- Белавина И. Найденская Н. Планета – наш дом: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. - М.: “Лайда”, 1995.
- Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников.- М.: Владос, 2002.
- Минаева В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя. – Минск: Народная асвита, 1987.
- Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов.- М.: Генезис, 2005.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2006.
- Файн Т.А. “Исследовательский подход в обучении” // Практика административной работы в школе. – 2003г. №6,7. – с.14-23.