"Во все века жила, затаена, надежда вскрыть все таинства природы". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели:

Образовательные: обобщить, систематизировать знания по теме “Строение вещества”.

Развивающие: развивать логическое мышление, обосновывать свои высказывания при объяснении фрагментов из художественных произведений.

Воспитательные: воспитывать стремление к учению, воспитывать познавательный интерес школьников, воздействуя на эмоциональную сферу их личности.

Тип рассматриваемого урока: обобщающе-закрепляющий.

Оборудование: презентация в PowerPoint, бруски, изготовленные из различных веществ, горох, манка в стеклянных сосудах, цветок из фенолфталеиновой бумаги в стеклянном сосуде, нашатырный спирт, два стекла (одно покрыто слоем парафина), пипетка, сосуд с водой.

План урока

  1. Этап организации начала урока — 1 мин.
  2. Этап подготовки к активному и сознательному повторению материала —7 мин.
  3. Основные положения молекулярно-кинетической теории (нестандартные ситуации) — 17мин.
  4. Историческая справка — 5мин.
  5. Подведение итогов — 5мин.
  6. Домашнее задание — 5мин.

Эпиграф к уроку: “Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять”. Джордано Бруно.

Ход урока

  1. этап. Организация начала урока.

Учитель:

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок,
Урок сегодня необычный,
От всех других весьма отличный.

2 этап. Подготовка к активному и сознательному повторению материала.

Учитель обращает внимание учащихся на слайд №1 презентации, и ученик зачитывает отрывок из произведения В.Я. Брюсова:

“Над буйным хаосом стихийных сил
сияла людям Мысль, как свет в эфире
Исканьем тайн дух человека жил,
Мощь разума распространялась в мире.
Во все века жила, затаена,
Надежда вскрыть все таинства природы.
К великой цели двигались народы”.

Учитель: И, так, тема нашего урока “Во все века жила, затаена, надежда вскрыть все таинства природы”.

Мы изучаем физику. Как переводится с греческого слово “физика”?

Как вы думаете, можно ли изучение физики совмещать с музыкой?

Слайд №2 (звучит фонограмма песни “Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки”).

Фронтальная беседа:

  1. Имеет ли эта песня какое-либо отношение к физике?
  2. О ком поется в этой песне?
  3. Что в физике понимают род термином “физическое тело”?

Слайд №2 (по щелчку мыши появляется таблица).

Учитель: У вас на столах находятся бруски (физические тела). Что характерно для физических тел?

Обратили ли вы внимание, что в песне постоянно звучит один и тот же вопрос. На уроках физики нам тоже приходится постоянно отвечать на вопросы и решать задачи. Какой вопрос звучит в песне? Из чего же сделаны физические тела, которые находятся у вас на столах?

Вывод делают учащиеся (песня физическая: о телах и веществах).

Учитель: Какая физическая ошибка допущена в этой песне?

Слайд №2 (беседа по таблице).

1.Сформулировать 1 положение МКТ.

2.Сформулировать 2 положение МКТ.

3.Сформулировать 3положение МКТ.

Учитель: Вы, конечно, догадались о каких таинствах природы, пойдет сегодня речь на уроке? (О строении вещества).

Слайд №3. Сегодня на уроке вы должны:

Знать: основные положения МКТ.

Уметь: применять основные положения МКТ в нестандартных ситуациях.

Учитель: Мы с вами находимся в здании школы. Здание школы — это физическое тело.

Дом—это самое важное место для человека. Применяя свои знания, мы на уроке будем строить дом (слайд №3).

1 этаж, 2 этаж. 3этаж—основные положения МКТ (нестандартные ситуации).

4 стены—пословицы.

5этаж—историческая справка.

3 этап. Рассмотрим фрагменты из художественных произведений.

Приступаем к строительству первого этажа.

Слайд №4. Л.Н. Толстой “Как в городе Париже починили дом”.

“ В одном большом доме разошлись врозь стены. Стали думать, как их свести так, чтобы не ломать крыши. Один человек придумал. Он вделал с обеих сторон в сены железные ушки; сделал железную полосу, такую, чтобы она на вершок не хватала от ушка до ушка . Потом загнул на ней крюки по концам так, чтобы крюки входили в ушки. Потом разогрел полосу на огне; она раздалась и достала от ушка до ушка. Тогда он задел крюками за ушки и оставил ее так. Полоса стала остывать и сжиматься и стянула стены”.

Вопрос. Какое свойство твердых тел использовалось для стягивания стен?

(Объяснение: слайд №4). Опыт с горохом и манкой.

Слайд №5.—вывод (1 положение МКТ).

Приступаем к строительству 2этажа.

Сайд №6 “Фея—цветок” (итальянская сказка).

“Однажды утром, спускаясь по лестнице, чтобы пойти купить молока, заметила девушка на ступеньках что-то, но сразу рассмотреть не смогла—нагнулась. Подняла и видит: смятый красный цветок. Кто-то, должно быть, наступил на него и растоптал его нежные лепестки, но от него шел такой чудесный аромат! Почистила Хромуля цветок, нежно расправила помятые лепестки и приколола себе на грудь, а вернувшись домой, поставила его в вазочку со свежей водой. Цветок и ожил, наполняя воздух благоуханием”.

Вопрос. Почему запахи распространяются в воздухе?

Опыт. Ватка, смоченная нашатырным спиртом и цветок из фенолфталеиновой бумаги.

Слайд №7 — объяснение.

Слайд №8 — вывод (2положение МКТ).

Приступаем к строительству 3 этажа.

Слайд №9. Дж. Свифт “Путешествие Гулливера”.

Гулливер готовил лодку к отплытию. Лилипуты оказывали ему всяческое содействие. “Пятьсот человек под моим руководством сделали два паруса…. Мне дали жир трехсот коров для смазки лодки…”

Вопрос. С какой целью лодку смазывали жиром?

Опыт. 2 стеклышка, пипетка, вода в стакане (Вода смачивает стекло, вода не смачивает стекло, покрытое парафином).

Слайд №9 — объяснение.

Слайд №10 — вывод (3 положение МКТ).

Учитель: Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится (приступаем к строительству стен дома).

Слайд №11. Учитель: Каков физический смысл пословиц?

1.Ложка дегтя бочку меда портит.

2. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

3. Дружба, как стекло: разобьешь—не сложишь.

4. Как с гуся вода.

Вывод. 1,2, 3 положения МКТ.

4 этап урока. Историческая справка.

Чтобы завершить строительство дома, нам необходима историческая справка.

Слайд №13.

Учитель:

“Философы разные в Греции жили,
И многие славу в веках заслужили
Искали философы тайну Вселенной.
Природы и Вечности смысл сокровенный
Воздух, Металлы, Огонь и Вода,
Атомы их занимали тогда.
Свет и Тепло и Предметы и звуки.
В Греции все зарождались науки.
Природу понимать учились греки”.

Слайд № 14. V век до нашей эры.

Ученик:

“Можно плыть по реке и парить в облаках.
И шагать по земле, увязая в песках…
Но – сгущается пар.
Застывает река.
А твердейшая бронза порою –
мягка.
Птица в небе парит,
А в песок упадет,
И травой прорастет, —
Рассуждал Демокрит. —
Видно,
Чем-то похоже на камень вода;
И в далеком родстве
Светлячок и звезда.
Что все это роднит:
Облака
И гранит,
Человека
И звезды,
И птиц?
Сложен мир!
Сложен мир из мельчайших частиц!” —
Так считал древний грек Демокрит.

Учитель: Демокрит, Левкипп, Эпикур считали, что все вещества состоят из атомов и эти атомы могут быть различными. На чем основывали свои убеждения мыслители Древнего мира? Обратимся к поэме Лукреция Кара “О природе вещей”, в которой он отразил взгляды атомистов Древней Греции на строение вещества.

Слайд №15. Ученик:

“Запахи мы обоняем различного рода,
Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают…
Но это все обладает, однако, телесной природой,
Если способно оно приводить наши чувства в движенье:
Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.
И наконец, на морском берегу, разбивающем волы,
Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет;
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Как и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего взгляда”.

Учитель: Что же положено в основу атомистического учения?

Учащиеся делают вывод.

Ученик: Большой вклад в развитие МКТ внес М.В.Ломоносов.

Слайд №16.

Ученик: “Он был ученый и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
А что таится в недрах гор?
Он краски изучал и цвет.
Он создал университет.
Своей, рискуя головой,
Разряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен
Историк он, географ он
И как сказал о нем поэт:
“Он сам был – университет!”

5 этап. Подведение итогов.

Учитель: Подошел к концу урок пора нам подвести итог.

Слайды №17, 18, 19.

  1. Каковы основные положения МКТ?
  2. Для чего необходимо знать основные положения МКТ?

Учитель:

Живет природа по своим законам.
Мы изучаем их, стремясь понять,
И очень важно знать и понимать основы,
Чтоб эти знанья в жизни применять.

Рефлексия.

6 этап урока. Домашнее задание.

Повторить §7-10 (7кл). Найти пословицы, связанные с молекулярным строением вещества.

Литература

1. Физика — 7-8 кл. А.В. Перышкин. Дрофа. Москва.

2.Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей. Составитель Э.М. Браверман под редакцией В.Г. Разумовского. Москва “Просвещение”, 1993г.

3.Газета “Физика”.

4. Журнал “Физика в школе”.

5. Дидактический материал по физике 7—11 кл. С.А. Тихомирова. Москва “Просвещение” 1996 г.

6. Физика в пословицах, загадках и сказках. С.А. Тихомирова. Москва “Школьная пресса” 2002.