Цели:
Образовательные: обобщить, систематизировать знания по теме “Строение вещества”.
Развивающие: развивать логическое мышление, обосновывать свои высказывания при объяснении фрагментов из художественных произведений.
Воспитательные: воспитывать стремление к учению, воспитывать познавательный интерес школьников, воздействуя на эмоциональную сферу их личности.
Тип рассматриваемого урока: обобщающе-закрепляющий.
Оборудование: презентация в PowerPoint, бруски, изготовленные из различных веществ, горох, манка в стеклянных сосудах, цветок из фенолфталеиновой бумаги в стеклянном сосуде, нашатырный спирт, два стекла (одно покрыто слоем парафина), пипетка, сосуд с водой.
План урока
- Этап организации начала урока — 1 мин.
- Этап подготовки к активному и сознательному повторению материала —7 мин.
- Основные положения молекулярно-кинетической теории (нестандартные ситуации) — 17мин.
- Историческая справка — 5мин.
- Подведение итогов — 5мин.
- Домашнее задание — 5мин.
Эпиграф к уроку: “Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять”. Джордано Бруно.
Ход урока
- этап. Организация начала урока.
Учитель:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок,
Урок сегодня необычный,
От всех других весьма отличный.
2 этап. Подготовка к активному и сознательному повторению материала.
Учитель обращает внимание учащихся на слайд №1 презентации, и ученик зачитывает отрывок из произведения В.Я. Брюсова:
“Над буйным хаосом стихийных сил
сияла людям Мысль, как свет в эфире
Исканьем тайн дух человека жил,
Мощь разума распространялась в мире.
Во все века жила, затаена,
Надежда вскрыть все таинства природы.
К великой цели двигались народы”.
Учитель: И, так, тема нашего урока “Во все века жила, затаена, надежда вскрыть все таинства природы”.
Мы изучаем физику. Как переводится с греческого слово “физика”?
Как вы думаете, можно ли изучение физики совмещать с музыкой?
Слайд №2
(звучит фонограмма песни “Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки”).Фронтальная беседа:
- Имеет ли эта песня какое-либо отношение к физике?
- О ком поется в этой песне?
- Что в физике понимают род термином “физическое тело”?
Слайд №2
(по щелчку мыши появляется таблица).Учитель: У вас на столах находятся бруски (физические тела). Что характерно для физических тел?
Обратили ли вы внимание, что в песне постоянно звучит один и тот же вопрос. На уроках физики нам тоже приходится постоянно отвечать на вопросы и решать задачи. Какой вопрос звучит в песне? Из чего же сделаны физические тела, которые находятся у вас на столах?
Вывод делают учащиеся (песня физическая: о телах и веществах).
Учитель: Какая физическая ошибка допущена в этой песне?
Слайд №2
(беседа по таблице).1.Сформулировать 1 положение МКТ.
2.Сформулировать 2 положение МКТ.
3.Сформулировать 3положение МКТ.
Учитель: Вы, конечно, догадались о каких таинствах природы, пойдет сегодня речь на уроке? (О строении вещества).
Слайд №3
. Сегодня на уроке вы должны:Знать: основные положения МКТ.
Уметь: применять основные положения МКТ в нестандартных ситуациях.
Учитель: Мы с вами находимся в здании школы. Здание школы — это физическое тело.
Дом—это самое важное место для человека. Применяя свои знания, мы на уроке будем строить дом (слайд №3).
1 этаж, 2 этаж. 3этаж—основные положения МКТ (нестандартные ситуации).
4 стены—пословицы.
5этаж—историческая справка.
3 этап. Рассмотрим фрагменты из художественных произведений.
Приступаем к строительству первого этажа.
Слайд №4. Л.Н. Толстой “Как в городе Париже починили дом”.
“ В одном большом доме разошлись врозь стены. Стали думать, как их свести так, чтобы не ломать крыши. Один человек придумал. Он вделал с обеих сторон в сены железные ушки; сделал железную полосу, такую, чтобы она на вершок не хватала от ушка до ушка . Потом загнул на ней крюки по концам так, чтобы крюки входили в ушки. Потом разогрел полосу на огне; она раздалась и достала от ушка до ушка. Тогда он задел крюками за ушки и оставил ее так. Полоса стала остывать и сжиматься и стянула стены”.
Вопрос. Какое свойство твердых тел использовалось для стягивания стен?
(Объяснение: слайд №4). Опыт с горохом и манкой.
Слайд №5
.—вывод (1 положение МКТ).Приступаем к строительству 2этажа.
Сайд №6 “Фея—цветок” (итальянская сказка).
“Однажды утром, спускаясь по лестнице, чтобы пойти купить молока, заметила девушка на ступеньках что-то, но сразу рассмотреть не смогла—нагнулась. Подняла и видит: смятый красный цветок. Кто-то, должно быть, наступил на него и растоптал его нежные лепестки, но от него шел такой чудесный аромат! Почистила Хромуля цветок, нежно расправила помятые лепестки и приколола себе на грудь, а вернувшись домой, поставила его в вазочку со свежей водой. Цветок и ожил, наполняя воздух благоуханием”.
Вопрос. Почему запахи распространяются в воздухе?
Опыт. Ватка, смоченная нашатырным спиртом и цветок из фенолфталеиновой бумаги.
Слайд №7
— объяснение.Слайд №8
— вывод (2положение МКТ).Приступаем к строительству 3 этажа.
Слайд №9. Дж. Свифт “Путешествие Гулливера”.
Гулливер готовил лодку к отплытию. Лилипуты оказывали ему всяческое содействие. “Пятьсот человек под моим руководством сделали два паруса…. Мне дали жир трехсот коров для смазки лодки…”
Вопрос. С какой целью лодку смазывали жиром?
Опыт. 2 стеклышка, пипетка, вода в стакане (Вода смачивает стекло, вода не смачивает стекло, покрытое парафином).
Слайд №9
— объяснение.Слайд №10
— вывод (3 положение МКТ).Учитель: Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится (приступаем к строительству стен дома).
Слайд №11
. Учитель: Каков физический смысл пословиц?1.Ложка дегтя бочку меда портит.
2. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
3. Дружба, как стекло: разобьешь—не сложишь.
4. Как с гуся вода.
Вывод. 1,2, 3 положения МКТ.
4 этап урока. Историческая справка.
Чтобы завершить строительство дома, нам необходима историческая справка.
Слайд №13
.Учитель:
“Философы разные в Греции жили,
И многие славу в веках заслужили
Искали философы тайну Вселенной.
Природы и Вечности смысл сокровенный
Воздух, Металлы, Огонь и Вода,
Атомы их занимали тогда.
Свет и Тепло и Предметы и звуки.
В Греции все зарождались науки.
Природу понимать учились греки”.
Слайд № 14
. V век до нашей эры.Ученик:
“Можно плыть по реке и парить в облаках.
И шагать по земле, увязая в песках…
Но – сгущается пар.
Застывает река.
А твердейшая бронза порою –
мягка.
Птица в небе парит,
А в песок упадет,
И травой прорастет, —
Рассуждал Демокрит. —
Видно,
Чем-то похоже на камень вода;
И в далеком родстве
Светлячок и звезда.
Что все это роднит:
Облака
И гранит,
Человека
И звезды,
И птиц?
Сложен мир!
Сложен мир из мельчайших частиц!” —
Так считал древний грек Демокрит.
Учитель: Демокрит, Левкипп, Эпикур считали, что все вещества состоят из атомов и эти атомы могут быть различными. На чем основывали свои убеждения мыслители Древнего мира? Обратимся к поэме Лукреция Кара “О природе вещей”, в которой он отразил взгляды атомистов Древней Греции на строение вещества.
Слайд №15
. Ученик:“Запахи мы обоняем различного рода,
Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают…
Но это все обладает, однако, телесной природой,
Если способно оно приводить наши чувства в движенье:
Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.
И наконец, на морском берегу, разбивающем волы,
Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет;
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Как и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего взгляда”.
Учитель: Что же положено в основу атомистического учения?
Учащиеся делают вывод.
Ученик: Большой вклад в развитие МКТ внес М.В.Ломоносов.
Слайд №16
.Ученик: “Он был ученый и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
А что таится в недрах гор?
Он краски изучал и цвет.
Он создал университет.
Своей, рискуя головой,
Разряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен
Историк он, географ он
И как сказал о нем поэт:
“Он сам был – университет!”
5 этап. Подведение итогов.
Учитель: Подошел к концу урок пора нам подвести итог.
Слайды №17, 18, 19
.- Каковы основные положения МКТ?
- Для чего необходимо знать основные положения МКТ?
Учитель:
Живет природа по своим законам.
Мы изучаем их, стремясь понять,
И очень важно знать и понимать основы,
Чтоб эти знанья в жизни применять.
Рефлексия.
6 этап урока. Домашнее задание.
Повторить §7-10 (7кл). Найти пословицы, связанные с молекулярным строением вещества.
Литература
1. Физика — 7-8 кл. А.В. Перышкин. Дрофа. Москва.
2.Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей. Составитель Э.М. Браверман под редакцией В.Г. Разумовского. Москва “Просвещение”, 1993г.
3.Газета “Физика”.
4. Журнал “Физика в школе”.
5. Дидактический материал по физике 7—11 кл. С.А. Тихомирова. Москва “Просвещение” 1996 г.
6. Физика в пословицах, загадках и сказках. С.А. Тихомирова. Москва “Школьная пресса” 2002.