Развитие творческих способностей дошкольников в условиях художественно-эстетического комплекса

Разделы: Работа с дошкольниками


В современных концепциях дошкольного музыкального воспитания можно выявить общую тенденцию – стремление к раскрытию творческого потенциала ребёнка. Как известно, творчество не появляется на пустом месте. Чтобы им заниматься ребёнок должен приобрести опыт преобразовывать, варьировать и импровизировать, и наша задача – развить у детей общую музыкальность, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих способностей. Художественно-эстетический комплекс нашего детского сада – благодатное поле для творческой работы, где педагоги, грамотные и инициативные, свободны в выборе материала, форм и методов работы. В связи с этим в нашем детском саду введены дополнительные занятия с детьми 5-7 лет в студиях:

  • “Ритм” (занятия художественной гимнастикой и танцами);
  • “Синтез искусств” (постановка музыкальных сказок);
  • “Зеленый мир”, в котором педагоги прививают любовь к природе, родному краю, формируют трудовые навыки;
  • студия прикладного искусства и др.

При этом учитываются интересы и увлечения ребенка. В рамках этого комплекса дети наиболее полно раскрывают свои потенциальные и творческие способности.

Приоритетное направление нашей деятельности – развитие творческой личности ребенка через синтез искусств. Музыка, движение, живопись и литература обогащают музыкальное восприятие, развивают эмоциональную сферу ребенка, дают большие возможности для развития художественной культуры. А взаимодействие различных видов искусств наиболее естественно проявляется в музыкально-театральной деятельности дошкольников, в постановке музыкальных сказок. Таким образом, произошло органичное слияние трех кружков “Ладушки”, “Топотушки” и “У Лукоморья” в одну большую музыкально-театральную студию “Синтез искусств”, цель которой формирование базиса личностной культуры дошкольников через развитие творческих способностей в условиях художественно-эстетического комплекса.

Работа кружка “Ладушки” под руководством Татьяны Владимировны Чучкаловой направлена на своевременное систематическое развитие певческих и творческих способностей детей, которая базируется на современных технологиях музыкально-творческого воспитания, таких как “Ступеньки в музыку” П.Вейса, “Занимательное сольфеджио” Крафт-Котляревской. В результате у детей воспитывается “чуткое музыкальное ухо”, совершенствуются основные певческие навыки и развиваются креативные способности.

В основе деятельности кружка “Топотушки” – руководитель Аида Асхадовна Яблокова, лежит восприятие музыки и умение мимикой, жестами и пантомимикой передавать многообразие настроений, образов и музыкальных красок. Развивая фантазию ребенка, его воображение, мы способствуем более глубокому пониманию содержания музыкального произведения. Основная задача кружка – научить детей управлять своим телом под музыку.

Цель работы художественно-речевого кружка “У Лукоморья”, которым на протяжении многих лет руководит воспитатель Татьяна Владимировна Морозова, развитие коммуникативных качеств посредством речевого творчества детей, которое осуществляется поэтапно на материале произведений народного творчества. Поэтапность работы служит переходом от простых форм связной монологической речи (пересказ) к более сложным – составление сказок и рассказов по тематике и замыслу.

В результате такого творческого взаимодействия создаются замечательные спектакли, музыкальные сказки, талантливо исполненные детьми номера.

Опыт показал, что деятельность в рамках музыкально-театральной студии не простое развлечение; его воспитательное значение намного шире, ведь дошкольный возраст – период формирования вкусов, интересов, отношений к окружающему. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Наша многолетняя практика доказывает, что именно музыкально-театральная деятельность располагает возможностями воздействовать на детей целым комплексом средств художественных образов (персонажи, оформление, слово, музыка), которые вместе взятые (в силу образно-конкретного мышления дошкольника) помогают раскрыть природные данные, заложенные в каждом из них, легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияют на развитие художественного вкуса.

Постановку спектаклей начинаем с подбора литературного материала. Это могут быть готовые сценарии, сказки и рассказы, авторские произведения самих педагогов, сказки и рассказы воспитанников. Они должны быть:

  • увлекательными по содержанию;
  • с динамичным сюжетом;
  • проникнутыми любовью к природе, людям.

По выбранному произведению пишем сценарий, а чтобы оживить его, подбираем музыкальное оформление, стихи, песни, фольклорный материал. Таким образом, в детском саду поставлены следующие спектакли и музыкальные сказки:

  • “Дюймовочка”, “Гадкий утенок”;
  • “Старая сказка на новый лад”, “Пожар в лесу”;
  • “Вежливая песенка”, “Дорога на мельницу”;
  • “Правила дорожные будем твердо знать”, “Маша и медведь”;
  • “Гуси-лебеди”.

Для подготовки спектакля создается творческая группа, где главная роль отводится, прежде всего, нам, музыкальным руководителям. Мы понимаем, что все, что окружает ребенка, воспитывает его, поэтому постановка спектакля требует серьезной подготовки.

Работу с детьми и педагогами строим следующим образом: обсуждаем сценарий, характеры персонажей, обыгрываем их, учим детей держаться на сцене, разучиваем музыкальные номера, продумываем эскизы костюмов, декораций, которые должны быть мобильными, простыми в употреблении, вариативными, полифункциональными.

Год от года совершенствуются артистические костюмы, создаются новые. К созданию костюмов привлекаются не только работники ДОУ, но и родители.

Так, в театральной костюмерной имеется в наличии большое количество костюмов, в которых использован природный материал, русский народный орнамент, а также различные технологические приемы шитья, помогающие передать образ определенного сказочного героя, театрального персонажа (костюмы избушки Бабы-Яги, Речки, Яблоньки, Цветов, Бабочек, леса и т.д.).

Очень важное место отводим музыкальному оформлению спектакля, ведь музыка помогает ребенку почувствовать и передать характер героев, способствует проявлению эмпатии, побуждает к импровизации. Кроме музыки в постановках используем записи природных шумов и звуков (пение птиц, шум дождя, раскаты грома и т.д.).

Таким образом, деятельность музыкально-театральной студии “Синтез искусств” дает возможность педагогам обогатить свои знания, создает все условия для обмена творческим опытом, а детям – попробовать свои силы и выразить себя на сцене через музыкально-театральное искусство, развить творческие способности, которые являются определяющим компонентом для успешного формирования личности дошкольника.