Цели:
- Закрепление правильного произношения звука С.
- Определение места звука в слове.
- Упражнение в звуко-слоговом анализе слов типа сок.
- Употребление существительных в Т.п.
- Развитие внимания, памяти.
Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки с изображением смешариков, предметные картинка на звук С, карточки с изображением различных поз, наборы для составления схем.
Ход занятия
Доброе утро, глазки,
Доброе утро, ушки,
Доброе утро, ручки,
Доброе утро, ножки.
– Высокое, стройное хвойное дерево (сосна)
– Ночная птица (сова)
– Регулирует движение на перекрестке (светофор)
– Усатая рыба (сом)
– Какая птица не летает, а быстро бегает? (страус)
– Что видим, когда спим? (сон)
– Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)
Вспомните все слова, которые вы назвали. Какой первый звук в этих словах?
– Самовар закипел и засвистел: с-с-с-с…
– Покажите, как свистит самовар.
(Дети наблюдают за артикуляцией, используя зеркала).
– Расскажите о произношении звука С.
Губы в улыбке, зубки сближены, кончик языка за нижними зубами, струя холодного воздуха идет по середине языка; голос не включается.
– Дайте характеристику звуку С. (Согласный, твердый; обозначается синим цветом).
– Кто у нас сегодня в гостях? (Смешарики.)
– Давайте вспомним их имена. (Нюша, Бараш, Совунья, Копатыч, Крош, Лосяш, Ежик, Кар-Карыч.)
– Какое имя начинается со звука С? (Совунья.)
– У Совуньи сегодня день рождения. А в день рождения именинника принято поздравлять, говорить приятные слова, пожелания. Смешарики всегда что-то выдумывают. Они даже придумали свой язык и только на нем поздравляют друг друга с днем рождения. Давайте поздравим Совунью на их языке.
са-со-су-сы
со-су-сы-са
су-сы-са-со
сы-са-со-су
ас-ос-ус-ыс
ос-ус-ыс-ас
ус-ыс-ас-ос
ыс-ас-ос-ус
ста-сто-сту-сты
сто-сту-сты-ста
сту-сты-ста-сто
сты-ста-сто-сту
аст-ост-уст-ыст
ост-уст-ыст-аст
уст-ыст-аст-ост
ыст-аст-ост-уст
– Все друзья приготовили Совунье подарки, в названии которых есть звук С. Назовите, кто что подарил, и определите место звука С в каждом слове.
Нюша подарила бусы. В слове “бусы” звук С находится в середине. И т.д.
(Бараш – сумку, Копатыч – капусту, Крош – букет гладиолусов, Лосяш – самокат, Ежик – поднос, Кар-Карыч – самовар).
– Совунья приготовила для всех угощение.
– Чем тебя угостила Совунья?
(У каждого на столе картинка, ребенок переворачивает картинку и составляет предложение.)
Меня Совунья угостила салатом.
(Сыром, сушками, сгущенкой, смородиной, ананасом, …, кокосом.)
На кокосы, на кокосы
Налетели мы, как осы.
А кокосы высоко,
А кокосы далеко.
– Совунья для вас приготовила развлечение. Она будет показывать различные позы, а вы должны их повторить.
– Самым вкусным напитком на столе был сок, который Совунья приготовила сама. Давайте составим схему слова “сок”.
– Совунья еще хочет с вами поиграть. Отгадайте слова, которые она задумала.
Добавить звук С в конце слова: ле_, поя_, фику_, анана_, компа_, ква_, кла_, уку_, насо_, но_, автобу_, поко_, уксу_.
Добавить звук С в начале слова: _ам, _ом, _он, _уп, _ад, _ани, _умка, _ова, _апоги, _амолет, _оня, _обака, _камейка.
– Вам понравилось на дне рождения Совуньи? Что именно, какие игры, угощения?
– C каким звуком мы познакомились? Какой он?
– Совунья тоже очень довольна, благодарна вам за поздравление. Она приготовила для вас еще угощение.
(Угощение для детей: сушки, пастила, чупа-чупс или др.)