Цель урока: закрепить умения и навыки в решении расчётных производственных задач.
Задачи:
Образовательная: добиться умения рассчитывать относительные молекулярные массы разных веществ, находить количественные отношения между молярной массой, количеством вещества, массой, плотностью, числом Авогадро. Научить оформлять решение задач в соответствии с требованиями.
Воспитательные: раскрытие роли производственных технологий в развитие экономики нашей страны. Формирование навыков поведения учащихся в коллективном и индивидуальном учебном труде.
Развивающие: развитие памяти, мышления, творческих способностей.
Демонстрационный материал: видеофильм “Виртуальная экскурсия на фирму “Калория””, презентация.
Ход урока
“Широко распростирает химия руки свои
в дела человеческие…”.
“Химия руками, математика очами физическими
по справедливости назваться может”. М.В.
Ломоносов
I. Организационный момент.
Учитель сообщает ребятам тему, цель этого урока, рассказывает о работе консультантов на уроке, о правилах получения жетона с фирменным знаком фирмы “Калория” (за каждую правильно решённую задачу).
II. Основная часть урока.
Cлайд 1. “Наша исследовательская команда”. Презентация
Управляющий фирмы “Калория” (комментарий видеофрагмента):
Химическая технология, как и другие технологические науки, возникла с наступлением эры промышленной революции, с появлением машинного производства. Её первые шаги были направлены на удовлетворение насущных нужд человечества - на увеличение производства пищи.
Сегодня мы с вами отправляемся на виртуальную экскурсию на фирму “Калория”, которая находится в станице Стародеревянковская. ЗАО фирма “Калория”, реорганизованная из молочного цеха в 1991 году, завоевала известность благодаря разнообразной высококачественной продукции. Современно оснащённое предприятие перерабатывает сегодня 200 тонн молока в сутки.
Ассортимент продуктов питания широк и насчитывает более 200 наименований молочной продукции, около150 наименований кондитерских и хлебобулочных изделий. Оригинальные продукты, разработанные специалистами фирмы (пасты творожные, рулеты, пасха” Царская”, сыр “Малышок”, пирожные “Суфле с черносливом), давно стали визитной карточкой предприятия.
Благодаря высокой организации труда, высокопроизводительному оборудованию на предприятии внедряются новые технологии, позволяющие разнообразить и повысить качество выпускаемой продукции.
Оценкой успешного труда коллектива за прошедшее десятилетие служит почётная награда Американо-Российской Торгово-Промышленной Палаты “Golden galaxy” II степени, фирма завоевала 120 медалей и дипломов, 12 серебряных знаков “100 лучших товаров России”.
Врач:
Почему молоко и его переработка?
Академик И.П.Павлов называл молоко “изумительной пищей, приготовленной природой”. В среднем за свою жизнь человек потребляет около 10 тыс. л молока.
Уже около 5000 лет назад человек пользовался молоком, в основном коровьим. Однако в разных регионах земного шара пьют молоко и других животных – верблюжье, кобылье, оленье, козье, овечье. Пробовали даже одомашнить антилопу канну. Её молоко в 2,5 раз жирнее коровьего. Молоко канны ещё обладает и бактерецидными свойствами и может не портиться целый год. Великие врачи прошлого Гиппократ и Авиценна считали молоко лечебным продуктом, особенно полезным грудным детям и людям пожилого возраста.
В молоке (смеси веществ) есть и белки, жиры, углеводы, витамины, и даже некоторое количество соли. То есть в его состав входят все жизненно важные химические элементы: С, K, Ca, Mg, Cl и многие другие. Ведь недаром грудным детям вполне достаточно в первые месяцы жизни одного только материнского молока без всяких добавок. На углерод, водород, кальций, азот и калий приходится почти 99% массы тела. На все остальные – 1%.
Средний химический состав молока самок разных видов млекопитающих, %
Вид животного | Вода | Белки | Жиры | Лактоза | Зола |
Корова Коза Овца Буйволица Самка яка Кобылица Верблюдица Ослица Самка зебу Оленуха Свинья Слониха Самка дельфина Самка кита |
88,0 88,9 83,6 82,9 84,0 89,7 86,5 90,0 86,2 67,7 86,0 67,8 48,8 45,7 |
3,2 3,3 5,1 4,6 5,0 2,2 4,0 1,9 3,0 10,9 7,2 3,1 5,6 12,0 |
3,5 4,1 6,2 7,5 6,5 1,9 3,0 1,4 4,8 17,1 4,6 19,6 45,0 42,0 |
4,9 4,4 4,2 4,2 5,6 5,8 5,7 6,2 5,3 2,8 3,1 3,8 1,4 1,5 |
0,8 0,8 0,9 0,8 0,9 0,3 0,8 0,5 0,7 1,5 1,1 0,6 0,6 0,9 |
Технолог:
Давайте познакомимся с технологией переработки этого ценного продукта.
(Демонстрируется фрагмент видеофильма, презентации)
Стадия 1. Приёмка сырья и его очистка
Сырьё-молоко, которое закупается в хозяйствах Каневского района поступает в бак конвекционный (бойлер) к ножке которого подсоединён датчик, показания которого высвечиваются на дисплее в лаборатории и приёмщик видит сколько молока-сырья поступило на переработку. Затем его очищают от механических примесей, пропустив его через фильтры разных конструкций.
Задача 1
Вычислите массу молока, которая пойдёт на переработку, если массовая доля примесей составляет 1,5% (данные сырья на дисплее). За сутки перерабатывается 200 тонн молока в сутки. (Приложение)
Слайд 2. “Дисплеи в лаборатории”
Стадия 2. Пастеризация молока
Пастеризация осуществляется при температуре (65-95 градусов). Целью пастеризации является - уничтожение патогенной миклофлоры, получение безопасного продукта.
Задача 2
Лактоза (молочный сахар C12 H 22 O11) содержится в молоке. Её можно выделить из молока сгущением сыворотки; в чистом виде это рассыпчатые белые кристаллы со слабым сладким вкусом. Это вещество известно химикам очень давно – с 1663 г., когда сахара исследовал итальянский химик и врач Анджело Сала. Определите количество вещества лактозы, если известно, что в исходной массе молока содержится 102,6 кг лактозы. (Приложение)
Слайд 3. “Приготовление йогурта”
Стадия 3. Добавление заквасок и созревание молочной продукции
В химическом отношении процесс - сквашивания молока аналогично тому, что происходит при квашении капусты, огурцов. Главные “действующие лица” здесь углеводы (сахара). В молоке это лактоза (молочный сахар), способная к брожению с образованием либо этилового спирта и углекислого газа, либо органических кислот. Кислая среда и нагревание вызывают выделение в осадок (свёртывание) молочного белка казеина - составной части творога.
Задача 3
Рассчитайте массу творога, который может быть получен из 3л молока, содержащего 14% белка казеина. Плотность молока примите равной 0,98 г/мл. Сколько его можно получить из данной нормы молока на фирме? (Приложение)
Слайд 4. “Приготовление творога”
Стадия 4. Химический анализ продукции
В лаборатории фирмы с помощью различных химических анализов проверяют продукцию на плотность, содержание жира, кислотности, влажности и т.д.
Задача 4
В простокваше, йогурте, кефире содержится молочная кислота (C3H6O3), которая обладает противомикробным действием. Вот почему кисломолочные продукты широко рекомендуются для лечебного питания. Рассчитайте число молекул молочной кислоты, если в данной массе молока её содержится 93,6 кг. (Приложение)
Слайд 4. “Химическая лаборатория”
Стадия 5. Расфасовка продукции и доставка её потребителюПроверенная молочная продукция расфасовывается и доставляется потребителю.
Слайд 6. “Расфасовка творога”
Задача 5
Содержание кальция в организме человека составляет 1 кг 99% кальция сосредоточено в костях. В среднем человек должен потреблять в сутки - 1 г кальция. В 100 г молока среднее содержание кальция 0,08 %. Сколько молока надо выпить, чтобы восполнить суточную норму кальция в организме? Плотность молока 0, 98 г/мл. (Приложение)
Слайд 7. “Дегустация продукции”
III. Закрепление материала.
IV. Самостоятельная работа.
Вычислите, какой лекарственный препарат (глюконат кальция – (HOCH2(CHOH)4C(O)O)2Ca*H2O, лактат кальция - (CH3CH(OH)C(O)O)2Ca * 5H2O или глицерофосфат кальция – CaPO3OC3H5(OH)2 *2H2O) необходимо назначить для поддержания среднесуточной нормы кальция для человека, чтобы не было остеопороза? (Приложение)
Ответ: глицерофосфат кальция не только содержит больше кальция, но имеет и более высокую биологическую активность за счёт содержания фосфора.
V. Подведение итогов урока.
Мы познакомились с производственным процессом переработки молока, с его химическим составом; закрепили понятия: “количество вещества”, “молярная масса”, “число Авогадро”; узнали о роли молока для живого организма; рассмотрели химические реакции при производстве творога из молока на фирме “Калория”.
Домашнее задание.
Изучить признаки и условия протекания химических реакций при производстве творога из молока фирмы “Калория” в домашних условиях, рассчитать выход данного продукта из 1 л молока жирностью 2,5%.
Список литературы
- Чернобельская Г.М., Дементьева А.И. Введение в химию: Мир глазами химика. - М.: Гуманит. Издат. Центр. ВЛАДОС, 2003 г.
- Л.Ю. Аликберовыа Н.С. Рукк Полезная химия, - М: Дрофа, 2005 г.
- Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П. Химия внутри нас. - Ростов н/Д: Феникс, 2004 г
- Химия: Справ. Изд./ В. Шретер, К.Х. Лаутеншлегер, Х. Бибрак и др. -М.: Химия, 1989 г.
- Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения, - М.: Химия, 1994 г.
- Глущенко Н.Н. Фармацевтическая химия, - М: изд. Центр, “Академия”, 2004 г.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения: учебное пособие для уч-ся 8-11 классов и абитуриентов. -Краснодар: “Советская Кубань”, 1999 г.