Класс: 7 класс
Тема: Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные виды петель.
Раздел: Рукоделие
Время работы: 90 минут
Дидактическое обоснование урока:
Цели урока:
- Образовательная: Ознакомить учащихся с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы; прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус;
- Развивающая: Развивать сенсорные и моторные навыки.
- Воспитательная: Воспитывать любовь к рукоделию.
- Профориентационная: Воспитывать уважение к работающему человеку.
Тип урока:
- по основной дидактической цели : урок изучения нового материала
- по основным этапам учебного процесса: первичного ознакомления с материалом, образования понятий, применения полученных правил на практике.
- по основному способу их проведения: виртуальная экскурсия
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база :
- кабинет трудового обучения;
- инструменты, приспособления (крючки для вязания, ножницы)
- материал (пряжа)
- мультимедийный проектор, компьютер
Дидактическое обеспечение
- образцы вязания крючком, схемы для вязания крючком, CD-диск “Вязание крючком”.
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Приложение: Презентация “Вязание крючком”
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Изучение нового материала.
Слово учителя.
Ребята! Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в музей. Не удивляйтесь. Именно в музей. Назвала его я “Музеем красоты”. (слайд 1) Чтобы путешествовать по музею вы должны будете получить пропуск в каждый зал. (выполнить задание.) Чтобы пройти в первый зал вам необходимо объединиться в экскурсионные группы, соответственно вашим карточкам, которые вы получили при входе в класс.
Прошу пройти вас в выставочный зал. Обратите внимание на первый экспонат. Перед вами набор салфеток. Представьте, что вы накрыли стол этой замечательной салфеткой, налили чашку ароматного чая, открыли коробку любимых конфет и пригласили в гости друзей. (слайд 2)
Время, проведенное в общении за этим столом, будет незабываемо. А мы переходим к следующему экспонату. (Слайд 3)
Прихватки – цветы. Они украсят интерьер любой кухни. Мечта любой хозяйки.
Перед вами следующий экспонат - вязаные тапочки, которые вас согреют зимним вечером. (Слайд 4).
Веселые смешарики могут выполнять разную функцию давайте вместе подумаем какую.(слайд 5)
Ответы детей по группам. Кто больше и оригинальнее даст ответов.
(Игрушки, подставка под горячее, игольница, брелок и т.д.)
Мы подходим к следующему экспонату. Давайте вспомним рекламу. “У папы аллергия и у вас никогда не будет щенка , не расстраивайтесь…….” Великолепный щенок на вашем столе поднимет вам настроение и будет вашим помощником в учебе. (Слайд 6)
Автор следующей работы решил пошутить вот таким образом. (Слайд 7)
Творческое задание: Каждая группа, чтобы перейти в следующий зал, должна придумать рекламу данному экспонату(велосипед, обвязанный крючком)
Ответы детей.
Мы закончили экскурсию по выставочному залу.
- Скажите, что объединяет все работы представленные здесь.
Ответ: Они все связаны крючком.
- Как выдумаете, какая тема нашего урока?
Ответ: Вязание крючком.(слайд8)
Исходя из темы, какую цель вы можете поставить перед собой на сегодняшнем уроке.
Ответы:
- Все ваши ответы верны. Давайте обобщим их. (слайд 9)
Я продолжаю экскурсию по музею красоты и приглашаю вас пройти в исторический зал.(слайд 10)
Вспомним древнегреческий миф о Тезее и Ариадне. Тезей спас Ариадну от Минотавра - чудовища с головой быка и человеческим торсом. Чтобы герой не заблудился в лабиринте Минотавра, Ариадна дала ему клубок. Размотавшаяся нить указала обратный путь. Из этого мифа следует, что древние греки знали вязание. И шерстяная нить, подобно нити Ариадны, уводит нас сквозь лабиринт столетий в седую древность. (слайд 11)
Мы подходим к следующему экспонату. Что можно сказать об одежде женщины, представленной на рисунке.?
Ответ. Силуэт облегающий, очень узкое платье.
Вязание было известно и в Древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в соблазнительно облегающих платьях. Причем платья облегают фигуру так тесно, что некоторые искусствоведы считают их вязаными.(слайд 12)
В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.
После крестовых походов на восток, где-то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу.
В Европе мастерством вязания славились испанцы, шотландцы и французы. Национальному головному убору шотландцев - вязаному берету - уже несколько веков! Во Франции начало ручного вязания относится к XIII веку. Этим способом изготовляли шапки, береты, перчатки.(слайд 13)
В 1589 году был изобретен первый вязальный станок.(Слайд 14)
И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные своими руками. Особенно это относилось к вязанию крючком, потому что, вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия.
В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30-40-е годы ХХ века.
Творческое задание: вид ДПТ, узоры которого напоминают узоры вязания крючком
в ы ш и в к а
Ответ: вышивка
До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.(Слайд 14)
Все справились с заданием .
А мы проходим в зал “Рукодельницы”, где представлены знаменитые люди, увлекающиеся этим замечательным видом рукоделия.
Вопрос: Кто из ваших знакомых увлекается вязанием крючком?
Ответы детей.
Давайте познакомимся с творчеством хорошо вам знакомых людей.
Джулия Робертс – актриса. Вот, что она говорит о вязании: “Вязание каким-то чудесным образом снимает стресс и делает женщину более умиротворенной” (слайд 17)
Лариса Тимофеевна Буланенко – учитель ИЗО, творческий человек и очень талантлива.. она не только великолепно рисует, но и создает шедевры при помощи крючка и ниток.(слайд 18)
Светлана Валентиновна Буданова- учитель начальных классов. Для первоклашек учительница должна быть самой красивой, а вязаные вещи ей помогают соответствовать запросу.(слайд 19)
Анастасия Григорьевская – победить областного конкурса показа молодежной моды “Свой стиль 2009” в номинации “Вязанные и кружевные изделия” (Слайд 21)
Творческое задание. Сложите пазлы и вы получите инструмент, при помощи которого можно создать вязаные шедевры. (работа в группах)
Зал “ Инструменты и материалы.”
Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов. Самые тонкие сделаны из стали, более толстые - из алюминия, пластмассы и дерева.
Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают на хрупкое острие крючка для его защиты.
Крючки для вязания нитками изготавливают также из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75. Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, а изготовленные из пластмассы - номера от 2,5 до 15.
Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Плотность вязания зависит и от индивидуального стиля каждой вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, а тот, кто вяжет плотно - более толстый крючок.
Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком - хлопок. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.
Изо льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий.
Шерстяная пряжа - натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.
Блестящей пряжей называют вискозные и акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают ей золотистый или серебристый эффект.
Оборудование рабочего места.
Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.
На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.
- Я предлагаю немного расслабиться и пройти в зал для отдыха. (Валеологическая пауза. Зарядка для глаз.)
После того, как вы прошли все залы успешно, отдохнули я приглашаю вас пройти в лабораторию “МК”
- Наш музей особый. Здесь не только представлены экспонаты. Вас научат основным приемам вязания крючком. Для этого вам необходимо пройти в зал “Мастер класс”
- Ученные при раскопках нашли необычный рисунок. (слайд 35). Одни считают, что на не зашифровано тайное послание, другие считают, что это счетный материал древности. Представьте, что вы археологи. Какую расшифровку предложили бы вы. Работа в группах
Ответ: условное изображение вязания.
Для того чтобы связать красивую вещь крючком, надо научиться читать схему.
Как в математике 2+2=4, 2-2=0 каждый знак обозначает свое действие, так и в вязании крючком.
Перед вами условные обозначения и их расшифровка. Но так случилось, что карточки перепутались. Попробуйте сами догадаться и определить какой значок, что обозначает.
Работа в группах (5 мин).
Ответы групп.
Давайте познакомимся с этими значками. (слайд 36) и проверим, кто из вас оказался прав и справился с заданием
Положение крючка в руке. Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений - держать крючок как карандаш. При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож. При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами. (Слайд 37)
Начальная петля. Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке.
Воздушная петля. Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому.
Цепочка воздушных петель. Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.
Столбик без накида. Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда
Столбик с накидом. Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.
3. Практическая работа.
Каждая группа получает инструкционную карту выполнения основных видов петель.
Вязание основных видов петель:
- цепочка воздушных петель;
- столбик без накида;
- столбик с накидом;
Задача каждой группы заключается в выполнении практического задания на одном уровне. (“Отстающим” помогают “передовики”). Считается, что группа справилась с заданием, если все участники сделали упражнение.
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.
Подведение итогов групповой работы.
4. Закрепление изученного материала.
Вопросы:
1. Как нужно держать крючок?
2. Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?
3. Что означает номер крючка?
5. Итог урока.
Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.
6 Рефлексия (слайд
6. Домашнее задание.
Выполнить и оформить наглядное пособие “Основные виды петель”.