Цикл уроков по теме "Показательная функция. Решение показательных уравнений"

Разделы: Математика


Учебный элемент 1.

Цель: закрепить навыки построения графиков показательных функций и решения показательных уравнений и неравенств функционально - графическим методом.

УЭ - 1.

Указания учителя: разберите пример №4 на странице 255 учебника под редакцией А.Г. Мордковича.

Выполните самостоятельную работу.

1 вариант.

Постройте график функции

у=0,5х -1 (1 балл).

Решите функционально - графическим методом уравнение

2х =4 (1 балл).

Решите функционально - графическим методом неравенство

4х +6 (2 балла).

2 вариант.

Постройте график функции

у =3х-1 (1 балл).

Решите функционально - графическим методом уравнение

=4 (1 балл).

Решите функционально - графическим методом неравенство

3х - х+4 (2 балла).

Возьми правильные ответы и категории оценивания у учителя. Проверь и исправь ошибки, проставь число заработанных баллов в свой оценочный лист.

Если ты набрал 3 балла или больше, то переходи к следующему УЭ. Если же набрал меньше 3 баллов, то прорешай корректирующие задания и поставь набранные баллы в графу "Корректирующие задания".

Корректирующие задания.

1 вариант.

Постройте график функции

у=2х-1 (1 балл)

Решите функционально - графическим методом уравнение

=2х+5 (2 балла)

Решите функционально - графическим методом неравенство

3х 4 - х (2 балла)

2 вариант.

Постройте график функции

у = (1 балл)

Решите функционально - графическим методом уравнение

3х =4 - х (2 балла)

Решите функционально - графическим методом неравенство

4х > 5 - х (2 балла)

Учебный элемент № 2.

Цель: закрепить навыки решения простейших показательных уравнений и неравенств, сводящихся к одному основанию.

УЭ - 2

Указания учителя:

разберите пример №1 на странице 256 и пример № 1 на странице 260 учебника под редакцией А.Г. Мордковича.

Выполните самостоятельную работу.

Задания самостоятельной работы

1 вариант

Решите уравнения

= (1 балл)

54х+2 =125 (1 балл)

22х-3 =(2 балла)

Решите неравенства

< (1 балл)

72х-9 73х-6 (2 балл)

2 вариант,

Решите уравнения

5х =125 (1 балл)

32х+4 =27 (1 балл)

·7 =73-х (2 балла).

Решите неравенства

<36 (1 балл)

0,54х+3 0,56х-1 (1 балл).

Возьми правильные ответы и категории оценивания у учителя. Проверь и исправь ошибки, проставь число заработанных баллов в свой оценочный лист.

Если ты набрал 4 или больше, то переходи к следующему УЭ. Если же набрал меньше 4 баллов, то прорешай корректирующие задания и поставь набранные баллы в графу "Корректирующие задания".

Корректирующие задания.

1 вариант.

Решите уравнения

3х =81 (1 балл)

25х+6=64 (1 балл)

3х-3 ·= (2 балла)

Решите неравенства

(1 балл)

36-х > 33х-2 (2 балла)

2 вариант.

Решите уравнения

7х =343 (1 балл)

43х-2 =64 (1 балл)

·4= 42-х (2 балла)

Решите неравенства

(1 балл)

72х+6 < 7х-2 (2 балла)

Учебный элемент № 3.

Цель: закрепить навыки решения показательных уравнений и неравенств методом вынесения общего множителя за скобки.

УЭ - 3.

Внимательно прочитай указания.

При решении показательных уравнений и неравенств методом вынесения общего множителя, за скобки выносится основание с наименьшим показателем.

Пример. Решите неравенство

3х+1 +15·3х 6.

Вынесем основание с наименьшим показателем. В данном неравенстве наименьшим показателем является х. Вынесем 3х за скобки:

3х(3+15) 6,

3х ·186, 3х , 3х 3-1, так как а=3, а>1, то данное неравенство равносильно неравенству х-1. х [ -1; )

Ответ: [ -1; )

Выполните самостоятельную работу

1 вариант.

Решите уравнение.

4х+1 +4х =320 (2 балла)

Решите неравенство.

7х+2 +4·7х+1 <539 (2 балла)

2 вариант.

Решите уравнение

5х +5х+1 =750 (2 балла)

Решите неравенство

3·5х+3 +2·5х+1 >77 (2 балла).

Возьми правильные ответы и категории оценивания у учителя. Проверь и исправь ошибки, проставь число заработанных баллов в свой оценочный лист.

Если ты набрал 2балла или больше, то переходи к следующему УЭ. Если же набрал меньше 2баллов, то прорешай корректирующие задания и поставь набранные баллы в графу "Корректирующие задания".

Корректирующие задания.

1 вариант.

Решите уравнение

2· 3х+1 - 3х =15 (2 балла)

Решите неравенство

3х +2·3х+2 >171 (2 балла)

2 вариант.

Решите уравнение.

4х+2 - 2·4х =32 (2 балла)

Решите неравенство.

3·2х+1 +2х < 200 (2 балла)

Учебный элемент № 4.

Цель: закрепить навыки решения показательных уравнений и неравенств методом сведения к квадратному уравнению или неравенству введением новой переменной.

УЭ - 4.

Прочитайте указания:

Решение показательных уравнений и неравенств методом сведения к квадратному уравнению или неравенству введением новой переменной заключается в следующем: преобразовать данное уравнение или неравенство, используя изученные свойства (смотри таблицу) к такому виду, чтобы, заменив какую-то функцию или комбинацию функций на переменную t, получить квадратное уравнение (неравенство) относительно t; решить полученное уравнение (неравенство); вернувшись к замене, найти решение данного уравнения (неравенства).

Пример: решите неравенство

25х -6*5х +5<0.

Так как 25=52 , то 25х =(52)х =(5х)2 . Таким образом, данное неравенство примет вид

(5х)2 - 6·5х +5 < 0.

Введем новую переменную: пусть 5х =t, тогда получим квадратное неравенство: t2 - 6t + 5 < 0.

Решая это неравенство методом интервалов, получаем двойное неравенство

1 < t < 5.

Заменим t на 5х .Получим 1< 5х < 5. Заметив, что 50 =1, получим 50 < 5х <51.

Так как а=5, а > 1, то данное неравенство равносильно неравенству

0 < х < 1. х(0;1).

Ответ: (0;1).

Выполните самостоятельную работу.

1 вариант.

Решите уравнения

2 -5·2х +4=0 (2 балла)

Решите неравенство

+15· -40 (3 балла).

2 вариант.

Решите уравнение

7 - 8·7х +7=0 (2 балла)

Решите неравенство

+3· - 20 (3 балла).

Возьми правильные ответы и категории оценивания у учителя. Проверь и исправь ошибки, проставь число заработанных баллов в свой оценочный лист.

Если ты набрал 5 баллов или больше, то переходи к следующему УЭ. Если же набрал меньше 5 баллов, то прорешай корректирующие задания и поставь набранные баллы в графу "Корректирующие задания".

Корректирующие задания.

1 вариант.

Решите уравнение

3 - 8·3х -9=0 (2 балла)

Решите неравенство

7 - 8·7х +7< 0 (3 балла)

2 вариант

Решите уравнение

6 - 4·6х -12=0 (2 балла)

Решите неравенство

10 -8·10х +7> 0 (3 балла)

УЭ - 5.

Вы приступаете к выполнению заданий второго уровня сложности.

Выполните задания, самостоятельно выбрав метод решения.

1 вариант.

Решите уравнения

= (1 балл)

2·4х -5·2х +2=0 (2 балла)

Решите неравенство

< (1 балл)

Решите уравнение

2х+1 +2х-1 +2х =28 (2 балла)

2 вариант.

Решите уравнения

= (1 балл)

3·9х - 10·3х +3=0 (2 балла)

Решите неравенство

(1 балл)

Решите уравнение:

3х +3х-1 +3х+1 =117 (2 балла).

Возьми правильные ответы и категории оценивания у учителя. Проверь и исправь ошибки, проставь число заработанных баллов в свой оценочный лист.

Если ты набрал 5 баллов или больше, то переходи к следующему УЭ. Если же набрал меньше 5 баллов, то прорешай задания другого варианта и поставь набранные баллы в графу "Корректирующие задания".

УЭ - 6.

Указания учителя.

Изучите материал на странице 243 учебника под редакцией А.Г. Мордковича.

Решите показательные уравнения и неравенства, применив свои знания и умения в более сложных ситуациях.

Задания самостоятельного решения.

1. 8·22х-1 - 28·2х-3 > 0,5 (2 балла)

2. 2х+1 ·5х+3 =250·9х (2 балла)

3. 3·4х +10х - 2·25х =0 (3 балла).

4. 2 - - 6(2х - ) = 1 (4 балла).

Если затрудняетесь в решении, воспользуйся подсказками:

1. Воспользуйтесь правилом деления степеней с одинаковыми основаниями, введите новую переменную: t = 2х и решите квадратное неравенство относительно переменной t.

2. Воспользуйтесь правилом умножения степеней с одинаковым основанием, разделите обе части уравнения на 9х или на 10х.

3. Разделите обе части уравнения на 2 или на 5, сведите уравнению к квадратному введением новой переменной.

4. Введите новую переменную: у = 2х - ; воспользуйтесь формулой сокращенного умножения (куб разности).

Подсчитай итоговое количество баллов и поставь себе оценку

Критерии оценивания:

  • менее 10 баллов - оценка "2"
  • от 10 до 13 баллов - оценка "3"
  • от 14 до 17 баллов - оценка "4"
  • не менее 18 баллов - оценка "5"

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.