Урок математики по теме "Делимость чисел. Сложение, вычитание и умножение обыкновенных дробей". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели: способствовать выявлению знаний и умений у обучающихся в нестандартных ситуациях и поддержанию атмосферы соревнования; формировать познавательный интерес к предмету математики и здоровому образу жизни через игровую форму; воспитывать умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация, учебник Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда "Математика 6", тетрадь.

Информация для учителя.

За каждый правильный ответ команда получает жетон. 1 жетон - 1 балл. Если команда ответить не может, отвечает команда соперников.

Ход урока

Организационный момент (слайд 1)

Пусть эпиграфом к нашему уроку послужат слова, которыми можно описать здоровье.

"Здоровье - это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие". Необходимо также всегда помнить, что купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями! Наша главная задача - беречь свое здоровье.

Разминка (слайд 2)

  1. Вопросы для двух команд (1 балл за правильный ответ).
  2. Высший балл в школах России. (5.)
  3. Это доступный и эффективный способ снять умственное и физическое напряжение. Надежно устраняет утомление, повышает защитные силы организма. (Сон.)
  4. Назовите пословицы или поговорки про сон. (Утро вечера мудренее)
  5. Сон дарит силы и бодрость. Должны соблюдаться условия для здорового сна: удобная подушка, чистое и проветренное помещение, температура воздуха около 20 °С. Спать нужно не меньше 10 часов.
  6. Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года.)
  7. Наименьшее четное число. (2.)
  8. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат.)
  9. Треугольный платок. (Косынка.)
  10. Область медицины, изучающая влияние на здоровье человека всего, что его окружает. (Гигиена.)
  11. Масса кубического метра воды? (1000кг.)
  12. Геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из одной точки. (Угол.)
  13. Какую геометрическую фигуру обозначают малыми латинскими буквами?
  14. Соперник нолика. (Крестик.)
  15. Если съесть одну сливу, то что останется? (Косточка.)

1 - гейм "Дальше... дальше... дальше..." (слайд 3)

Этот гейм играется индивидуально, командное совещание запрещено. Право первого хода опять получает команда, ответившая раньше на вопрос учителя. Игра начиналась с капитана, если капитан отвечает правильно, то право ответа получает следующий член команды, если неправильно, то право ответа переходит к соперникам. Если на вопросы правильно отвечают все 4 члена команды подряд, то начисляется еще одно бонусное очко и ход все равно переходит к соперникам. Продолжительность гейма ограничена 6 минутами.

Вопросы задавать по очереди: 1 команде - 1 вопрос, 2 коман-1 И 2 вопросы, 1 команде - 2 и 3 и т.д.)

1 команда.

  1. Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа?
  2. Чему равно 3 в третьей степени?
  3. Чему равен периметр квадрата?
  4. Как называется результат сложения?
  5. Сколько секунд в 1 ч?
  6. На что похожа половина яблока? (На вторую половину яблока.)
  7. Чему равна площадь прямоугольника?
  8. Как из двух спичек получить десять, не ломая их? (X.)
  9. Как называется дробь, у которой числитель равен знаменателю?
  10. Сформулируйте признак делимости на 9.
  11. Чему равен объем прямоугольного параллелепипеда?
  12. 49 - составное число?
  13. Как называется прибор для измерения углов?

2 команда.

  1. Что длиннее: 1 км шоссе или 1000 м тропинки?
  2. Чему равно 2 в четвертой степени?
  3. Чему равен периметр прямоугольника?
  4. Как называется результат вычитания?
  5. Сколько миллиметров в 1 м?
  6. Чему равна половина торта?
  7. Чему равна площадь квадрата?
  8. Как из трех спичек получить четыре, не ломая их? (IV.)
  9. Как называется дробь, у которой числитель больше знаменателя?
  10. Сформулировать признак делимости на 3.
  11. Чему равен объем куба?
  12. 41 - простое число?

Как называется прибор для измерения отрезков?

Физкультминутка. (слайд 4)

Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.

2-й гейм "Темная лошадка". (слайд 5)

Команды отвечают по очереди. Каждой дается 15-секунд. За это время надо было обдумать и дать ответ. Каждый правильный ответ - одно очко.

1 команда.

  1. Натуральное число, которое имеет только 2 делителя: единицу и само это число, называется... (простым).
  2. Если 2 натуральных числа имеют наибольший общий делитель, равный 1, то они называются... (взаимно простыми).
  3. Если числитель и знаменатель дроби взаимно простые числа, то такую дробь называют... (несократимой).
  4. Число, на которое надо умножить знаменатель дроби, чтобы получить новый знаменатель, называется... (дополнительный множитель).
  5. Наибольшее натуральное число, на которое делятся без остатка числа а и в, называется... этих чисел (НОД).
  6. Можно ли нуль разделить на натуральное число?
  7. Если запись натурального числа оканчивается четной цифрой, то число делится... (на 2.).
  8. Какое четное число не является составным?

2 команда.

  1. Натуральное число, которое имеет более двух делителей, называется... (составным).
  2. Как называются 2 числа, у которых наибольший общий делитель равен 1? (Взаимно простые.)
  3. Деление числителя и знаменателя на их общий делитель, отличный от 1, называется... (сокращением дробей).
  4. Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится... (равная ей дробь). Как называется это свойство дроби?
  5. Наименьшее натуральное число, которое кратно числам а и в называется... этих чисел (НОК).
  6. Можно ли натуральное число разделить на 0?
  7. Если запись натурального числа оканчивается 0, то число делится... (на 10 и на 5).
  8. Среди простых чисел есть два числа, разность которых равна 1. Что это за числа?

3-й гейм "Заморочки из бочки" (слайд 6)

(вытягивают номера вопросов)

1. Что больше: или ? (.)

2. Дана дробь . Какое число нужно прибавить к числителю и знаменателю, чтобы получилась дробь ?

3. Дана дробь :. Какое число нужно вычесть из числителя и прибавить к знаменателю, чтобы получилась дробь ?

4. Как можно разделить поровну семь хлебов между восемью людьми, пользуясь единичными дробями? (, , , и т. д. - так называемые единичные дроби.)

(Ответ: + + на каждого.)

5. Бублик разделили на 3 части. Сколько сделали разрезов? (3.)

6. Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2.)

"Гонка за лидером" (слайд 7)

Право первого ответа имеет команда, набравшая меньшее количество баллов.

1. Очень плохая оценка знаний. (Двойка.)

2. Сколько козлят было у многодетной козы? (Семь.)

3. Наименьшее составное число. (Два.)

4. Знак для записи числа. (Цифра.)

5. Сотая часть числа. (Процент.)

6. Геометрическая фигура в любовных делах? (Треугольник.)

7. Объем килограмма воды. (Литр.)

8. Количество музыкантов в квартете. (Четыре.)

Подведение итогов урока. (слайд 9)

Ребята могут самостоятельно оценить себя и своих ребят, выделить тех, кто принес больше баллов свой команде.

Пожелания друзьям

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.

С. Маршак

Рефлексия (слайд 8)

- У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.

Карточка зеленого цвета обозначает: "Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке".

Карточка желтого цвета обозначает: "Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно".

Карточка красного цвета обозначает: "Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это неинтересно, к ответам на уроке я был не готов".

Творческое задание (по желанию)

Подобрать и оформить занимательные задачи для следующего игрового урока.