Цели: способствовать выявлению знаний и умений у обучающихся в нестандартных ситуациях и поддержанию атмосферы соревнования; формировать познавательный интерес к предмету математики и здоровому образу жизни через игровую форму; воспитывать умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация, учебник Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда "Математика 6", тетрадь.
Информация для учителя.
За каждый правильный ответ команда получает жетон. 1 жетон - 1 балл. Если команда ответить не может, отвечает команда соперников.
Ход урока
Организационный момент (слайд 1)
Пусть эпиграфом к нашему уроку послужат слова, которыми можно описать здоровье.
"Здоровье - это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие". Необходимо также всегда помнить, что купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями! Наша главная задача - беречь свое здоровье.
Разминка (слайд 2)
- Вопросы для двух команд (1 балл за правильный ответ).
- Высший балл в школах России. (5.)
- Это доступный и эффективный способ снять умственное и физическое напряжение. Надежно устраняет утомление, повышает защитные силы организма. (Сон.)
- Назовите пословицы или поговорки про сон. (Утро вечера мудренее)
- Сон дарит силы и бодрость. Должны соблюдаться условия для здорового сна: удобная подушка, чистое и проветренное помещение, температура воздуха около 20 °С. Спать нужно не меньше 10 часов.
- Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года.)
- Наименьшее четное число. (2.)
- Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат.)
- Треугольный платок. (Косынка.)
- Область медицины, изучающая влияние на здоровье человека всего, что его окружает. (Гигиена.)
- Масса кубического метра воды? (1000кг.)
- Геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из одной точки. (Угол.)
- Какую геометрическую фигуру обозначают малыми латинскими буквами?
- Соперник нолика. (Крестик.)
- Если съесть одну сливу, то что останется? (Косточка.)
1 - гейм "Дальше... дальше... дальше..." (слайд 3)
Этот гейм играется индивидуально, командное совещание запрещено. Право первого хода опять получает команда, ответившая раньше на вопрос учителя. Игра начиналась с капитана, если капитан отвечает правильно, то право ответа получает следующий член команды, если неправильно, то право ответа переходит к соперникам. Если на вопросы правильно отвечают все 4 члена команды подряд, то начисляется еще одно бонусное очко и ход все равно переходит к соперникам. Продолжительность гейма ограничена 6 минутами.
Вопросы задавать по очереди: 1 команде - 1 вопрос, 2 коман-1 И 2 вопросы, 1 команде - 2 и 3 и т.д.)
1 команда.
- Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа?
- Чему равно 3 в третьей степени?
- Чему равен периметр квадрата?
- Как называется результат сложения?
- Сколько секунд в 1 ч?
- На что похожа половина яблока? (На вторую половину яблока.)
- Чему равна площадь прямоугольника?
- Как из двух спичек получить десять, не ломая их? (X.)
- Как называется дробь, у которой числитель равен знаменателю?
- Сформулируйте признак делимости на 9.
- Чему равен объем прямоугольного параллелепипеда?
- 49 - составное число?
- Как называется прибор для измерения углов?
2 команда.
- Что длиннее: 1 км шоссе или 1000 м тропинки?
- Чему равно 2 в четвертой степени?
- Чему равен периметр прямоугольника?
- Как называется результат вычитания?
- Сколько миллиметров в 1 м?
- Чему равна половина торта?
- Чему равна площадь квадрата?
- Как из трех спичек получить четыре, не ломая их? (IV.)
- Как называется дробь, у которой числитель больше знаменателя?
- Сформулировать признак делимости на 3.
- Чему равен объем куба?
- 41 - простое число?
Как называется прибор для измерения отрезков?
Физкультминутка. (слайд 4)
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
2-й гейм "Темная лошадка". (слайд 5)
Команды отвечают по очереди. Каждой дается 15-секунд. За это время надо было обдумать и дать ответ. Каждый правильный ответ - одно очко.
1 команда.
- Натуральное число, которое имеет только 2 делителя: единицу и само это число, называется... (простым).
- Если 2 натуральных числа имеют наибольший общий делитель, равный 1, то они называются... (взаимно простыми).
- Если числитель и знаменатель дроби взаимно простые числа, то такую дробь называют... (несократимой).
- Число, на которое надо умножить знаменатель дроби, чтобы получить новый знаменатель, называется... (дополнительный множитель).
- Наибольшее натуральное число, на которое делятся без остатка числа а и в, называется... этих чисел (НОД).
- Можно ли нуль разделить на натуральное число?
- Если запись натурального числа оканчивается четной цифрой, то число делится... (на 2.).
- Какое четное число не является составным?
2 команда.
- Натуральное число, которое имеет более двух делителей, называется... (составным).
- Как называются 2 числа, у которых наибольший общий делитель равен 1? (Взаимно простые.)
- Деление числителя и знаменателя на их общий делитель, отличный от 1, называется... (сокращением дробей).
- Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится... (равная ей дробь). Как называется это свойство дроби?
- Наименьшее натуральное число, которое кратно числам а и в называется... этих чисел (НОК).
- Можно ли натуральное число разделить на 0?
- Если запись натурального числа оканчивается 0, то число делится... (на 10 и на 5).
- Среди простых чисел есть два числа, разность которых равна 1. Что это за числа?
3-й гейм "Заморочки из бочки" (слайд 6)
(вытягивают номера вопросов)
1. Что больше: или ? (.)
2. Дана дробь . Какое число нужно прибавить к числителю и знаменателю, чтобы получилась дробь ?
3. Дана дробь :. Какое число нужно вычесть из числителя и прибавить к знаменателю, чтобы получилась дробь ?
4. Как можно разделить поровну семь хлебов между восемью людьми, пользуясь единичными дробями? (, , , и т. д. - так называемые единичные дроби.)
(Ответ: + + на каждого.)
5. Бублик разделили на 3 части. Сколько сделали разрезов? (3.)
6. Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2.)
"Гонка за лидером" (слайд 7)
Право первого ответа имеет команда, набравшая меньшее количество баллов.
1. Очень плохая оценка знаний. (Двойка.)
2. Сколько козлят было у многодетной козы? (Семь.)
3. Наименьшее составное число. (Два.)
4. Знак для записи числа. (Цифра.)
5. Сотая часть числа. (Процент.)
6. Геометрическая фигура в любовных делах? (Треугольник.)
7. Объем килограмма воды. (Литр.)
8. Количество музыкантов в квартете. (Четыре.)
Подведение итогов урока. (слайд 9)
Ребята могут самостоятельно оценить себя и своих ребят, выделить тех, кто принес больше баллов свой команде.
Пожелания друзьям
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
С. Маршак
Рефлексия (слайд 8)
- У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.
Карточка зеленого цвета обозначает: "Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке".
Карточка желтого цвета обозначает: "Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно".
Карточка красного цвета обозначает: "Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это неинтересно, к ответам на уроке я был не готов".
Творческое задание (по желанию)
Подобрать и оформить занимательные задачи для следующего игрового урока.