Урок-мастерская построения знаний и творческого письма. 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Цель: работа по формированию языковой и лингвистической компетенции, развитие теоретического мышления, совершенствование навыков связной речи, воспитание любви и уважения к русскому языку.

Ход урока

Слово учителя об основных этапах мастерской. Режим работы - в малых группах. Обращение к эпиграфу урока: "Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения (Антуан де Сент-Экзюпери)

Задание 1.

- Объясните смысл данных слов (устно или письменно), поделитесь своим мнением друг с другом.

Анализ ситуации: "Каждому из вас предстоит сделать выбор жизненного пути. Речевая культура человека служит показателем уровня развития личности, уровня образования, т.е. того, что так важно знать работодателю. Следовательно, человек, хорошо владеющий речью, находится в более выигрышном положении при прочих равных условиях на рынке труда. Поэтому овладение речевыми навыками можно считать целью обучения на уроках русского языка".

- А на чем базируется коммуникативная компетентность? Для чего человек вообще создает высказывания, пишет текст?

-Чтобы быть понятным! Чтобы состоялось ОБЩЕНИЕ!

Запись в тетради:

-А теперь представим себе, что вы написали некое высказывание, но в каждом слове допустили ошибку, и знаки препинания расставили неверно. Состоится ли тогда общение? Наверное, да, но тогда общение будет затруднено, и смысл высказывания будет постоянно ускользать от читателя.

-Сформулируйте одно из главных условий коммуникативной компетентности. Можно совещаться друг с другом.

- Верно, это условие- орфографическая зоркость и пунктуационная грамотность, занесем это первое условие в нашу таблицу-схему.

-Следующий вопрос для размышления: мы написали письменную работу, исправили ошибки, но вот слова связать не умеем, получится ли общение? Наверное, да, но оно будет затруднено. Почему? Сформулируйте второе условие коммуникативной компетентности.

- Желающие ответить предлагают свою версию: владение грамматической формой.

-И, наконец, третий вопрос: написали письменную работу, исправили ошибки, выбрали нужные грамматические формы, да вот речь наша небогата, слова подбирать не умеем.

-Состоится ли общение? Наверное, да, но общаться будет трудно. Почему? На этот вопрос должен ответить каждый.

-Необходимо третье условие: богатый словарный запас:

-Осталось добавить два штриха: на одну и ту же тему разные люди создают разные высказывания. Отчего это происходит?

-Ответы в группах: каждый человек неповторим: чем интереснее личность, тем ярче будет высказывание, и вторая особенность: без мысли нет высказывания. Схема завершена.

- Какая же окончательная запись получилась в тетради?

Вывод: без этих условий формирование коммуникативной компетентности невозможно.

ЗАДАНИЕ 2 - побуждение учащихся к созданию собственных сочинений.

(Учащиеся выбирают текст "по душе", внимательно читают его, выполняют указанные задания, а затем пишут небольшое сочинение (или тезисы сочинения) по своему тексту. При этом пользуются творческой страничкой памятки " Строка, наводящая на мысль:")

Предлагаемые тексты (варианты)

ТЕКСТ № 1.

1. Иван Кулибин - талантливый русский изобретатель. 2. Первый русский телеграф, гениальные проекты деревянных мостов - всё это великие изобретения Кулибина. 3. Но была у этого человека настоящая страсть - часы. 4.Русских часовщиков в России тогда не было. 5. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек не может постигнуть сложного часового механизма. 6. Любовь к часам появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. 7.Что бы ни делал, что бы ни изобретал, мысль его неизменно возвращалась к часам. 8. Он делал непохожие на все остальные, необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно подивиться.

(По С.Громову)

1. В каком предложении заключена основная мысль теста?

1. В 1; 2. В 3; 3. В 5; 4. В 7

2. К какому стилю речи относится текст?

1. К публицистическому; 2. К научному; 3. К разговорному; 4. К деловому.

3. Каков тип речи текста?

1. Описание с элементами повествования; 2. Рассуждение; 3. Повествование; 4. Описание.

4. С помощью каких языковых средств связаны 7 и 8 предложения?

1. Указательное местоимение; 2. Лексический повтор; 3. Синоним; 4. Частица.

5. Какое средство выразительности использовано в 8 предложении?

1. Метафора; 2. Градация; 3. Гипербола; 4. Сравнение.

Примерный текст сочинения- рассуждения (ученик читает свой вариант)

Земля русская гордится талантливыми людьми. Человеческая память хранит их имена. Иван Кулибин - замечательный русский изобретатель, "самородок". О нем текст С. Громова.

Автором выбран публицистический стиль. Тип речи - повествование, оно позволяет рассказать читателю о талантливом человеке, о его страсти к часам.

Да, не все способны делать великие открытия. По мнению автора, это удел тех, кто с самого детства готовил себя к великим подвигам. "Любовь к часам появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда", - утверждает писатель:

Следовательно, Кулибин был человеком целеустремленным, преданным своей мечте. Всё это и сделало его одним из талантливейших людей России.

- Обсуждение написанного. Что удалось? Верно ли сформулирована основная мысль текста? Какова позиция ученика, пишущего сочинение? Как он ее отстаивает? Что необходимо добавить? Какие аргументы можно привести? Есть ли ошибки в работе? Попробуйте их устранить.

- Подведение итогов урока.

-Домашнее задание: 1.подготовить устное монологическое высказывание на тему: "Искусство общения"; 2. написать сочинение- рассуждение по тексту "Визитная карточка человека".