Задачи:
- Образовательная: дать учащимся знание о преемственности искусства, закрепление умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы на основе вновь приобретенных знаний;
- Воспитательная: формирование бережного отношения к культурному наследию, в том числе, к музыкальному, как неотъемлемой части общей человеческой культуры;
- Развивающая: развитие умственной деятельности учащихся; умение выполнять операции анализа, классификации, выделять существенные признаки объекта
Оборудование: ноутбук, или компьютер, мультимедийный проектор, экран, или интерактивная доска, музыкальный центр, или колонки и микшерный пульт.
ПЛАН УРОКА:
№ | Этапы урока | Время |
1 | Приветствие. Орг. момент. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. | 10 мин. |
2 | Объяснение нового материала. | 20 мин. |
3 | Закрепление полученных знаний. Итог урока. | 15 мин. |
ХОД УРОКА
№ этапа | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
1. | Фронтальный опрос домашнего задания. Повторение ранее пройденного материала в виде теста. | Выполнение заданий учителя. |
2. | Прочтение мифа о Лете, и Мнемозине.
Акцентирование внимания учащихся, что Лета
являлась богиней забвения, а Мнемозина - богиней
памяти, матерью муз, благодаря которым, по
легенде, и возникла "музыка". Переход от мифов к эпохе Античности. Определение основных понятий этапа развития Античности. Характеристика этапа. Сопровождение материала аудио и визуальным рядом (пример вазописи и произведение для лиры). Опираясь на знания, полученные на уроках истории, выясняем название этапа Средневековья. Выделяем основные характеристики этого этапа. Выводим основные понятия. Сопровождение материала аудио и визуальным рядом (пример византийской фрески и знаменный распев). Даем понятие "Ренессанс". Объясняем возникновение этого этапа. Выделяем основные характеристики этого этапа. Выводим основные понятия. Сопровождение материала аудио и визуальным рядом (пример картина Боттичелли "Рождение Венеры" и произведение, написанное для виолы да гамба). Даем понятие "Классицизм". Объясняем возникновение этого этапа. Выделяем основные характеристики этого этапа. Выводим основные понятия. Сопровождение материала аудио и визуальным рядом (пример картина Н. Пуссен "Танец под музыку времени" и произведение, Л. ван Бетховена Соната №14 для фортепиано "Лунная"). Даем понятие "Романтизм". Объясняем возникновение этого этапа. Выделяем основные характеристики этого этапа. Выводим основные понятия. Сопровождение материала аудио и визуальным рядом (пример картина Э. Делакруа "Свобода, ведущая народ" и произведение Ф. Шопена Этюд №12 "Революционный"). Даем понятие "Современность". Объясняем возникновение этого этапа. Выделяем основные характеристики этого этапа. Выводим основные понятия. Сопровождение материала аудио и визуальным рядом (пример картины П. Пикассо "Герника" и произведение А. Шнитке "Concerto grosso". |
Беседа с детьми, о том, почему именно
богиня памяти стала прародительницей муз. Практическая работа по заполнению таблицы сопоставления произведений искусства разных эпох в соответствии со стилистическими и жанровыми особенностями. |
3. | Закрепление полученных знаний в виде музыкальной викторины. Учащимся предлагается определить соответствие музыкальных фрагментов, предлагаемых учителем, определенному этапу развития искусства (из имеющихся в фонотеке учителя). | Выполнение учащимися музыкальной викторины. |