Задачи курса:
- сформировать у учащихся осознанный подход к решению уравнений и задач, сводящихся к квадратным уравнениям;
- познакомить учащихся с решением возвратных, симметрических уравнений методом ведения новых переменных;
- научить учащихся графическому методу решения уравнений;
- развить умение учащихся анализировать и обобщать результаты решения задач;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- развивать коммуникативные способности учащихся, умение участвовать в дискуссии.
Программа курса включает в себя материалы, позволяющие углубить знания и развить умение учащихся из курса алгебры основной школы, и предусматривает широкие возможности для дифференциации обучения школьников путем использования задач разного уровня сложности.
При проведении занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, учить рассуждать, выдвигать гипотезы, проводить исследование условия и приемов решения.
Значительной должна быть доля самостоятельной работы учащихся. Предпочтительные формы организации учебных занятий: парные, групповые, индивидуальные. При изложении нового материала используются лекции, консультации практикумы, эвристические беседы, в ходе которых учащиеся самостоятельно делают выводы. Наиболее предпочтительны объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый и исследовательский методы, стимулирующие творческую работу школьников.
На уроках - лекциях предлагается совместная деятельность учащихся и учителя по решению ключевых задач. На уроках - практикумах половина учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, направленных на осознание приемов решения уравнений и задач, сводящихся к квадратным уравнениям
Формы проведения аттестации учеников.
1. Промежуточный контроль:
- самостоятельные работы;
- разноуровневая практическая работа "Уравнения и задачи, приводящие к квадратным уравнениям".
- зачет по теме: "Решение уравнений и задач, сводящихся к квадратным уравнениям".
2. Итоговое занятие, на котором учащиеся получают "зачет" ("незачет" за тему по всем видам работ.)
Содержание курса.
1. Уравнения, приводимые к квадратным.
Квадратичная функция и её график. Формулы для нахождения координат вершины параболы, дискриминанта, корней квадратного уравнения. Применение теоремы Виета и обратной для решения приведённых квадратных уравнений. Примеры решения биквадратных уравнений.
2. Задачи, приводящие к квадратным уравнениям.
Примеры текстовых задач, в которых оба корня уравнения (или один) являются решениями. Заслушать рефераты по данной теме, в которых учащиеся предлагают интересные задачи и защищают их решения.
3. Метод ведения новых переменных.
Примеры решения уравнений введением новой переменной, в том числе дробно-рациональных уравнений.
4. Возвратные уравнения.
Формулы Виета для многочленов высших степеней. Теорема Безу. Понятие возвратного уравнения. Примеры решения возвратных уравнений разложением левой части на множители и делением на Х 2 ╪ 0.
5. Графический метод решения уравнений.
6. Повторение темы: "Функции и графики" из школьного курса. Заслушать рефераты с интересными заданиями и иллюстрациями, подготовленными учащимися.
7. Решение заданий по теме: "Уравнения и задачи, приводящие к квадратным уравнениям".
8. Зачёт по теме: "Уравнения и задачи, сводящихся к квадратным уравнениям".
Учитель предлагает выполнить зачетную работу. Задания должны быть разноуровневыми. Учащиеся получают отметку "зачет"/"незачет".
9. Итоговое занятие.
Анализ зачетных работ учащихся. Подведение итогов работы за весь курс обучения.
Тематическое планирование.
№ п/п |
Название темы курса. | Кол-во часов. | Форма контроля. |
Уравнения, приводимые к квадратным (биквадратным уравнения). | 1 | Самостоятельная работа исследовательского характера. | |
Задачи, приводящие к квадратным уравнениям. | 1 | Рефераты, самостоятельная работа с проверкой на уроке. | |
Метод ведения новых переменных.
|
1 | Самостоятельная работа с самопроверкой, взаимопроверкой. | |
Возвратные уравнения. | 2 | Самостоятельная работа, защита решения, исследование. | |
Графический метод решения уравнений. | 1 | Рефераты, самостоятельная работа с проверкой на уроке. | |
6-7. | Решение заданий по теме: "Уравнения и задачи, приводящие к квадратным уравнениям". | 2 | Разноуровневая практическая работа. Защита решений. |
8. | Зачёт по теме: "Уравнения и задачи, сводящихся к квадратным уравнениям". | 1 | Самостоятельная работа контролирующего характера. |
9. | Итоговое занятие | 1 | Подведение итогов. |
Литература.
- Н.Я. Виленкин: "Учебник для учащихся 8 класса с углубленным изучением математики". М. "Просвещение", 2001 год.
- Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк: "Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику 8 класса. Учебное пособие для учащихся с углубленным изучением математики" под редакцией Дорофеева. М. "Просвещение", 1998 год.
- Карп А.: "Материалы для углубленного изучения алгебры 8 класса". Математика, 1994 год, № 36.
- В.А. Гольдич: "Алгебра. Решение уравнений и неравенств" С - Петербург "Астера", 2004год.
- М.И. Сканави: "Сборник задач по математике для поступающих в вузы" Алгебра. М. "Оникс" 2005 год.
- С.В. Нестеров: "Повторение и углубление школьного курса алгебры: Задачник - практикум". М. УНЦДО, 2000 год.