Нет преступления без наказания,
Нет наказания без закона,
Нет преступления без законного наказания.
Цели урока
- Обучающие:
Углубить, систематизировать и закрепить знания по уголовному законодательству.
- Развивающие:
Способствовать развитию познавательно интереса, формированию мотивации учебной деятельности, самостоятельности мышления, активности в процессе овладения знаниями, умениям и навыкам.
Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения), аргументировать, доказывать, слушать и слышать других в процессе групповой работы.
Развить умения студентов применять теоретические знания к анализу правовых актов.
- Воспитывающие:
Содействовать профилактике преступлений среди несовершеннолетних.
Показать цель системы наказаний в историческом прошлом и сейчас.
Способствовать формированию ответственного отношения к своим поступкам и поведению.
Метод обучения: комбинированный
Основные понятия урока:
амнистия, помилование, уголовное наказание, условное осуждение.
Оснащение урока: УК РФ, УПК РФ.
Вопросы для изучения:
1. Виды наказаний за уголовные преступления.
2. Цели наказания.
3. Основания для освобождения от уголовной ответственности.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
1 Организационный момент |
Приветствие. Проверка присутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку. |
Приветствие. Отчет старосты о наличии обучающихся на уроке |
2 Целевая ориентация |
Ориентация обучающихся на реализацию
учебной темы урока (“Уголовное наказание, его
цели и виды”), целей и задач “Содействовать
профилактике преступлений среди
несовершеннолетних. Способствовать
формированию ответственного отношения к своим
поступкам и поведению”. Вступительное слово преподавателя: |
Слушают, осмысливают слова преподавателя, настраиваются на активную работу, записывают тему урока. |
3 Актуализация опорных знаний и умений |
Актуализация знаний, усвоенных ранее. Преподаватель: “Отвечая на предлагаемые вопросы, вы вспомните, что такое уголовное право и Уголовный кодекс РФ”.
|
На данном этапе урока обучающиеся: - отвечают на предложенные вопросы |
4 Изучение нового материала |
Преподаватель: Уголовное наказание -
это мера государственного принуждения,
назначаемая судом. Далее рассказать обучающимся о целях наказания, его видах, о смягчающих и отягчающих вину обстоятельствах (с примерами), об основаниях для освобождения от уголовной ответственности и от наказания. Амнистия - освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, и освобождение от наказания осужденных за совершение преступлений. Она объявляется Государственной Думой в отношении отдельных категорий лиц. Помилование - освобождение от дальнейшего отбывания наказания или замена наказания более мягким. Осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица. Даже Родион Раскольников из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, взбунтовавшийся против правил общества, был согласен с тем, что за кровь неизбежна расплата. Что нет преступления без наказания, греха без искупления. Но некоторые подростки имеют ошибочное представление о возможности избежать наказания за правонарушение. Наказание неотвратимо. Сейчас мы убедимся в этом. Итак, игра “Трудный выбор”. Игра “Твой выбор”. Цель игры:
Создается шесть групп Информация для работы групп пишется на доске. После уроков студент первого курса Иван И. забрал из гардероба чужую кожаную куртку. |
Восприятие, осмысливание нового материала. |
Задания для групп раздаются
индивидуально для каждой группы. Первая группа: “Родители правонарушителя”. Вам стало известно о краже, совершенной вашим сыном, и о том, что родители потерпевшего собираются обратиться в милицию. Что вы сделаете:
Вторая группа: “Администрация учебного заведения, где учится правонарушитель”. К вам обратились родители потерпевшего и сообщили, что собираются подать заявление в милицию на студента вашего учебного заведения Ивана И., Что вы сделаете:
Третья группа: “Работники милиции”. Родители потерпевшего обратились в милицию с просьбой найти куртку. Вы нашли виновного. Что вы сделаете:
Четвертая группа: “Судьи”. Вы рассматриваете дело о краже куртки 16-ти летним подростком. Какой приговор вы вынесете:
Пятая группа: “Родители потерпевшего”. К вам пришли родители правонарушителя, принесли украденную их сыном куртку и попросили вас забрать из милиции заявление. Что вы делаете:
Шестая группа: “Однокурсники правонарушителя”. Вы оказались случайным свидетелем кражи. К вам в группу пришел следователь с просьбой оказать помощь следствию. Что вы сделаете:
3. предпримете что-то еще? |
Обучающиеся работают по группам. | |
Порядок работы в группах.
На работу в группах следует отвести 5-7 минут. Организуется обмен мнениями, по итогам которого заполняется таблица. (Приложение 1) Решения, принятые группой, сообщаются одним - двумя представителями. Обучающимся группы предлагается определить его характер (“мягкий” или “строгий”). Если большинство решений будут мягкими, преподавателю целесообразно объяснить сущность гуманного подхода к правонарушителю: гуманизм - благородный принцип, но бездумное его применение может порождать у некоторых людей чувство безнаказанности. Но нет преступления без наказания, греха без искупления. Есть справедливость юридическая, и есть высшая Божеская. В соответствии с первой каждое преступление должно быть раскрыто, а преступник наказан по закону. Так и бывает очень часто. Но даже если кто-то ухитрился избежать суда земного, он не минует суда иного, высшего. Рано или поздно этот суд наступит. И в этом та конечная справедливость жизни, которая придает ей всем понятный смысл. |
Обучающиеся обмениваются мнениями и
заполняют сводную таблицу.
Восприятие, осмысливание материала. |
|
5 Контроль и самоконтроль, коррекция знаний. |
Проведение устного фронтального опроса
по вопросам: 1. Каковы сущность и цели наказания? 2. Какие вам известны виды уголовного наказания? 3. Назовите смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. 4. Каковы основания освобождения от наказания? |
Обучающееся отвечают на предложенные вопросы |
6 Подведение итогов и рефлексия |
Обсуждение итогов учебного занятия. Оценивание работы обучающихся. |
Слушают. |
7 Информация о домашнем задании |
Преподаватель: “Вы сегодня получили много информации об уголовном наказании. Дома напишите сочинение размышление о том, что вас особенно поразило при изучении данной темы, о чем бы вы хотели узнать подробнее. Спасибо за урок”. |
Запись домашнего задания в рабочую тетрадь |
Приложение № 1
“Твой выбор”
(сводная таблица)
Группа | Принятое решение | Характер решения |
Родители правонарушителя Администрация колледжа, где учится правонарушитель Работники милиции Судьи Родители потерпевшего Однокурсники правонарушителя |