Цели урока:
- обобщение основных сведений по словообразованию;
- определение связи словообразования с другими разделами языкознания;
- совершенствование навыков лингвистического анализа текста;
- формирование культуры речи, привитие интереса и любви к родному языку.
ЗНАТЬ:
- основные понятия по теме словообразование: морфологические/ неморфологические способы образования слов; производная/непроизводная, производящая основа;
- изобразительно-выразительные свойства морфем.
УМЕТЬ:
- выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова;
- различать морфологические и неморфологические способы образования слов;
- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ, типичные словообразовательные модели;
- использовать знания по морфемике, в целях выработки орфографической зоркости.
Мотивация учебной деятельности: представление буклета “Зачем нужно изучать словообразование”.
-Исходя из всего вышесказанного, какие цели вы ставите перед собой, изучая раздел “Словообразование”. На что бы вы обратили особое внимание?
Целеполагание.
- В буклете нам напомнили. Дома я просила вас познакомиться со сказкой Л.Петрушевской “Пуськи бятые”. Почему вы был понятен ее смысл? ( Слова образованы в соответсвии с основными способами образования слов в русском языке)
- Назовите основные способы образования слов в русском языке.
Презентация “Способы словообразования”.
-Ваши примеры слов образованных способами:
Приставочным-……….
Суффиксальным-……….
Приставочно-суффиксальным-……..
Бессуфиксным-…….
Сложением
Основ с соединительной гласной-…….
Основ без соединительной гласной-…….
Начальных слогов-…………
Начальных букв-………….
Начальных звуков-………
Переход одной части речи в другую-………..
Сращение-…………..
Появление нового значения слова-……………..
-Чтобы правильно определить способ образования слов, можно воспользоваться алгоритмом. ( Распечатан для каждого)
Чтобы установить способ образования слов, надо выполнить следующее:
установить лексическое значение слова и поставить его в начальной форме;
выделить в разбираемом слове его основу; найти ближайшее по смыслу однокоренное слово, от которого образовано данное слово, и указать в нём основу;
сопоставляя состав основ разбираемого и ближайшего однокоренного (исходного слова), установить морфемы (значимые части слова), при помощи которых образовано разбираемое слово;
определить способ образования.
-Определите способы образования слов, воспользовавшись алгоритмом: медленно (суф.), дрожь(бессуф.), подружиться (прист.-суф.), работоспособность (слож.), ужинать(суф.), безнравственный(прист.), бездушный(прист.-суф.).
-Одной из сложных тем в разделе “Словообразование” является “Основа слова. Производная. Непроизводная. Производящая”
Презентация “Словообразование”
-Из ряда однокоренных слов выберите слова с производящими основами для производных слов.
Обогреватель, греть, обогреть, обогревательный, обогревать, обогрев, обогреваться.
(греть-обогреть-обогрев-обогревать-обограватель-обогревательный - обогреваться)
Обращение к целям урока. (повторно)
-С какими разделами языка связано словообразование?
С орфографией, с лексикой, со стилистикой.
Анализ текста (распечатан для каждого).
1) Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до з..ри? 2) Вы выходите на крыльцо…3) На (тёмно)сером небе (кое)где мигают звёзды; влажный ветерок изредк.. набегает лёгкой волной; слышится сдержа(н,нн)ый, неясный ш..пот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. 4) Вот кладут ковёр на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. 5) Пристяжные ёжатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; пара только что проснувшихся белых гусей молча и медле(н,нн)о переб..рается через дорогу. 6)За плетнём, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывш..м воздухе, стоит и не проходит. 7) Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега… 8) Вы едете – едете мимо церкви, с горы направ.., через плотину… 9) Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремл..тся. 10) Лошади звучно шлёпают по лужам; кучер посвистывает. 11) Но вот вы отъехали версты четыре… 12) Край неба алеет; в берёзах просыпаются, неловко перелётывают галки; воробьи чирикают около тёмных скирд. 13) Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. 14) В избах ясным огнём горят лучины, за воротами слышны заспа(н,нн)ые голоса. 15) А между тем з..ря разг..рается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предра..светный ветер подул – тихо всплывает багровое солнце. 16) Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенётся, как птица. 17) Свеж.., весело, любо! 18) Далеко видно кругом…
И.С.Тургенев “Лес и степь”
1. Определите тему отрывка, озаглавьте его.
2. Каким типом речи является данный отрывок?
3. В 3 и 13 предложениях найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они играют в тексте?
4.Какие слова употребляются в переносном значении?
5.Выпишите слова с пропусками. Определите, в какой морфеме пропущена буква.
6. Назовите слова, образованные ( в 1-2 предложениях) приставочным способом, ( 5 предложение) суффиксальным, ( 15 предложение) приставочно-суффиксальным, ( 3-4 предложениях) сложением. Определите характер основы слова.
Мини-тест.
1 Вариант.
1. Укажите слово с суффиксом –ик-.
а) ключик;
б) стульчик;
в) пальчик;
г) балкончик.
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
а) бегите;
б) вздрогнул;
в) иссякнул;
г) клали.
3. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
а) накипела;
б) изучив;
в) ограждение;
г) удачный.
4. Укажите слово, образованное суффиксальным способом.
а) подоконник;
б) прыгун;
в) недруг;
г) демонтаж.
5. Укажите способ образования слова столовая.
а) сложение основ;
б) сложение слов;
в) переход одной части речи в другую;
г) бессуффиксный.
2 Вариант.
1. В каком из данных слов нет окончания?
а) слон;
б) домам;
в) направляя;
читающий.
2. В каком из данных слов есть приставка по- и нулевое окончание?
а) подогрев (воды);
б) подождал;
в) подарок;
посмотрев.
3. Какое слово состоит из корня, суффикса, окончания?
а) домишко;
б) надомный;
в) разоружение;
г) подберёзовик.
4. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
а) беленький;
б) заречье;
в) дружище;
г) рановато.
5. Укажите способ образования слова сокурсник.
а) суффиксальный;
б) бессуффиксный;
в) сложение основ;
г) приставочно-суффиксальный.
Итог урока.
- Обратимся к целям урока: выполнили мы поставленные цели?
Д/з: правила стр. 68, 69, 70, упр. 132, 134.
Резервные задания.
Упражнение 128 (устно)
Упражнение 129 (письменно)
См. приложение 1.
См. приложение 2.
См. приложение 3.
См. приложение 4.