Возможности использования телевизионных передач как опоры для организации ролевых игр на уроках иностранного языка зависят от правильности отбора таких передач для конкретной группы учащихся; целесообразного выбора того параметра телепередачи (содержание, формы персонажей), который адекватен проводимой ролевой игре; применение оптимальной технологии включения компонентов телепередачи в игру.
Учащиеся разных ступеней обучения и возрастов отдают предпочтение разным телепередачам. Учащиеся среднего и начального звена отдают явное предпочтение телевикторинам, конкурсам -состязаниям, соревнованиям. Такие передачи как “Поле чудес”, “Угадай мелодию”, “КВН”, “Звездный час”, “Зов джунглей” привлекают учащихся тем, что в них предлагаются проблемные вопросы и разнообразные задания.
Возросшие социальные потребности старшего подростка влекут смену телевизионных пристрастий. В этой возрастной группе наибольшей популярностью пользуются молодежные сериалы: “Челленджер”, “Студенты”, а также телепередачи “Фабрика звезд”, “Народный артист” и различные ток-шоу.
Отобрав телепередачи с учебными целями, следует решить какой аспект телепередачи можно использовать как опору для ролевой игры: содержание передачи, ее форму или только персонажей.
В методической литературе много информации о пользе проведения интегрированных уроков, основанных на двух, реже трех учебных предметах. К сожалению, такие уроки редко проводятся в школе, а ведь содержание целого ряда передач может быть использовано для их организации и проведения: “В мире животных” (ИЯ - биология, ИЯ - экология), “Непутевые заметки” (ИЯ - география), “В поисках приключений” (ИЯ - география, ИЯ - история).
Безусловно, такие уроки требуют больших усилий со стороны педагогов и учащихся в плане сотрудничества, детальной разработки элементов урока, отбора содержания бесед. Очень важно взаимопонимание педагогов, стремление найти точки соприкосновения в учебных программах, желание учащихся играть. При необходимости на уроках интегрированного типа можно прибегать к помощи “переводчиков”.
Имеется много таких телепередач, которые отличаются постоянством формы при разнообразии содержания. Типичными для таких программ являются наличие соревнующихся команд, ведущего, зрительской аудитории, жюри, как например в КВН, в передаче “Что? Где? Когда?”; присутствие постоянных персонажей, как в передаче “Непутевые заметки”, “Пока все дома”, “Смак” и др.
Использование в учебном процессе формы перечисленных телепередач создает естественный, увлекательный, знакомый фон для включения любого содержательного и языкового материала, придает игровой характер обычным учебным действиям.
Так, например, ролевая игра в форме телепередачи “Поле чудес” позволяет “вывести” ребят как в монологическую так и диалогическую форму речи, отрабатывать изучаемый материал по любой теме. Взяв форму данной передачи за основу ролевой игры, я считаю возможным побеседовать с ребятами по любой изучавшейся ранее теме.
Опора на форму телепередачи дает учителю большую свободу в организации ролевой игры, нежели использование содержания телепередачи. Еще большая степень свободы присуща заимствованию из телепередач их основных персонажей: ведущих, героев кинофильмов, мультфильмов, сказок.
Безусловно, дети младшего школьного возраста отдают предпочтение “мультикам”. Но когда ребенок смотрит телепрограмму, он может не обратить внимание на какую- то деталь, отвлечься, что-то упустить. Совсем другое дело, когда о просмотре мультфильма просит учитель. Ребенок сосредоточен, заинтересован в том, чтобы наиболее точно запомнить слова и действия героев.
Поскольку герои мультфильмов чаще говорят на русском, чем на английском языке, задача учителя состоит в том, чтобы подсказать ученикам выражения, с помощью которых они могут выступить в роли выбранных ими персонажей. Так, например, Винни Пух - веселый, не унывающий персонаж мультфильма. Для него характерно использование таких выражений, как Oh, it's wonderful! Good! Nice! It's a pleasure! Don't worry! Cheer up! Be happy!Ослик ИА-ИА-полная противоположность. Его речь - отражение этого. I really don't know! I'm not sure! I'm so sad today. [1.]
Я работаю в обыкновенной школе с учащимися младшего и среднего звена. Основным в своей работе считаю поддержание и развитие интереса к изучению английского языка, развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Для достижения данных целей стараюсь проводить уроки в разнообразной игровой форме, при этом уделяя особое внимание организации ролевых игр. Большую помощь в этом оказывают сказочные персонажи и герои мультфильмов: Буратино и Мальвина, кот Матроскин, Винни Пух, пятачок, Шрек, принцесса Фиона и др.
Хотелось бы представить вашему вниманию два фрагмента проведенных уроков (Приложение 1).
1.Ролевая игра “Celebrating Winnie's birthday” -фрагмент обобщающего урока по теме “Food” в третьем классе. В данной игре отрабатываются не только лексические структуры по теме, но так же и формы приветствий и формулы речевого этикета поведения за столом, характерного для англоязычных стран.
2. Второй урок - урок телеигра “The last hero”проводился в четвертом классе. Это итоговый урок по теме “Sport”. Для проведения данного урока использовалась форма телеигры. Учащиеся разделились на два племени “The tribe of Elephants and the tribe of Tigers”. Племена должны были пройти пять испытаний. После каждого испытания выигравшее племя получало тотем, В конце игры племя с наибольшим количеством тотемов стало “Последним героем” на “Острове знаний”.
Исходя из практического опыта хотелось бы сказать ,что на таких уроках учащиеся никогда не остаются равнодушными, работают активно, с большим желанием. Организация такого рода уроков помогает учителю решить свои задачи в отношении учеников: “разговорить” интровертов, повысить уверенность в себе у робких ребят, не являющихся фаворитами класса, “попридержать” ярко выраженных лидеров. Решая эти задачи, учитель может помочь каждому ученику осознать свои коммуникативные способности, поднять самооценку, раскрыть творческие способности учащихся.
Использование знакомых учащимся по содержанию и форме телепередач для организации и проведения ролевых игр позволяет существенно сэкономить время, затрачиваемое на объяснение правил и условия игры, характеристику персонажей, постановку коммуникативных задач и т.п. Соответственно, больше времени учитель может уделить языковой подготовке учеников, повторить с ними необходимые слова и выражения для успешного решения поставленных речевых задач.
Литература
1.Вайсбурд М.Л., Пустомехова Л.Н.Телепередача как опора для организации ролевой игры на уроке иностранного языка // Иностр. Языки в школе.-2002.-№6