Классный час "Сотвори свое будущее"

Разделы: Классное руководство


Цель: развитие умений анализа и самоанализа, оценки и самооценки, развитие ценностных ориентаций, способность пониманию значения саморазвития и самосовершенствования, воспитание культуры ведения дискуссии, способности уважать право людей иметь свою точку зрения.

Актуализация знаний:

Анкета “Ваши ценностные ориентации”. (Обсуждение результатов анкеты учащихся).

Учитель: “Ребята, вам предлагался список ценностей-целей, к которым человек стремится в своей жизни. Вы выбрали самый важный ориентир – здоровье. Сегодня мы поговорим с вами о здоровье, не физическом, а психическом, об экологии души: о самопознании и его месте в самовоспитании.

Тема занятия: “Сотвори свое будущее”.

Ход мероприятия.

  1. В чем смысл жизни? Анкета о готовности к активному и объективному самопознанию.
  2. Гражданин в гражданском обществе.
  3. Мое призвание.
  4. Конкуренция или взаимопомощь?
  5. Самоотчет.
  • Эпиграф 1: “Первый и последний учитель жизни – сама жизнь” (Т.Уайлдер)

Учитель: “Поиск себя лучшие люди на Земле всегда начинали с решения главных вопросов, сначала – каким быть, а потом уже кем быть. “Сотвори свое будущее” - означает суметь самого себя воспитать, сформировать свою готовность к реальной жизни после школы, свой характер и устремления, чтобы ваша жизнь после школы была полезной для вас и для общества.

Л. Толстой писал:….имей цель для всей семьи, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня, для часа и минуты жертвуй низшие цели высшим…..

Легкомысленное отношение к своему будущему, нежелание считаться с реалиями будущей жизни, расчет на русское “авось” безжалостно отплатят каждому школьнику, когда он вступит в новую для него жизнь. Чтобы эта плата была как можно меньше, еще на школьной скамье нужно готовиться к реальной жизни каждому, кто оканчивает школу, надо хотеть, надо сметь, надо брать на себя груз ответственности за свое будущее. В чем смысл жизни? Послушайте высказывания известных поэтов о смысле жизни. (Выступления учащихся).

Жить – ради радости счастья
Жить - ради горести слез
Жить – ради слова участья,
Жить – ради прелести грез.

( Исаакян)

Среди искаженных путей
Один путь - мой
Среди не взятых рубежей
Один – за мной!
Кто не доплыл и в волны лег –
Тем Бог судья…
Среди не пройденных дорог
Одна - моя…

(В.Высоцкий)

Лишь тот достоин жизни и свободы
Кто каждый день идет за них на бой

(Гете)

Человек должен трудиться, работать в поте лица и в этом заключается смысл и цель жизни, его счастье, его восторг

(А.Чехов)

Учитель: “Быть человеком – значит чувствовать свою ответственность”. (А. Экзюпери)

  • Эпиграф 2: “Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно не теряя годы,

Забыть все культы и ввести

Непогрешимый культ природы” (В. Федоров)

Учитель: “Давайте, определим свое отношение к позиции: быть гражданином”.

Рассмотрим две картины: (Выступления учащихся)

1 картина. Как приятно порой бывает побродить по лесу, по берегу реки, вскарабкаться по крутому склону горы и оттуда, сверху, увидеть все как на ладони: вот чайки. Играя, парят над шумной волной, вот проплыл теплоход, оставляя за собой тянущиеся брызги. Солнце слепит глаза, пытается проникнуть во все живое и неживое: все, что встречается на пути, и столько красоты вокруг, аж дух захватывает.

2 картина: По грязной, замусоренной, отравленной пустыне, покрытой обломками каменных плит, банками, осколками стекла, с лужей темной жидкости, переливающейся бликами под лучами тусклого, едва видимого за грязными лучами солнца, бредет, спотыкаясь человек. По его лицу нельзя определить возраст. Мужчина тяжело, со свистом вдыхает отравленный ядовитыми испарениями воздух. Он спотыкается и падает в лужу, не в силах идти дальше, поднимает мутные, блуждающие глаза на тусклое солнце. В этих глазах безумие, жалость и тоска по прошлой жизни. Человек издает хриплый, протяжный, жалостный крик и роняет голову. Его глаза закрываются. Он мертв. Так я представляю себе экологическую катастрофу Земли и гибель человека, уничтожающего самого себя.

Учитель: “Страшно? Да. Но не все потеряно. Судьба Земли и родины в ваших руках. Эти руки должны быть надежными. Как вы это понимаете?” (Заслушать ответы учащихся)

Учитель: “Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, обладающим своим отверстием. Или он гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями. Как вы думаете, что значит быть гражданином? Какие понятия включает в себя слово гражданин?”. (Заслушать ответы учащихся)

Патриотизм. Боль за родную природу считают патриотизмом.

Высокая нравственность, любовь к родной природе, Земле.

Настоящий гражданин любит свою Родину.

Гражданин – это экология души. Моя гражданская позиция не допустить экологической катастрофы.

Настоящий гражданин не может равнодушно смотреть, как гибнет природа, он протестует, он участвует в экологическом митинге, акциях в защиту природы. На мой взгляд, эта мысль прослеживается и в стихотворении Н.Старшинова:

Давайте сохраним!
О, как природа – мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла,
Давайте сохраним на стержне осетра
Касатку в небесах,
В таежных дебрях тигра,
Коль суждено дышать нам воздухом одним.
Давайте – мы все навек объединимся
Давайте наши души вместе сохраним.
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Учитель: “Ребята, а ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца? Школьник – это гражданин? В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?” (Заслушать ответы учащихся)

Ученик: Где-то я прочитал следующее.

Посадил одно дерево – хвала тебе,

Посадил два – благодарность от всех,

Три – гражданский подвиг.

Ученик: Я хочу прочитать стихотворение Е.Евтушенко “Гражданственность”

Боль гражданства не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин,
Защищает собой все поле
Даже если он в поле один.
Все мы порознь, как в чаще тропинка
И дорога, когда мы одно.
Крикуны исчезают бесследно,
Но, как совести , внутренний глас
На защиту России – бессмертно
Поднимает гражданственность нас.

Учитель: А что такое гражданин?

Отечества достойный сын. (Н. Некрасов)

Учитель: “Итак, мы поговорили о человеке гражданине в высоком понимании этого слова. Человек – это звучит гордо. За год вы повзрослели, изменились, а как вы поработали над собой, какими вы стали? Для того чтобы узнать уровень вашей активности и самопознания мы проведем анкету и ответим на вопросы”.

Анкета.

Что в тебе выросло за год?

Над какими из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время?

Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году и сумел развить?

Над какими из них ты сейчас работаешь?

Что ты хотел пожелать себе на будущее?

(Выступление учащихся)

Учитель: “Чтобы ваши мечты осуществились, а будущее действительно было прекрасным, вы должны занимать активную жизненную позицию, ваше сознание должно быть на самом высоком уровне. Нужно работать над собой”.

Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь и день и ночь. (Л.Яшин)

  • Эпиграф 3. “Счастье людей заключается в том, чтобы люди любили делать то, что они должны делать”. (К. Гельвицкий)

Учитель: “Человеку всегда хочется знать мнение о себе окружающих людей. Что о нем думают другие люди? Каким они воспринимают его, в том числе в профессиональной сфере? Сейчас вам предоставляется возможность узнать, каким видят ваше профессиональное будущее ваши одноклассники? (Заслушать ответы учащихся)

Учитель: “Какие призвания вам пришлись по душе, а какие совсем не понравились?”

  • Эпиграф 4. “При согласии незначительные дела вырастают, при несогласии гибнут”

(Гай Кристи)

Учитель: “Многие уверены, что выжить, можно думая только о себе, конкурируя с другими людьми. Другие убежденно утверждают, что человек более счастлив, если оказывает постоянную помощь и поддержку другим людям. Сейчас мы разобьемся на команды “оппоненты и конкуренты” и проведем альтернативную игру, в которой каждый из вас будет отстаивать свое мнение по предложенному утверждению.

Конкуренты – “ Жизнь – борьба, я выживу в ней в одиночку”.

Оппоненты – “Человек – существо коллективное, он не может жить без общества”.

1 пара.

Конкурент: “Я считаю, что жизнь – борьба, нужно бороться за место под солнцем, иначе кто – то, более ловкий и сильный займет твое место. Помнишь, как в мультфильме сказано: Люби себя и плюй на всех и в жизни ждет тебя успех”.

Оппонент: “Хочу тебе процитировать стихи В. Маяковского:

Единица – вздор,
единица – ноль,
Один –
даже если
очень важный –
не поднимет простое пятивершковое бревно,
тем более
дом пятиэтажный”,

я думаю, что сила человека в единении с обществом”.

2 пара.

Конкурент: “А почему же сейчас распался институт брака и семьи? Да потому, что одному человеку легче выжить в современном мире, не надо думать о том, чем прокормить семью, как воспитывать детей, зачем загружать свою жизнь проблемами быта, если драгоценные минуты жизни можно потратить на становление самого себя как личности?”

Оппонент: “Довольствуясь малым, мы более всего становимся богоподобными, потому что боги ни в чем не нуждаются”. (Сократ)

“Еще в Библии сказано: возлюби ближнего своего, как самого себя. Помоги ближнему своему.

Человек живет заботой о себе, об окружающих, значит, заботой об обществе”.

3 пара.

Конкурент: “Человек – дитя природы а в природе, как известно, происходит естественный отбор и выживает сильнейший. В нашем нестабильном мире выживает тот, у кого есть власть, прав тот, у кого больше прав. Поэтому, не взирая ни на что, нужно идти вперед.

Торопись, ведь дни проходят
Ты у времени в гостях
Не рассчитывай на помощь,
Помни, все в твоих руках”.

Оппонент: “Вспомним пословицы: “Один в поле не воин”, “Семеро одного не ждут”, “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”. Все они посвящены дружбе, доверию, взаимопониманию, тем хорошим качествам, без которых наша жизнь была бы скучна и не содержательна”.

4 пара.

Конкурент: “Душа человека – пустой сосуд, который мы ожжем наполнить либо зельем, либо благовонными травами. Совершенствуясь, человек может стать гениальным ученым, который направит свою деятельность на благо других людей: например, придумать лекарство для борьбы с раком или наркоманией”.

Оппонент: “ Человек – это свеча, которая сгорая сама, дает свет другим. Я убежден, в том, что человек должен жить для других людей, оказывая им помощь и поддержку. Помогая другим, мы, прежде всего, помогаем себе, становимся чище и духовно богаче”.

5 пара.

Оппонент: “Мы сегодня говорили об экологической катастрофе. Если каждый человек страны, мира, будет заботиться о природе, беречь окружающую среду, то вместе мы не допустим уничтожения жизни на Земле. Верно, говорят что “на миру и смерть красна”.

Конкурент: “экологической катастрофой должны заниматься не дилетанты, а компетентные люди, которые знают проблему изнутри. Можно поручить, ученым придумать безотходные технологии производства и высокие технологии, на худой конец – средства индивидуальной защиты населения. И эта проблема будет решена”.

6 пара.

Оппонент: “Уж не хотите ли вы в одиночку победить международный терроризм? Сейчас целые армии – войска северного Альянса подключены к решению этого глобального вопроса”.

Конкурент: “Я предлагаю свой метод борьбы с терроризмом: объявить психотропную войну, собрать всех колдунов, магов, экстрасенсов и пусть они перестроят сознание всех противоборствующих сил, и направят их на мирное сосуществование”.

7 пара.

Конкурент: “Гениями не рождаются, ими становятся. Чтобы стать гением, нужно поставить перед собой глобальную цель и идти к ней на протяжении всей своей жизни, отметая все ненужное.

Нобелевские лауреаты на дороге не валяются! Гениями гордится страна и каждый из нас должен стремиться к вершине славы”.

Оппонент: “Л.Толстой сказал: “человек есть дробь. Знаменатель- это оценка человеком самого себя, числитель – достоинства человека с точки зрения общества. Увеличить числитель – не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель, свое мнение о самом себе и этим уменьшением приблизится к совершенству”.

  • Эпиграф 5. “Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на Земле”. (Ф.М.Достоевский)

Учитель: “Основное отличие человека разумного – умение осмыслить ситуацию, ход и результаты своей деятельности. Мы продолжаем тренировать это умение. Тема сегодняшнего занятия “Сотвори свое будущее”. Вы должны написать отчет о реализации своих планов на будущее, каким вы его себе представляете и что еще вам нужно сделать для его осуществления?”