Цели:
подвести детей к осознанию понятия “Родина”;
познакомить учащихся с историческими местами и памятниками города Корочи и села Бехтеевки;
воспитывать любовь к малой Родине, уважение к истории Отечества.
Задачи.
Учащиеся должны знать памятные места малой родины г.Корочи и села Бехтеевки.
Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую работу, используя первоисточники, анализировать её результаты, делать выводы; работать в парах.
Оборудование: проектор, символика России и Белгородской области, детские проектные работы, презентация, книга “Короча” сборники стихов Т.Д. Трясоруковой
Ход урока
(слайд №1)
I. 1.Орг. момент.
Придумано кем-то, просто и мудро, (слайд №2)
При встрече здороваться: “Доброе утро”
– Доброе утро солнцу и птицам!
– Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера.
Учитель: Я желаю вам, дети, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока
2.Собщение темы урока.
– Ребята, кто из вас любит путешествовать?
Велика и прекрасна наша страна Россия. И как вы уже знаете, занимает она огромную территорию. Мы уже с вами совершали заочные путешествия по городам нашей страны, а сегодня отправимся в путешествие по нашей малой родине, не выходя из класса. И помогут нам в этом, конечно же, ваши знания.
II. Проверка домашнего задания
Прежде всего, скажите, что нового мы узнали на прошлом уроке?
Дети: – На прошлом уроке мы познакомились с символами нашей страны:гербом, флагом и гимном. (слайд 4-5)
.а)– А кто из вас ребята расскажет о гербе нашей страны?
– ответы детей
-А кто помнит стихотворение о гербе?
– стихотворение Герб России.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный
– Ребята, что вы знаете о флаге нашей страны? Что обозначают 3 цвета флага?
– ответы детей
– А что вы знаете о Гимне нашей страны?
Ответы детей: – Гимн нужно слушать и исполнять стоя
-Давайте мы с вами исполним 1 куплет и припев Гимна
-Садитесь.
-Работа с тестом
– У вас на партах лежат тесты по символике. Ответьте на поставленные вопросы и выберите правильный ответ. Проверку сделаете в парах.
Тест “Символы России и Белгородской области”
1)Выбери нужное.
Столица России
– Белгород
– Санкт-Петербург
– Москва
2)Когда отмечается день флага
– 22 августа
-22 июня
12 июля
3)Соедини стрелкой:
Флаг Белгорода
Флаг России
4) Соедини стрелкой
Герб Корочи
Герб России
Герб Белгорода
4.Проверка (работа в парах)
III.Физкультминутка (слайд 6)
Мы устали не на шутку
Проведём физкультминутку.
Раз-два, потянулись.
Влево, вправо повернулись.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Наклонились,поклонились,
А потом присели.
Влево, вправо повернулись
И тихонько сели.
IV. Актуализация и мотивация
Звучит песня на слова Михаила Львовича Матусовского “С чего начинается Родина” (слайд 7)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе (на фоне песни)
Цель урока в действиях учащихся
– Мы продолжаем наше знакомство с Родиной и отправляемся в путешествие по малой родине.
Спросите у своих друзей, родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Одни скажут, что Родина – это место, где человек родился, вырос, то есть – это город, село, посёлок, аул. Другие ответят, что это родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы, папы, братьев и сестёр, дедушки и бабушки, родственников и друзей. И все будут правы. Потому, что каждый сам решает, где и с чего начинается для него Родина.
Для многих Родина берёт начало с отчего дома. Отчий – значит отцовский. Это слово от того – же корня, что и “Отечество”. Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца.(на доске однокоренные слова Отчизна, Отечество, отчий край, отец)
Но Родина начинается не только с отчего дома. Если человеку приходится покидать место, где он родился и жил, он всё время вспоминает то, что запало в сердце, потому что родные, с детства знакомые места – это наша малая Родина, наш родной край.
В нашей стране много краёв и областей. И везде своя природа, свой климат, свой животный и растительный мир, свои названия городов и сёл, свои живописные уголки: дали, неоглядные леса и перелески, долины, реки, холмы и горы. Для нас же – это город Короча и наше родное село Бехтеевка.
V. Изучение нового материала. (Слайды 7–9 стела Короча)
История города Короча уходит в далёкий 17 век. Основателем города считается воевода Андрей Васильевич Бутурлин. Короча была сторожевой крепостью во время нашествия татар на Русь и была построена в июне 1638г на меловой горе, у подножья которого протекала полноводная река Короча. В 1647 году в крепости произошёл пожар и люди переселились и образовали с Казанку, Погореловку, Подкопаевку, Пушкарное, и Языково.И позднее на правом берегу реки стал строиться город.
По приказу царя Петра I в Корочу был привезен и установлен вестовой колокол. Он извещал жителей о том, что приближается враг.
Проживало в городе 3835 человек. Сейчас проживает около 7 тысяч человек.
Петр I дважды побывал в Короче – в 1701 и 1709 годах.
(слайд 10)
Сейчас Короча – город, центр Корочанского района Белгородской области. Расположен на правом берегу реки Корочи в 45 километрах к юго – востоку от от Белгорода. Через город проходит автодорога Белгород – Губкин – Воронеж.
(слайды история символа и Герб 12-13)
Город Короча – родина знаменитых садов. В 1786 году в городе значилось 98 садов. Корочанские яблоки, груши,чернослив славились по всей округе, поставлялись в Москву и другие города России. И сейчас наши корочанские яблоки известны далеко за пределами Белгородской области.
Достопримечательности (слайды 14-15)
В 1868 году в городе была открыта мужская Александровская гимназия Сейчас это речевая школа-интернат, (слайд_ 16)
Музей (слайд 17)
И через 40 лет открыли женскую гимназию имени Д.К.Кромского, Здесь находится Корочанская средняя школа
(Слайд 18)
Физминутка для глаз (слайд 19)
Наше путешествие продолжается. И вот перед нами парк им.Г.Д.Гая. (Слайд 20– 21)
VI. Первичное закрепление.
Ребята подготовили проектную работу “Памятники воинской Славы” Карпенко Д.
Короча – наша малая Родина – богата родниками. В честь 361-летия основания Корочи восстановлен и освящен целебный источник, чудо природы – “Ясный колодец (слайд 22).
– Дети показывают проектную работу “Родники”.
Учитель: В разных местах нашей страны много источников. В отдельных районах родники снабжают целые населённые пункты питьевой водой. Люди бережно относятся к ним. Часто родничок обсаживают деревьями и кустарниками, чтобы не пересыхал в летнюю жару. Все родники нашей страны строго охраняются. И все же есть нерадивые люди, которые бросают в родники ненужные бумажки, консервные банки и другой мусор. Из такого источника воду пить нельзя. Нужно бережно относиться к нашим водоёмам – это красота нашей природы. Красоту своего края надо беречь и охранять, тогда наша малая родина станет ещё прекрасней.
Учитель: Мы продолжаем наше путешествие. Слева от нас находится районная библиотека. Справа– Храм Пресвятой Богородицы. И вот перед нами площадь имени Васильева. Вы видите кинотеатр “Смена”, Дом народного творчества.
Библиотека (слайд23)
Храм Пресвятой Богородицы (слайд 24)
Дом народного творчества (слайд 25)
Площадь им. Васильева (слайд 26)
И вот мы с вами уже в нашем родном с. Бехтеевка. История нашего села уходит в далёкий 17 век.Основателем села является воевода Бехтий. На левом берегу реки начало строиться село. Сначала было построено до десятка домов. Сейчас же в нашем селе проживает
(Слайды по достопримечательностям села №27-28 река и парк Молодёжный)
Наше село богато умными, талантливыми людьми. Все вы знаете Т.Д.Трясорукову, которая много лет проработала в нашей школе. Но она была не только учителем, но и поэтом. Написал много стихов, выпустила много сборников о нашем крае. В том числе гимн нашей школы. А.Н.Алексеева – всю свою жизнь отдала детям, работая в школе. Сейчас она на заслуженном отдыхе. Она тоже местная поэтесса. Сборник её стихов посвящён нашей малой родине.
– Стихотворение “Бехтеевка” Т.Трясоруковой прочитает Жуйкова Маша
Перед нами центральная площадь нашего села Бехтеевки. Слева вы видите Дом народного творчества и спортивный комплекс огромными спортивными залами, двумя плавательными бассейнами. Здесь в спортивных секциях занимаетесь не только вы, ребята, но и взрослые. Справа от нас находится памятник погибшим воинам, защищавшим наше село в годы Великой Отечественной войны и нашим односельчанам не вернувшимся с фронта.
-центр села Спорткомплекс и ДНТ (слайды 29-30)
– Памятник погибшим (№31)
И вот перед нами наша родная Бехтеевская школа. Многим выпускникам она дала путёвку в жизнь. Среди них есть инженеры и учителя, зоотехники и агрономы, генералы, доктора наук и просто замечательные люди.
-Бехтеевская школа (№32)
VII. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
О чём расскажите своим родителям?
Что считаете было полезным для вас?
Что понравилось на уроке?
О чём будете вспоминать?
IX. Рефлексия
Смайлики с настроением.
X. Домашнее задание.
1–2 группа – собрать материал поэтах – земляках Трясоруковой Т.Д. и Алексеевой А.Н.
3группа – готовит проект “Мой дом. Моя улица”.