Окружающий мир "Родной край – частица родины". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • подвести детей к осознанию понятия “Родина”;

  • познакомить учащихся с историческими местами и памятниками города Корочи и села Бехтеевки;

  • воспитывать любовь к малой Родине, уважение к истории Отечества.

Задачи.

Учащиеся должны знать памятные места малой родины г.Корочи и села Бехтеевки.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую работу, используя первоисточники, анализировать её результаты, делать выводы; работать в парах.

Оборудование: проектор, символика России и Белгородской области, детские проектные работы, презентация, книга “Короча” сборники стихов Т.Д. Трясоруковой

Ход урока

(слайд №1)

I. 1.Орг. момент.

Придумано кем-то, просто и мудро, (слайд №2)

При встрече здороваться: “Доброе утро”

– Доброе утро солнцу и птицам!
– Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера.

Учитель: Я желаю вам, дети, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока

2.Собщение темы урока.

– Ребята, кто из вас любит путешествовать?

Велика и прекрасна наша страна Россия. И как вы уже знаете, занимает она огромную территорию. Мы уже с вами совершали заочные путешествия по городам нашей страны, а сегодня отправимся в путешествие по нашей малой родине, не выходя из класса. И помогут нам в этом, конечно же, ваши знания.

II. Проверка домашнего задания

Прежде всего, скажите, что нового мы узнали на прошлом уроке?

Дети: – На прошлом уроке мы познакомились с символами нашей страны:гербом, флагом и гимном. (слайд 4-5)

.а)– А кто из вас ребята расскажет о гербе нашей страны?

– ответы детей

-А кто помнит стихотворение о гербе?

– стихотворение Герб России.

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный

– Ребята, что вы знаете о флаге нашей страны? Что обозначают 3 цвета флага?

– ответы детей

– А что вы знаете о Гимне нашей страны?

Ответы детей: – Гимн нужно слушать и исполнять стоя

-Давайте мы с вами исполним 1 куплет и припев Гимна

-Садитесь.

-Работа с тестом

– У вас на партах лежат тесты по символике. Ответьте на поставленные вопросы и выберите правильный ответ. Проверку сделаете в парах.

Тест “Символы России и Белгородской области”

1)Выбери нужное.

Столица России

– Белгород

– Санкт-Петербург

– Москва

2)Когда отмечается день флага

– 22 августа

-22 июня

12 июля

3)Соедини стрелкой:

Флаг Белгорода

Флаг России

4) Соедини стрелкой

Герб Корочи

Герб России 

Герб Белгорода 

4.Проверка (работа в парах)

III.Физкультминутка (слайд 6)

Мы устали не на шутку
Проведём физкультминутку.
Раз-два, потянулись.
Влево, вправо повернулись.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Наклонились,поклонились,
А потом присели.
Влево, вправо повернулись
И тихонько сели.

IV. Актуализация и мотивация

Звучит песня на слова Михаила Львовича Матусовского “С чего начинается Родина” (слайд 7)

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе (на фоне песни)

Цель урока в действиях учащихся

– Мы продолжаем наше знакомство с Родиной и отправляемся в путешествие по малой родине.

Спросите у своих друзей, родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Одни скажут, что Родина – это место, где человек родился, вырос, то есть – это город, село, посёлок, аул. Другие ответят, что это родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы, папы, братьев и сестёр, дедушки и бабушки, родственников и друзей. И все будут правы. Потому, что каждый сам решает, где и с чего начинается для него Родина.

Для многих Родина берёт начало с отчего дома. Отчий – значит отцовский. Это слово от того – же корня, что и “Отечество”. Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца.(на доске однокоренные слова Отчизна, Отечество, отчий край, отец)

Но Родина начинается не только с отчего дома. Если человеку приходится покидать место, где он родился и жил, он всё время вспоминает то, что запало в сердце, потому что родные, с детства знакомые места – это наша малая Родина, наш родной край.

В нашей стране много краёв и областей. И везде своя природа, свой климат, свой животный и растительный мир, свои названия городов и сёл, свои живописные уголки: дали, неоглядные леса и перелески, долины, реки, холмы и горы. Для нас же – это город Короча и наше родное село Бехтеевка.

V. Изучение нового материала. (Слайды 7–9 стела Короча)

История города Короча уходит в далёкий 17 век. Основателем города считается воевода Андрей Васильевич Бутурлин. Короча была сторожевой крепостью во время нашествия татар на Русь и была построена в июне 1638г на меловой горе, у подножья которого протекала полноводная река Короча. В 1647 году в крепости произошёл пожар и люди переселились и образовали с Казанку, Погореловку, Подкопаевку, Пушкарное, и Языково.И позднее на правом берегу реки стал строиться город.

По приказу царя Петра I в Корочу был привезен и установлен вестовой колокол. Он извещал жителей о том, что приближается враг.

Проживало в городе 3835 человек. Сейчас проживает около 7 тысяч человек.

Петр I дважды побывал в Короче – в 1701 и 1709 годах.

(слайд 10)

Сейчас Короча – город, центр Корочанского района Белгородской области. Расположен на правом берегу реки Корочи в 45 километрах к юго – востоку от от Белгорода. Через город проходит автодорога Белгород – Губкин – Воронеж.

(слайды история символа и Герб 12-13)

Город Короча – родина знаменитых садов. В 1786 году в городе значилось 98 садов. Корочанские яблоки, груши,чернослив славились по всей округе, поставлялись в Москву и другие города России. И сейчас наши корочанские яблоки известны далеко за пределами Белгородской области.

Достопримечательности (слайды 14-15)

В 1868 году в городе была открыта мужская Александровская гимназия Сейчас это речевая школа-интернат, (слайд_ 16)

Музей (слайд 17)

И через 40 лет открыли женскую гимназию имени Д.К.Кромского, Здесь находится Корочанская средняя школа

(Слайд 18)

Физминутка для глаз (слайд 19)

Наше путешествие продолжается. И вот перед нами парк им.Г.Д.Гая. (Слайд 20– 21)

VI. Первичное закрепление.

Ребята подготовили проектную работу “Памятники воинской Славы” Карпенко Д.

Короча – наша малая Родина – богата родниками. В честь 361-летия основания Корочи восстановлен и освящен целебный источник, чудо природы – “Ясный колодец (слайд 22).

– Дети показывают проектную работу “Родники”.

Учитель: В разных местах нашей страны много источников. В отдельных районах родники снабжают целые населённые пункты питьевой водой. Люди бережно относятся к ним. Часто родничок обсаживают деревьями и кустарниками, чтобы не пересыхал в летнюю жару. Все родники нашей страны строго охраняются. И все же есть нерадивые люди, которые бросают в родники ненужные бумажки, консервные банки и другой мусор. Из такого источника воду пить нельзя. Нужно бережно относиться к нашим водоёмам – это красота нашей природы. Красоту своего края надо беречь и охранять, тогда наша малая родина станет ещё прекрасней.

Учитель: Мы продолжаем наше путешествие. Слева от нас находится районная библиотека. Справа– Храм Пресвятой Богородицы. И вот перед нами площадь имени Васильева. Вы видите кинотеатр “Смена”, Дом народного творчества.

Библиотека (слайд23)

Храм Пресвятой Богородицы (слайд 24)

Дом народного творчества (слайд 25)

Площадь им. Васильева (слайд 26)

И вот мы с вами уже в нашем родном с. Бехтеевка. История нашего села уходит в далёкий 17 век.Основателем села является воевода Бехтий. На левом берегу реки начало строиться село. Сначала было построено до десятка домов. Сейчас же в нашем селе проживает

(Слайды по достопримечательностям села №27-28 река и парк Молодёжный)

Наше село богато умными, талантливыми людьми. Все вы знаете Т.Д.Трясорукову, которая много лет проработала в нашей школе. Но она была не только учителем, но и поэтом. Написал много стихов, выпустила много сборников о нашем крае. В том числе гимн нашей школы. А.Н.Алексеева – всю свою жизнь отдала детям, работая в школе. Сейчас она на заслуженном отдыхе. Она тоже местная поэтесса. Сборник её стихов посвящён нашей малой родине.

Стихотворение “Бехтеевка” Т.Трясоруковой прочитает Жуйкова Маша

Перед нами центральная площадь нашего села Бехтеевки. Слева вы видите Дом народного творчества и спортивный комплекс огромными спортивными залами, двумя плавательными бассейнами. Здесь в спортивных секциях занимаетесь не только вы, ребята, но и взрослые. Справа от нас находится памятник погибшим воинам, защищавшим наше село в годы Великой Отечественной войны и нашим односельчанам не вернувшимся с фронта.

-центр села Спорткомплекс и ДНТ (слайды 29-30)

– Памятник погибшим (№31)

И вот перед нами наша родная Бехтеевская школа. Многим выпускникам она дала путёвку в жизнь. Среди них есть инженеры и учителя, зоотехники и агрономы, генералы, доктора наук и просто замечательные люди.

-Бехтеевская школа (№32)

VII. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

О чём расскажите своим родителям?

Что считаете было полезным для вас?

Что понравилось на уроке?

О чём будете вспоминать?

IX. Рефлексия

Смайлики с настроением.

X. Домашнее задание.

1–2 группа – собрать материал поэтах – земляках Трясоруковой Т.Д. и Алексеевой А.Н.

3группа – готовит проект “Мой дом. Моя улица”.