Цели и задачи:
- развитие интереса к предмету;
- повышение языковой культуры учащихся;
- вовлечение ребят в активную познавательную деятельность.
1 ведущий: Да будет честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Н.М. Карамзин)
2 ведущий: Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый разум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики… (Н. Новиков)
3 ведущий: С русским языком можно
творить чудеса!
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что
нельзя было бы передать русским языком: звучание
музыки, блеск красок, игру света, шум и тень
садов, неясность сна, громыхание грозы, детский
шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков,
образов и мыслей – сложных и простых, – для
которых не нашлось бы в нашем языке точного
выражения. (К.Г.Паустовский)
1 ведущий: С русским языком можно творить чудеса?! А где происходят эти чудеса?
2 ведущий: В одном необыкновенном королевстве, которое называется – ГРАММАТИКА! Королева ждет вас!
3 ведущий: Ребята, а вы любите русский язык? Знаете правила? Грамотно пишете диктанты, без ошибок? Вот это мы сейчас проверим!
Приложение 1. Слайд 1
В одной очень любимой нами всеми книге живут герои : Пух, Пятачок, Кристофер Робин, Кролик…Кажется, я кого-то не назвала? Подскажите, ребята?
– Правильно! Это – Сова.
1 ведущий: Сова жила в великолепном
замке «Каштаны». Да, это был не дом, а настоящий
замок. Во всяком случае, так казалось Медвежонку,
потому что на двери замка был и звонок с кнопкой,
и колокольчик со шнурком. Под звонком было
прибито объявление:
«Прашу нажать эсли не аткрывают»
А под колокольчиком другое объявление:
«Прашу падергать эсли не аткрывают. Сава»
Оба объявления паписал Кристофер Робин, который
во всем Лесу умел писать. Даже Сова, хотя она была
очень-очень умная и умела читать и даже
подписывать свое имя – Сава – и то не сумела бы
правильно написать такие трудные слова. Ребята, а
вы сможете правильно написать эти слова? Кто
хочет исправить ошибки?
Приложение 1. Слайд 2
– Вот теперь мы можем смело отправляться в королевство Грамматики!
Звучит музыка. Дети танцуют вальс.
Королева Грамматика приветствует гостей:
– В моем королевстве живут дружно звуки, слова,
части речи, знаки препинания.
Ребята, а кто мне скажет, что изучает ЛЕКСИКА?
СЛОВО! Сколько загадочных тайн и открытий
таит оно в себе! Давайте убедимся в этом. Я
предлагаю вам, ребята, выполнить творческое
задание : написать сочинение – этюд!
Мы должны подобрать слова, чтобы ярко и образно
описать произведение живописи.
Посмотрите на картину Кончаловского «Сирень». Не правда ли, на нас сразу пахнуло весной? А вам нравится сирень? Художник передал свежесть и великолепие цветов красками, мы постараемся передать свои чувства словами. Вот опорные слова: таинственно, благоухающее, роскошно, необычно, чарующе, упоительно, медвяно, дивно, загадочно. Посмотрим, как от одного маленького слова, но драгоценного слова зазвучит мысль!
Вместе с королевой ребята составляют текст – сочинение-этюд:
О маленькое чудо!
Пышные кисти белой и лиловой сирени в букете
дышат свежо и благоухающе. Просто таинственно
околдовывают ее кружевные ветви, роскошно
склонив свои душистые грозди. Необычайно красивы
нежные цветы – звездочки. Аромат сирени медвяно
тает в комнате, наполняя ее дивным запахом.
Букет сирени, еще влажный от ночной росы,
выглядит загадочно и дивно!
– Молодцы, ребята. Убедились, какие чудеса можно творить с русским языком!
1 ведущий: Прекрасные слова сказал Н. В. Гоголь: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок ; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи!»
Приложение 1. Слайд 3
2 ведущий: Уважаемая Королева! А подскажите, пожалуйста, кто те две маски, что так мило беседуют в компании с Лексикой и выглядят так контрастно?
(Маски – двое ребят – девочка в белом бальном платье и мальчик в черном костюме)
Королева: А давайте спросим у наших гостей, ведь они – знатоки русского языка.
Дети: Это АНТОНИМЫ!
Антонимы приглашают ребят к участию в дидактической игре.
Приложение 1. Слайд 4
Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят очень хорошее слово:
Широкий –
Твердый –
Старый –
Скучный –
Бесполезный –
Неряшливый –
(Ответ: узкий, мягкий, новый, интересный, ценный, аккуратный – УМНИЦА.)
Дети получают медальки – «умница»
Сценка «Веселые рифмы»
Звонок!
Учитель: Здравствуйте, дети! Отвечаем урок. К доске пойдет…
Сердце так и гложет страх.
Ах!
Эх, не помню как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и ждет меня доска.
Если б кто-нибудь помог.
Ох!
Ух, захватывает дух!
Притворюсь – ка, что я глух!
Хоть бы в классе свет потух!
Ух!
Ах!
Эх!
Ох!
Ух… не вызвали!
3 ведущий: Ребята, а кто эти маленькие
словечки, которые спасли всех от «двойки?»
Надеемся, что в нашей школе дети дружат с
МЕЖДОМЕТИЯМИ и с желанием отвечают урок.
А теперь послушайте, какие интересные истории
рассказывают междометия о себе.
БАЮ-БАЙ. Родное, знакомое всем с детства
междометие укачивания малыша употребляется
обычно не в одиночку, а целой цепочкой –
баю-баюшки-баю, баю-баеньки.
Произошло это междометие от глагола баять –
говорить, рассказывать сказки. Таким образом,
слово баю-бай оказывается того же корня, что и
басня, краснобай и обаятельный.
– Здравствуй! Сколько раз за свою жизнь мы произносим это слово, самое обычное русское междометие приветствия при встрече! Сейчас оно для нас простой знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. Ведь ЗДРАВСТВУЙ буквально значит «будь здоров», а точнее – аналогично современному ПРИВЕТСТВУЮ.
1 ведущий: Итак, ребята! Будьте вежливы,
спешите приветствовать в первую очередь
взрослых и друг друга!
Наше путешествие продолжается, и я приглашаю
желающих принять участие в конкурсе настоящих
эрудитов – Знатоков русского языка!
– Внимание! Вопрос! Что же находится в черном
ящике?
– ЭТО цитрусовое дерево, а также сочный
ароматный сладкий плод с его мягкой оранжевой
кожурой. (МАНДАРИН)
Королева Грамматика: Очень похвально, дети! Я очень рада встрече с вами и убеждена, что вы любите русский язык, развиваете речевую культуру, дружите со словарями. А в благодарность всем – сладкие ароматные МАНДАРИНЫ!
– До свидания! До новых встреч в необыкновенном королевстве – ГРАММАТИКА!
Ведущие благодарят всех участников мероприятия.