Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну грамматики. С русским языком можно творить чудеса". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Класс: 6


Цели и задачи:

  • развитие интереса к предмету;
  • повышение языковой культуры учащихся;
  • вовлечение ребят в активную познавательную деятельность.

1 ведущий: Да будет честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если  надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Н.М. Карамзин)

2 ведущий: Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый разум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики… (Н. Новиков)

3 ведущий: С русским языком можно творить чудеса!
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок,  игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Г.Паустовский)

1 ведущий: С русским языком можно творить чудеса?! А где происходят эти чудеса?

2 ведущий: В одном  необыкновенном королевстве, которое называется  – ГРАММАТИКА! Королева ждет вас!

3 ведущий: Ребята, а вы любите русский язык?  Знаете правила? Грамотно пишете диктанты, без ошибок? Вот это мы сейчас проверим!

Приложение 1. Слайд 1

В одной очень любимой нами всеми книге живут герои : Пух, Пятачок, Кристофер Робин, Кролик…Кажется, я кого-то не назвала? Подскажите, ребята?

– Правильно! Это – Сова.

1 ведущий: Сова жила в великолепном замке «Каштаны». Да, это был не дом, а настоящий замок. Во всяком случае, так казалось Медвежонку, потому что на двери замка был и звонок с кнопкой, и колокольчик со шнурком. Под звонком было прибито объявление:
«Прашу нажать эсли не аткрывают»
А под колокольчиком другое объявление:
«Прашу падергать эсли не аткрывают. Сава»
Оба объявления паписал Кристофер Робин, который во всем Лесу умел писать. Даже Сова, хотя она была очень-очень умная и умела читать и даже подписывать свое имя – Сава – и то не сумела бы правильно написать такие трудные слова. Ребята, а вы сможете правильно написать эти слова? Кто хочет исправить ошибки?

Приложение 1. Слайд 2

– Вот теперь мы можем смело  отправляться в королевство Грамматики!

Звучит музыка. Дети танцуют вальс.
Королева Грамматика приветствует гостей:

– В моем королевстве живут дружно звуки, слова, части речи, знаки препинания.
Ребята, а кто мне скажет, что изучает ЛЕКСИКА?
СЛОВО!  Сколько загадочных тайн и открытий таит оно в себе! Давайте убедимся в этом. Я предлагаю вам, ребята, выполнить творческое задание : написать сочинение – этюд!
Мы должны подобрать слова, чтобы ярко и образно описать произведение живописи.

Посмотрите на картину Кончаловского «Сирень». Не правда ли, на нас сразу пахнуло весной? А вам нравится сирень?  Художник передал свежесть и великолепие цветов красками, мы постараемся передать свои чувства словами. Вот опорные слова: таинственно,  благоухающее,  роскошно,  необычно, чарующе, упоительно,  медвяно, дивно,  загадочно. Посмотрим, как от одного маленького слова, но драгоценного слова зазвучит мысль!

Вместе с королевой ребята составляют текст – сочинение-этюд:

О маленькое чудо!
Пышные кисти белой и лиловой сирени в букете дышат свежо и благоухающе. Просто таинственно околдовывают ее кружевные ветви, роскошно склонив свои душистые грозди. Необычайно красивы нежные цветы – звездочки. Аромат сирени медвяно тает в комнате, наполняя ее дивным запахом.
Букет сирени, еще влажный от ночной росы, выглядит загадочно и дивно!

– Молодцы, ребята.  Убедились, какие чудеса можно творить с русским языком!

1 ведущий: Прекрасные слова сказал Н. В. Гоголь: «Дивишься драгоценности нашего  языка: что ни звук, то и подарок ; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи!»

Приложение 1. Слайд 3

2 ведущий: Уважаемая Королева!  А подскажите, пожалуйста,  кто те две маски, что так мило беседуют в компании с Лексикой и выглядят так контрастно?

(Маски – двое ребят – девочка в белом бальном платье и мальчик в черном костюме)

Королева:  А давайте спросим  у наших гостей, ведь они – знатоки русского языка.

Дети: Это  АНТОНИМЫ!

Антонимы приглашают ребят к участию в дидактической игре.

Приложение 1. Слайд 4

Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят очень хорошее слово:

Широкий –
Твердый –
Старый –
Скучный –
Бесполезный –
Неряшливый –

(Ответ: узкий, мягкий, новый, интересный, ценный, аккуратный – УМНИЦА.)

Дети получают медальки – «умница»

Сценка «Веселые рифмы»

Звонок!

Учитель: Здравствуйте, дети! Отвечаем урок. К доске пойдет…

Сердце так и гложет страх.
Ах!
Эх, не помню как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и ждет меня доска.
Если б кто-нибудь помог.
Ох!
Ух, захватывает дух!
Притворюсь – ка, что я глух!
Хоть бы в классе свет потух!
Ух!
Ах!
Эх!
Ох!
Ух… не вызвали!

3 ведущий: Ребята, а кто эти маленькие словечки, которые спасли всех от «двойки?»
Надеемся, что в нашей школе дети дружат с МЕЖДОМЕТИЯМИ и с желанием отвечают урок.
А  теперь послушайте, какие интересные истории рассказывают междометия о себе.
БАЮ-БАЙ. Родное, знакомое всем с детства междометие укачивания малыша употребляется обычно не в одиночку, а целой цепочкой – баю-баюшки-баю, баю-баеньки.
Произошло это междометие от глагола баять – говорить, рассказывать сказки. Таким образом, слово баю-бай оказывается того же корня, что и басня, краснобай и обаятельный.

– Здравствуй!   Сколько раз за свою жизнь мы произносим это слово, самое обычное русское междометие приветствия при встрече! Сейчас оно для нас простой знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. Ведь ЗДРАВСТВУЙ буквально значит «будь здоров», а точнее – аналогично современному  ПРИВЕТСТВУЮ.

1 ведущий: Итак, ребята! Будьте вежливы, спешите приветствовать в первую очередь взрослых и друг друга!
Наше путешествие продолжается, и я приглашаю желающих принять участие в конкурсе настоящих эрудитов – Знатоков русского языка!
– Внимание! Вопрос! Что  же находится в черном ящике?
– ЭТО цитрусовое дерево, а также сочный ароматный сладкий плод с его мягкой оранжевой кожурой. (МАНДАРИН)

Королева Грамматика: Очень похвально, дети! Я очень рада  встрече с вами и убеждена, что вы любите русский язык, развиваете речевую культуру, дружите со словарями. А в благодарность всем – сладкие ароматные МАНДАРИНЫ!

– До свидания! До новых встреч в необыкновенном королевстве – ГРАММАТИКА!

Ведущие благодарят всех участников мероприятия.