Цели занятия:
- повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу; дать представление о вежливом общении
- формировать привычку употреблять слова вежливости;
- обратить особое внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
Задачи:
- cодействовать нравственному воспитанию младших школьников;
- научить пользоваться вежливыми словами;
- развивать культуру речи.
Учитель:
Сегодня мы с вами поговорим о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16века “вежа” означало “знаток”, тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Народ давно заметил:
Слайд 1.
- “Доброе слово человеку – что дождь в засуху”,
- “Плохое слово и сладким медом не запьешь”
Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости.
Выступление учащихся:
1-й ученик
Добрый день.
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
2-й ученик
Здравствуйте.
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
3-й ученик
Спасибо
За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз?
4-й ученик
Простите
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Но если я все же забуду –
Простите, я больше не буду.
5-й ученик
Пожалуйста
Отменить,
что ли, слово “пожалуйста” -
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй что, без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.
Учитель:
Ну вот, вежливые слова мы вспомнили.
А теперь давайте послушаем историю, которая произошла с мальчиком Павликом в рассказе Валентины Осеевой “Волшебное слово”
Чтение рассказа В. Осеевой “Волшебное слово” .
Обсуждение книги В.Осеевой “Волшебное слово”
Вопросы:
1. Какое волшебное слово сказал старичок Павлику?
2. А помогло ли Павлику это слово?
3. Вспомните, в каких случаях это было?
4. Как надо было произносить “волшебное слово”?
На все вопросы вы ответили правильно. Молодцы!
Учитель:
А сейчас мы проверим с вами, как вы можете пользоваться “волшебными словами”! Проведем викторину. Я буду вам задавать вопросы, а вы из трех предложенных вам ответов должны выбрать правильный. За каждый правильный ответ – фишка. В конце – подведение итогов.
Слайд 2
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого:
а) пожалуйста
б) будьте добры
в) спасибо
Слайд 3
2. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече:
а) приятного аппетита
б) здравствуйте
в) до свидания
Слайд 4
3. Когда вас ругают за шалости говорим:
а) прости, пожалуйста
б) спасибо
в) добрый день
Слайд 5
4. И в Москве и на Кубани на прощанье говорят:
а) спокойной ночи
б) до свидания
в) простите
Слайд 6
5. Если больше есть не в силах, скажем маме мы:
а) я наелся
б) пока
в) спасибо
Слайд 7
6. Как нужно ответить на “спасибо”?
А ) пожалуйста
б) приятного аппетита
в) до свидания
Слайд 8
7. Обращаясь с просьбой к однокласснику, “Дай мне линейку”, вы говорите:
а) эй, ты, дай линейку!
б) дай, пожалуйста.
в) бегом принеси мне линейку!
Учитель:
А сейчас подведем итоги. Молодцы! Вы отлично справились с заданием!
Учитель:
А теперь послушайте стихотворения:
Папа разбил драгоценную вазу,
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
“Простите!” сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже:
“Мы купим другую,
Есть лучше в продаже”.
“Простите!” - казалось бы
Что в нем такого,
А вот ведь какое
Чудесное слово!
“Здравствуйте” при встрече взрослым говорят,
За подарки, помощь всех благодарят.
Старикам в трамвае место уступают.
Вежливые дети все так поступают.
Будь и ты такой же – и тебя вот тут
Вежливым ребенком все назовут!
Учитель:
А теперь послушайте жизненные ситуации, которые произошли с ребятами, и, как вы думаете, правильно ли они поступили?
Чтение отрывков:
1. Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтая ногами. ЕЕ соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.
- Девочка, сиди поспокойнее, пожалуйста. Так нельзя вести себя, - заметила Леночке старушка, сидевшая напротив.
- А что я сделала? – возразила Леночка. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
И она, надувшись, стала смотреть в окно.
Вопрос ведущего:
И девочка, и старушка произнесли слово “пожалуйста”. Можно ли назвать Леночкино “пожалуйста” волшебным? Почему?(Ответы детей)
Учитель:
Нет! Потому что Леночка слово “пожалуйста” произнесла грубо. “Волшебные” слова надо произносить спокойным и приветливым голосом, а сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными!
2. Однажды по улице шел старичок, опираясь на большую палку. Он был очень стар и от старости согнулся. Поэтому он шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шел мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старичку и тот сразу подобрел.
Ребята! Что же мальчик такое сказал, отчего дедушка сразу перестал сердиться?
Ответы детей: извините, пожалуйста!
Слайд 9
Ведущий:
- А сейчас, ребята, внимательно прослушайте стихи детского писателя Григория Остера “Вредные советы” и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.
Слайд 10
№5
Решил подраться – выбирай
Того кто послабей.
А сильный может сдачи дать,
Зачем тебе она?
Чем младше тот, кого ты бьёшь,
Тем сердцу веселей
Глядеть, как плачет он, кричит
И мамочку зовёт.
Но если вдруг за малыша
Вступился кто-нибудь,
Беги, кричи и громко плачь,
И мамочку зови.
Слайд 11
№12
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот
Пусть он видит, лежа в луже, -
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Слайд 12
№13
Если ты пришел к знакомым –
Не здоровайся ни с кем,
Слов “пожалуйста”, “спасибо”
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Слайд 13
№24
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
Слайд 14
№29
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла…
(Ответы детей).
Учитель:
Напомните мне, пожалуйста, с какими вежливыми словами мы сегодня встречались? (Ответы)
Не забывайте их и пусть они всегда шагают с вами по жизни.