Дидактическая цель:
Создать условия для систематизации и обобщения знаний по теме “Системы счисления”.
Цели урока:
Образовательные:
- Актуализация опорных знаний по теме “Системы счисления”.
- Создание условий для формирования целостной системы знаний по теме “Системы счисления”.
- Стимулирование интереса к изучаемой теме.
Развивающие:
- Создание условий для развития коммуникативных навыков в информационном обмене.
- Создание условий для развития навыков мыслительной деятельности при планировании, анализе, синтезе.
Воспитательные:
- Повышение общетехнической и информационной культуры.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная
Метод обучения: творчески-проблемный.
Оборудование урока:
- Мультимедийный проектор, демонстрационный экран, персональные компьютеры.
- Карточки с заданиями.
Ход урока
Подгруппа делится на 2 группы по 6-7 человек, каждой предлагается образовать фирму и выбрать директора. У каждой фирмы есть название и сотрудники: программист (1-2 человека в зависимости от количества), бухгалтер (1-2), дизайнер (1-2) и менеджер. Каждой фирме предоставляется в собственность по одному компьютеру с заготовленными там заданиями.
Цель директора фирмы – руководить работой и помогать всем сотрудникам. Цель каждого сотрудника – заработать как можно больший доход для своей фирмы за счет выполнения заданий. Обратите внимание, что при решении некоторых заданий сотрудник может заработать некоторый капитал, а может и потерять определенный доход. Если хоть одно задание выполнено, его относят жюри для проверки правильности решения. На протяжении всего урока на экране отображается доход и расход каждой фирмы (Приложение 1).
Программистам предлагаются 2 задания: тест (Приложение 2) и кроссворд (Приложение 3), установленные на компьютере.
Бухгалтеры выполняют следующие задания
Реши задачи
! Каждая верно решенная задача приносит вам 100 у.е., за неверное решение – расход 50 у.е.
- Выполните следующие арифметические действия в десятичной системе счисления:
- Возьмите десятичное число, которое в троичной системе счисления записывается как 221.
- Вычтите из него количество бит в 2 байтах.
- Результат умножьте на количество цифр в алфавите четверичной системы счисления.
- Ответ переведите в пятеричную систему счисления.
- В 9 классе контрольную работу по химии на “5” написали 1023 учеников, а на “4” - 11102 учеников. Сколько всего учеников в классе написали контрольную работу на “4” и “5”, ответ представьте в системе счисления с основанием 6.
- В коробке 58 фломастеров, из них 12 красных, 20 синих, 17 зеленых и 8 желтых. В какой системе счисления ведется счет, и сколько фломастеров в коробке?
- В саду посажены яблони и груши, из них 1526% яблони, а остальные 126 — груши. Сколько деревьев в саду?
Выполни задания с числами
! Каждое верно выполненное задание приносит вашей фирме 100 у.е., каждое лишнее число приносит расход 10 у.е.
Задание 1: найдите среди данных чисел те, которые меньше числа 3145.
5816 , 1237 , 1001112 , 10210 , 2156
Задание 2: найдите среди данных чисел те, которые больше числа 768.
1010102 , 20213 , 5910 , 4116 , 709, 3005
Задание 3: найдите сумму чисел. Ответ представьте в системе счисления с основанием 6.
А) 1510 + 618 + 2А16 + 1010012 + 1234
Б) 2103 + 5610 + 10024 + 267 + 2345
Дизайнерам предлагаются следующие задания
Восстанови рисунок по точкам
В таблице приведены номер точки и ее координаты, записанные в различных системах счисления. Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости.
! Каждая верно отмеченная точка принесет вам доход 20у.е., в противном случае расход – 10 у.е.
№ точки |
Координаты точки |
|
X |
Y |
|
1 |
1002 |
223 |
2 |
124 |
10012 |
3 |
114 |
135 |
4 |
1112 |
116 |
5 |
113 |
117 |
6 |
1102 |
203 |
7 |
104 |
213 |
8 |
112 |
123 |
9 |
1002 |
816 |
10 |
27 |
115 |
11 |
105 |
134 |
12 |
18 |
126 |
13 |
113 |
204 |
14 |
24 |
136 |
15 |
112 |
145 |
16 |
102 |
В16 |
17 |
49 |
108 |
18 |
113 |
1023 |
19 |
1012 |
А16 |
20 |
124 |
234 |
21 |
104 |
135 |
22 |
28 |
14 |
23 |
1002 |
113 |
24 |
115 |
114 |
25 |
48 |
102 |
26 |
216 |
18 |
Цифровой чайнворд
Разгадайте цифровой чайнворд. Правило такого: цепочка чисел строится методом стыкования, где последняя цифра первого числа является первой цифрой второго и т.д.
! Каждое верно переведенное число принесет вам доход 20у.е., в противном случае расход – 10 у.е.
- 4218 = …10
- 21010 = …4
- 13235 = …10
- 40710 = …5
- 2439 = …10
- 7910 = …7
- 12036 = …10
- 4010 = …6
- 11467 = …10
- 5010 = …8
- 1000110112 = …10
- 9610 = …5
- 122003 = …10
- 3110 = …8
- 789 = …10
Менеджеру предлагается следующее задание
Афоризмы
Афоризм зашифрован таким образом: каждое указанное число, переведенное в десятичную систему счисления, - это порядковый номер буквы в русском алфавите. Каждая строка - это отдельное слово. Расшифруйте афоризмы М. Горького.
! Каждый верно расшифрованный афоризм принесет вашей фирме 500 у.е., за каждую неверно расшифрованную букву ваш доход уменьшается на 10 у.е.
307 |
279 |
146 |
1416 |
1102 |
238 |
10103 |
|||
1114 |
|||||||||
112 |
345 |
203 |
278 |
, |
|||||
169 |
124 |
||||||||
256 |
1004 |
1012 |
228 |
19 |
223 |
17 |
147 |
248 |
115 |
F16 |
119 |
1103 |
315 |
E16 |
336 |
1003 |
169 |
12 |
217 |
А16 |
106 |
- |
|||
1F16 |
326 |
1213 |
|||||||
14 |
29 |
345 |
246 |
158 |
359 |
1416 |
11112 |
13 |
457 |
2203 |
69 |
334 |
305 |
227 |
238 |
326 |
1Е16 |
||
1203 |
18 |
1А16 |
1102 |
113 |
315 |
||||
112 |
209 |
203 |
168 |
115 |
236 |
119 |
- Подведение итогов
- Рефлексия
Жюри подводит итоги игры, дает оценку работе каждой фирмы, делает заключение по всей игре, учитель выставляет оценки с комментариями.
Беседа с учащимися, понравилась ли им игра, что было наиболее сложным, что не вызвало трудностей, необходимо ли что-то изменить, чтобы игра стала еще интереснее.