1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Воспитатель (тихо звучит музыка)
Я сорвал цветок,
И он завял.
Я поймал жука,
И он умер в ладонях.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем!
Здравствуйте, многоуважаемые экоколобки и все-все-все кто находится в этом зале. Вы, наверное, удивлены, что участников нашей интеллектуально-творческой игры я назвала "экоколобками"? Может быть, кто-нибудь догадался, почему? (Ответы детей)
Итак, экоколобки - это те ребята, которые сегодня выступают в роли исследователей экологических проблем нашего города, края, с которыми они сталкиваются на своем пути и пытаются помочь всем, кто попал или может попасть в беду. (Слайд 2)
Воспитатель: А вы знаете, где вы живете?
Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом.
И сегодня мы будем учиться любить и беречь его - дом, в котором мы живем. У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол - земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка - ласковое солнышко. У нас общий водопровод - это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо хорошо знать и беречь дом, в котором мы живем. А поможет нам в этом наука экология.
"Что такое экология?" (Ответы детей)
Экология - это наука, которая изучает, как изменения в природе влияют на жизнь растений, животных и человека. (Слайды 3, 4, 5)
В переводе с греческого языка слово "экология" означает "учение о доме". Речь идет о "природном доме", который есть у каждого растения, животного, человека. (Слайды 6, 7, 8, 9)
Послушайте стихотворение "Земля - наш дом".
Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля - наш общий дом
Наш добрый дом, просторный дом
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Воспитатель: В каком крае и городе мы живем? (Слайд 12, ответы детей)
Чтобы узнать состояние экологической среды нашего города и края, я приглашаю Вас совершить путешествие на экопаровозике по родным местам. (Слайд 13) Для этого вам необходимо представится и занять места в вагонах (каждая команда представляется).
Первой на перрон приглашается команда:.
Следующая команда..:
За каждый правильный ответ команда получает "экоколобок". В конце путешествия мы посчитаем, сколько "экоколобков" набрала каждая команда. Я буду вашим проводником, а вы, экоколобки, мои пассажиры.
А теперь по вагонам и в путь! (Слайд 14)
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Итак, первая наша остановка и станция "Лесная" (Слайд 15)
Край родной! Ты лесами красив.
Ты раскинул поля широко!
Серебристыми ветками ив
Шелестят берега над рекой (Слайд 16)
На этой станции мы поговорим с вами о лесных богатствах нашего заповедника и узнаем, какие проблемы существуют здесь. (Слайд 17)
Для этого нужно выполнить задание. Игра "Лишнее растение"
Вам предлагается убрать лишнее растение, которое не растут в наших лесах.
- тополь, осина, инжир (Слайд 18)
- сосна, ель, кипарис (Слайд 19)
- береза, клен, туя (Слайд 20)
- виноград амурский, баобаб, женьшень (Слайд 21)
- шиповник, адонис амурский, кактус (Слайд 22)
- бархат амурский, калина, персик (Слайд 23)
Лес - это наше богатство. К сожалению, многие растения находятся под угрозой исчезновения. Как вы думаете почему?
Ответы детей
Все правильно, необходимо соблюдать правила поведения в лесу. (Слайды 24, 25)
Раздается стук.
- Ребята, к нам еще кто-то в гости пришел. Слышите стук? (Входит мальчик с рюкзаком, из кармана торчит рогатка.)
- Ты куда идешь?
В лес, конечно!
Я смотрю, гость какой-то странный (вынимает рогатку из кармана мальчика).
Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети скажут, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которыми можно пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила.
(Мальчик достает из рюкзака вещи.)
* Резиновые сапоги
- Я собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки.
* Нож
- Я решил, когда устану, посидеть у костра.
* Зажигалка
- Я решил, когда устану, посидеть у костра.
* Магнитофон
- Я собирался послушать новые записи - хиты.
* Небольшое пластмассовое ведро.
- В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить.
* Пакет с крошками хлеба, крупой.
- Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.
- Да я смотрю, ты молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности. Любишь природу, пытаешься о ней заботиться. Но запомни, что нельзя причинять боль природе.
Ты обещаешь это? (Да, обещаю.)
А, вы, обещаете?
Теперь продолжим наш путь.
Кого еще мы можем встретить в наших лесах?
Следующая станция - "Жители леса" (Слайд 26)
1.
Троп копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.) (Слайд 27)
2.
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами- кисти - рожки,
С виду котик, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь. (Рысь) (Слайд 28)
3.
Кто на своей голове лес носит? (Олень) (Слайд 29)
4.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в зубке серенькой зимой
И в рыжей шубке - летом. (Белка) (Слайд 30)
5.
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну. (Волк) (Слайд 31)
6.
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост-
Я коварна и хитра,
Глубока моя нора. (Лиса) (Слайд 32)
7.
Родственник домашней киске,
Этот зверь не робкий.
Бродит хищник уссурийский
По таежной тропке. (Тигр) (Слайд 33)
Как вы думаете, какое из этих животных самое величественное, самое красивое?
Амурский тигр (также известный, как Уссурийский, Сибирский или Восточно-сибирский тигр) один из самых малочисленных подвидов тигра, самый северный тигр. Он - объект поклонения многих народностей Дальнего Востока.
На языках народов Приамурья тигра часто называют "Амба" (большой), чтобы не накликать беду. (Слайд 34, фильм о тигре)
А мы с вами будем охранять животных?
А теперь прежде, чем мы продолжим наш путь, предлагаю вам такую звериную зарядку.
Физминутка
Звериная зарядка. (Слайд 35)
Давайте, остановимся и послушаем, кто это так чудесно поет? (Слайд 36)
Следующая станция "Птичьи разговоры" (Слайд 37)
Давайте проверим, хорошо ли вы знаете птиц и насколько внимательны?
Слушайте внимательно! Если я ошибусь, хлопните в ладоши.
(чтение шутливого стихотворения "Прилетели птицы", слайд 38)
Молодцы. Я вижу, что вы были внимательны и знаете птиц!
- Как мы с вами можем помочь птицам? (Ответы детей)
- Какая акция идет сейчас у нас в городе и нашем детском доме? Я предлагаю вам сейчас изготовить кормушки для птиц. (Слайды 39, 40, 41)
- Какие вы молодцы, вы уже столько добрых дел сделали. Давайте их назовем.
- Наше путешествие еще не закончилось, и мы продолжаем путь.
- Как хороши наши леса, поля, реки, озера, которые мелькают за окнами вагонов. Самые удивительные и живописные места носят не менее красивые названия. О чем вам, например, говорит название "Амур"? (Слайд 42)
Верно, это название реки, которая протекает в нашем городе и поэтому наш город как называется::?
Следующая станция - "Амурская" (Слайд 43)
Наша река очень большая по протяженности и полноводная, в ее глубинах так трудно найти рыб.
И здесь понадобятся ваши знания о рыбах, чтобы разгадать "зашифрованные слова" (Слайды 44, 45)
- АУХА (УАХА)
- КАРАСЬ (АСЬКАР)
- ОСЕТР (ТРЕСО)
- КЕТА (ЕТАК)
- СОМ (МОС)
- САЗАН (НАЗАС)
- ЩУКА (АКУЩ)
- КАСАТКА (ТАСАККА)
Это, конечно, не полный список рыб, которые водятся в нашей реке Амур. Наша река очень богата рыбными ресурсами. Но многие рыбы, также как и растения, звери, птицы нуждаются в защите. Почему? Необходимо соблюдать правила поведения у водоемов. (Слайды 46, 47, 48)
Наше путешествие подходит к концу. И последняя станция "Экопитание" (Слайд 49)
Здесь нам предстоит выяснить, какие натуральные продукты и экологически чистые могут нам предложить герои мультфильмов.
Попробуйте по песням из мультфильмов отгадать, кто является героем этого мультфильма и какой продукт он может предложить.
1.песенка "Вини-Пуха"
2.песенка "Антошка"
3. песенка "Кто пасется на лугу"
4.песенка "Два веселых гуся" (Слайд 49)
Вот с таким хорошим настроением и полными корзинами натуральных продуктов отправляемся домой.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Многоуважаемые экоколобки! Мы увидели и исследовали сколько проблем, существует в нашем Зеленом доме. Скажите, кто виноват в этом? (Слайды 50, 51) Чем мы можем помочь нашей природе, нашему краю, городу, дому, в котором мы живем? (Слайд 52)
Теперь каждая команда подсчитают, сколько они заработали "экоколобков".