Урок русского языка "Число имени существительного. Нормы образования и употребления форм имени существительного". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель:

Обучающая: повторение изученного в начальной школе о категории числа имен существительных, знакомство с нормами образования и употребления форм числа имен существительных;

Развивающая: развитие творческих способностей учащихся;

Воспитательная: развитие умения работать в малой группе

Оборудование: мультимедийная презентация, индивидуальные карточки с заданиями, грамматические словари трудностей.

Ход урока

  1. Оргмомент. Здравствуйте, уважаемые ребята!
  2. Мы начинаем наш урок и продолжаем изучать особенности имени существительного.

    Назовите, пожалуйста, существительное, которое больше всего соответствует вашему настроению в данный момент, перечислите морфологические признаки данного существительного (ответы детей). Спасибо.

  3. Словарный диктант: чтобы, исчезать, стадион, легенда, образ, безвкусный, компьютерщик, разиня, тихоня, грязнуля. (самопроверка).

Найдите имена существительные, представленные в диктанте, по следующим признакам:

А) существительное нарицательное, неодушевленное, женского рода (легенда).

Б) нарицательные, одушевленные, общего рода (разиня, тихоня, грязнуля).

3. Запись темы урока.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, составьте слово из начальных букв первых 5 слов диктанта. Число имени существительного. Это первая часть темы.

Чтобы узнать вторую часть темы, попробуйте ответить на вопрос-шутку:

У рыбов нет зубов,
У рыбей нет зубей
Или - у рыб нет зуб?

Правильно сказать, у рыб нет зубов.

Как прозвучит вторая часть темы? Ваши предположения. (Нормы образования и употребления форм числа имен существительных) Запись темы в тетрадь

  1. О категории числа имени существительного вы уже знаете из начальной школы. Ответьте на вопросы:
  • Сколько форм числа у имен существительных в русском языке? (две)
  • Что обозначает имя существительное в единственном и множественном числе? (один предмет или два и более)

Правильно. Число в грамматике обозначает количество предметов: если речь идет об одном предмете, употребляется единственное число, если предметов два и больше, то используется множественное число.

Вывод: эта информация для вас не новая, наш урок сегодня необходим для того, чтобы правильно употреблять формы числа существительных.

Перед этим – физкульминутка (Если я называю имя существительное в единственном числе, вы хлопаете в ладоши один раз, если во множественном – два раза)

  1. Самостоятельная работа.
  2. Итак, наша основная задача сегодня – научиться правильно употреблять формы множественного числа существительных.

    Прочитайте информацию из книги “Грамматическая правильность русской речи”. Ответьте на вопросы:

    Какие окончания в родительном падеже мн. числа имеют имена существительные, обозначающие парные предметы?

    Какие окончания в родительном падеже мн. числа имеют имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в им.п. ед.числа на –це?

    Какие имена существительные в родительном падеже мн. числа имеют окончание –ов?

  3. Самостоятельная работа

Это основные правила. Остальные нормы необходимо проверять по словарю. Почему необходимо пользоваться словарными статьями при выполнении этого задания?

Выполните следующие задания, используя информацию из словаря “Грамматическая правильность русской речи”.

1) Слова торт, договор поставьте в форму множественного числа именительного падежа.

2) От слов дно, чулок, носок, туфля, блюдце, полотенце, солдат, партизан, грамм, килограмм образуйте форму множественного числа родительного падежа.

  1. Слово шорты поставьте в родительный падеж.

Проверьте себя по словарю. Вспомним, как пользоваться словарной статьей.

блюдце, им.мн.-а, род.мн. –ец

Самопроверка. Проверьте, правильно ли вы образовали формы имен существительных.

Блюдце - блюдец

Грамм - граммов

Дно - доньев

Договор - договоры

Килограмм - килограммов

Носки – носков

Партизаны – партизан

Полотенца – полотенец

Солдаты - солдат

Торт - тОртов

Туфля - туфель

Чулки - чулков

Шорты - шорт

  1. Это формы существительных, в которых и взрослые, и дети часто допускают ошибки. Как сделать так, чтобы лучше запомнить эти нормы?

Придумайте, пожалуйста, подсказки-картинки, стихотворения, сказки, выпуски радиопередач, чтобы формы этих слов запомнились лучше.

РАБОТА в группах – 7-8 минут.

ОТВЕТЫ детей

Варианты выполнения творческого задания.

  1. Партизан любит есть пармезан.
  2. Нет пармезана, нет и партизан.

  3. Знаем точно назубок:
  4. Нет чулок и нет носков!

  5. Только тОрты, тОрты!

Нужно съесть мне на обед 80 штук!

Ведь самый лучший в мире спорт – это есть на скорость торт!

  1. Итоги урока.

Наш урок подошел к концу. Пожалуйста, назовите имя существительное, которое точно бы отражало ваши эмоции от урока. Объясните, почему вы выбрали такое существительное.

Д/З: упр.386. Выучить формы числа существительных, с которыми работали на уроке.

Отметки за урок.

Выписка из словаря “Грамматическая правильность русской речи”

(авторы Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская)

блюдце, им.мн.-а, род.мн.- блюдец

грамм, им.,мн.-ы, род.мн.-граммов

дно, им. мн. донья, род.мн.-доньев

договор, им.мн.-договоры

килограмм, им.мн. –ы, род.мн. -килограммов

носок, им.мн. –и, род.мн. –носков

партизан, им.мн. –ы, род.мн. –партизан

полотенце, им.мн. –а, род.мн. –полотенец

солдат , им.мн. –ы, род.мн. -солдат

торт, им.мн. –ы, род.мн. тОртов

туфля, им.мн. –и, род.мн. -тУфель

чулок, им.мн. –и, род.мн. -чулок

шорты, род. -шорт

Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа имен существительных

  1. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном имеют нулевое окончание:

Сапоги – сапог (р.п. мн.ч), туфли – туфель, чулки – чулок, шорты – шорт

      НО:

      Носки – носков

      Джинсы - джинсов

  1. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в им.п. ед.числа на

–це, как правило, оканчиваются на –ец:

Блюдце - блюдец, полотенце – полотенец, щупальце – щупалец

НО:

Деревце – деревцев

3. Следующие имена существительные имеют в родительном падеже множественного числа окончание – ов:

Граммы - граммов

Килограммы – килограммов