Узнаем себя играя

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


(игровые приёмы в работе с участниками образовательного процесса)

Предлагаю Вашему вниманию игровые приёмы, которые можно использовать в работе с педагогами, родителями и воспитанниками старшего дошкольного возраста как отдельными игровыми упражнениями так и в комплексе.

Цель: снятие утомления и напряжения, улучшение психологического климата в коллективе (с этой целью использованы упражнения на сплочение коллектива, кроме того, по окончании игр можно получить хороший диагностический материал и информацию к размышлению).

Задачи:

  • создать благоприятные условия для работы в группе участников;
  • отработать приёмы уверенного поведения;
  • упражнять в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе.

Игры для разминки.

Применяются для улучшения настроения членов группы, возрастания непринужденности в их поведении, сокращения дистанции в общении.

Упражнение “Имя-движение”

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе и знакомство ее участников.

Необходимое время: 7 минут.

Материалы: нет.

Подготовка: специальной подготовки не требуется.

Процедура: участники группы по очереди произносят свои игровые имена (название цветка и т.п.), но сопровождают их определенным движением рук, может быть, характерным для себя жестом. Затем все хором называют имя очередного участника и повторяют его жест (или имена с прилагательным на ту же букву, Светлана - светлая).

Упражнение “Объединение”

Цель: повышение уровня внутригрупповой сплоченности.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: нет.

Подготовка: специальной подготовки не требуется.

Процедура: ведущий просит найти друг друга тем, у кого одинаковый цвет глаз… (варианты: “тем у кого день рождения летом”, “тем, в чьем имени пять букв”, “тем у кого красные носки” и т.д.).

Упражнение “Кто быстрее?”

Цель: сплочение коллектива.

Группа выполняет задания быстро и четко.

Инструкция. “Постройте фигуру, используя всех игроков команды”

(квадрат, треугольник, круг, ромб, угол, букву П, птичий косяк)

Игры основного этапа.

Цель игр — позволить участникам группы соприкоснуться с теми сторонами своей личности, которые никогда не осознавались ими полностью, проиллюстрировать процессы проекции и помочь им идентифицировать и, возможно, исправить фрагментарные аспекты их личности.

Упражнение “Телефакс”

Цель: проработать умения активного слушания, массажные элементы.

Это упражнение похоже на игру “Испорченный телефон”, но в ней есть своя изюминка.

Время проведения: 15 минут.

Подготовка: нарисуйте на листах бумаги несколько нетрудных для изображения объектов: дерево, дом, рыбу, цветок. Кроме того, каждой команде понадобятся бумага и карандаш.

Этапы игры:

1.Группа делится на команды по шесть-восемь игроков в каждой. Все садятся один позади другого на стулья (спинки стульев надо повернуть в сторону) или на пол. Первый в ряду игрок получает чистый лист бумаги и карандаш, последний - карточку с рисунком (больше ее не должен видеть никто).

2.Каждая команда сейчас будет работать, как телефакс. Члены команды пытаются как можно быстрее и точнее переправить сообщение. Это сообщение – простое изображение предмета, который рисуется указательным пальцем на спине впереди сидящего. Игроки не должны переговариваться между собой.

3.Когда “сообщение” дойдет до первого члена команды, он изображает на листе бумаги предмет, который, как ему кажется, рисовали на его спине, и кричит “Готово!”. После этого можно сравнить обе карточки.

4.Перед началом следующего раунда выясните, будут ли команды менять последовательность игроков.

5. В конце игры обсудите несколько вопросов:

Слаженно ли работала команда?

Как можно было повысить эффективность работы?

Почему скорость, с которой команды выполняли задания, была различной?

Варианты: игроки могут посылать и текстовые сообщения, например, простые слова: “да”, “нет”, “алло”, “ура” и т.д.

Упражнение “Бабушка из Бразилии” - двигательное (шуточное).

Все участники встают лицом в круг. Ведущий показывает движения и произносит определенные фразы. Задача участников – всё за ним повторить.

1.Стоя прямо, держа руки по швам, бодро: “У меня в Бразилии есть бабушка!”

2.Повторить позицию 1, затем выставить вперед правую ногу, повернув стопу внутрь: “У нее вот такая нога!”

3.Повторить позиции 1 и 2, затем повернуть корпус так, чтобы левое (правое) плечо выдвинулось вперед, и выставить вперед локоть левой (правой) руки, спрятав кисть под мышку: “У нее вот такая рука!”

4.Повторить позиции 1, 2 и 3, затем наклонить голову на плечо и скривить рот: “У нее голова набок и рот кривой!”

5.Повторить позиции 1, 2, 3 и 4, затем, подпрыгивая в получившейся позе, громко: “Она прыгает и кричит: “Я самая красивая бабушка в Бразилии!!!”

Игра с платком.

Цель: снять эмоциональное напряжение, дать возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.

Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актёры и зрители. Выберем и в нашем зале место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актёром, а кто – зрителем, проведём небольшую жеребьёвку. (раздаются карточки “актёр+роль”, “зритель”).

Инструкция. “У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики изобразить бабочку, принцессу, волшебника, бабушку, фокусника, человека, у которого болит зуб, морскую волну, лису”.

“У Вас прекрасно получилось! Понравилось исполнять роли? Может кто-то изобразит свою роль?”

Игры для завершения

Цель игр для завершения — символическое окончание-итог, отреагирование накопившихся, но невыраженных чувств и эмоций, настрой на обычные дела.

“Я всё смогу” (релаксационная музыка)

“Сегодня прекрасный день и у меня всё прекрасно. Я чувствую себя хорошо. У меня замечательное прекрасное настроение. Я готов работать. Я буду настойчиво и упорно трудиться и обязательно всему научусь. Я уверен в себе. Я верю, что у меня всё получится. Буду настойчивым и упорным в достижении цели. Я чувствую, что с каждым днём я становлюсь всё умнее, красивее, трудолюбивее, увереннее в себе и своих силах. Я готов к работе. Я всё смогу!”

Рефлексия.

Участники группы делятся впечатлениями: что понравилось, а что нет, какой вывод они для себя сделали. После окончания обсуждения ведущий выполняет любой “сказочный ритуал”, приемлемый для возраста участников данной группы. Это может быть “Подарок”.

Участники встают в круг. Ведущий дает следующую инструкцию: “Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-нибудь предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.)”.